Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА СПЕЦИФИКУ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Проблема влияния родительской семьи не только на развитие ребенка, но и на всю его последующую жизнедеятельность в психологической науке – актуально еще начиная с «эпохи» З. Фрейда. Среди современных работ можно отметить труды [1-6]. Это заставило нас предположить, что и переживание вины будет зависеть от взаимоотношений личности с родителями и другими близкими родственниками.

В рамках проведенного эмпирического анализа мы рассматривали следующие ситуации:

1. Личность, выросшая в полной семье;

2. Личность, воспитывающаяся только одним родителем;

 3. Личность, проживающая в детстве с другими родственниками;

 4. Личность, чье детство прошло в приемной семье;

 5. Воспитанники детских домов и других государственных учреждений.

 

Мы попытались выявить какие особенности переживания вины и отношения к прощению будут свойственны каждой из этих «категорий». В первом случае, то есть в наиболее благоприятной ситуации (при наличии обоих родителей) во взрослом состоянии человек испытывает вину достаточно редко (r=-0,15, при р≤0,05). Детство, проведенное с мамой и папой, как мы видим, обеспечивает не только отсутствие чувства вины перед родителями (r=-0,16, при р≤0,05) и другими родственниками (r=-0,25, при р≤0,01), но и перед самим собой (r=-0,17, при р≤0,01), делая Я-концепцию личности достаточно устойчивой. Причиной, которая может вызвать появление данной эмоции является нанесение оскорблений (r=0,16, при р≤0,05). Если же оно возникает, то они не будут уходить от проблемы с помощью алкоголя (r=-0,15, при р≤0,05). Отметим, что мы выявили, что такие лица сами не склонны просить прощение ни у родителей (r=-0,13, при р≤0,05) других родственников (r=-0,18, при р≤0,01), у соседей (r=-0,15, при р≤0,05) и малознакомых (r=-0,15, при р≤0,05), что объясняется именно тем, что чувство вины у них и не возникает, о чем говорилось выше. Таким же образом можно трактовать и то, что они не приносят извинения за совершение предательства (r=-0,15, при р≤0,05) – так как подобное поведение им не свойственно. С обратной стороны, то есть когда просят прощения у них, они могут простить любой проступок, в том числе и агрессивное поведение (r=-0,13, при р≤0,05) если видят, что другой искренне раскаивается и извиняется (r=0,14, при р≤0,05). Самым тяжелым моментом, для лиц, выросших в полной семье, является неумение простить себя (r=-0,14, при р≤0,05). Как мы уже говорили выше, чувство вины перед собой им не свойственно, но если обстоятельства способствуют этому, то им крайне сложно прийти к согласию с самим собой.

Респонденты, выросшие в неполной семье, представляющие вторую группу, склонны чаще испытывать чувство вины, оно возникает у них ежедневно (r=0,16, при р≤0,05). При этом подобное ощущение формируется по отношению к членам семьи: родителям (r=0,19, при р≤0,01) и другим родственникам (r=0,24, при р≤0,01). Интересно, что виноватыми они себя считать не будут, если нанесли словесное оскорбление другим (r=-0,14, при р≤0,05). Особо «опасным» можно считать тот факт, что такие лица однозначно не умеют правильно справляться с подобным состоянием, им свойственен уход либо с помощью алкоголя (r=0,16, при р≤0,05), либо – виртуальной реальности (r=0,16, при р≤0,05). Примечательно еще и то, что прощение они готовы просить практически у всех: у родителей (r=0,19, при р≤0,01), других родственников (r=0,15, при р≤0,05), соседей (r=0,13, при р≤0,05) и малознакомых лиц (r=0,14, при р≤0,05). В плане прощения выявлено и затруднения на уровне Я-концепции. Осознавая вину перед самим собой (r=0,13, при р≤0,05) таким лицам сложно «отпустить» и жить дальше.

Следующая группа «состоит» из тех, кто воспитывался другими родственниками (бабушки, дедушки, тети, дяди). В данном случае выявленные взаимосвязи касаются лишь способов преодоления чувства вины: им свойственно отсутствие попыток что-либо предпринимать (r=0,21, при р≤0,01), такие лица просто ждут, когда подобная эмоция исчезнет сама по себе. Прощение чаще всего они просят за несоответствие ожиданиям (r=0,13, при р≤0,05) или поступки, которые сами оценивают как «грешные» (r=0,13, при р≤0,05). Возможно, это объясняется тем, что воспитываясь не родителями, а другими лицами, которые формально не обязаны были заботиться о них, такие респонденты чувствую себя должными «быть идеальными» в глазах родственников. Вероятно это и приводит к тому, что прощение они готовы просить несколько раз (r=0,17, при р≤0,01) и сами они отмечают, что причиной этого становятся угрызения совести (r=0,17, при р≤0,01).

Далее остановимся на респондентах, которые провели детство в приемных семьях. Среди них чаще встречаются те, кто не испытывают чувство вины обманывая других (r-

=0,13, при р≤0,05). Ситуации, в которых же они готовы принести свои извинения сводятся лишь к факту измены (r=0,13, при р≤0,05). При этом, важно отметить, что побудителем выступает лишь осуждение со стороны других людей (r=0,28, при р≤0,01). Еще один

«тревожный звонок» то, что таким лицам легче простить малознакомых лиц (r=0,13, при р≤0,05). Таким образом, мы видим глубокие проблемы в данной сфере, сводящиеся как к блокировке чувства вины, так и способам разрешения трудностей, вызываемых данным состоянием.

Последняя     группа     испытуемых,    которые     изначально     является     наиболее «психологически проблемной» и в сфере вины и прощения также обнаруживает ряд негативных тенденций. Так, лица, воспитывавшиеся в детских домах и других государственных учреждениях, впоследствии особо остро переживают ситуации нарушения этических норм (r=0,17, при р≤0,01). При этом, подобное чувство вины заставляет их уходить в виртуальную реальность при помощи всемирной Сети (r=0,13, при р≤0,05), а также употреблять алкоголь (r=0,18, при р≤0,01). Это четко позволяет определить направление деятельности психологов, работающих при таких учреждениях.

Таким образом, подводя итог, кратко обозначим специфику переживания вины, а также прощения для каждой из анализируемых групп респондентов.

Лица, которые в детстве росли с обоими родителями, не склонны к утрированному переживанию чувства вины. Они легко прощают, при том, что сами редко приносят извинения, что объясняется отсутствием склонности к самообвинению. Однако, если, по каким-либо причинам, им необходимо простить самих себя, это становится для них проблемой. Подобная тенденция требует дальнейших исследований, в которых бы учитывался стиль воспитания, взаимоотношения между родителями и другими членами семьи.

Лица, воспитывающиеся в неполных семьях, по результатам исследования, особо тяжело переживают чувство вины. Речь идет, как и о частоте, так и о том, что данное негативное состояние в большей степени затрагивает семейную сферу. Кроме этого выявлена полная неспособность адекватно контролировать и управлять подобными эмоциями.

В отличие от них, те, кто воспитывался без родителей (бабушками дедушками тетями дядями), имеют проблемы не столько в сфере чувства вины, сколько – прощения. Постоянные угрызения совести вкупе с желанием соответствовать ожиданиям окружающих приводит к навязчивой необходимости приносить извинение.

Серьезные, глубинные проблемы с вытеснением чувства вины и неумением отреагировать подобное состояние обнаруживаются у тех, кто воспитывался в приемных семьях и государственных учреждениях. Механизмы возникновения данных проблем не выявлены и требуют дополнительного внимания психологов.

 

 

Список литературы

 

1.                  Андреева О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников     //     Интернет-журнал     Науковедение.     2014.     №5     (24).     URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vliyaniya-semi-na-uspeshnost-obucheniya- mladshih-shkolnikov (дата обращения: 25.10.2016).

2.                  Гонина О. О. Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста // Концепт. 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-osobennostey-obscheniya-mezhdu-roditelyami- na-emotsionalnuyu-sferu-ih-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.10.2016).

3.                  Иванов Н.Н. Влияние отношения родителей к ребенку // Наука и современность. 2014. №29. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otnosheniya- roditeley-k-rebenku (дата обращения: 25.10.2016).

4.                  Курицын А. В. Формирование самоотношения подростков, родители которых страдают алкогольной зависимостью // Педагогика и психология образования. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie- samootnosheniya-podrostkov-roditeli-kotoryh-stradayut-alkogolnoy-zavisimostyu (дата обращения: 25.10.2016).

5.                  Шрамко Л. В., Коваленко М. В. Влияние образа отсутствующего родителя на  формирование  полоролевой  идентичности  подростков  //  Международный журнал                       экспериментального          образования.          2010.          №8.          URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obraza-otsutstvuyuschego-roditelya-na- formirovanie-polorolevoy-identichnosti-podrostkov (дата обращения: 25.10.2016).

6.                  Шуняева В. А. Влияние родителей на делинквентное поведение детей // Вестник ТГТУ. 2002. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-roditeley-na- delinkventnoe-povedenie-detey (дата обращения: 25.10.2016).