30 ноября 2016г.
Согласно статье 2 (пункт 31) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся (законные представители) и педагогические работники [7, с.6]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также зафиксирована необходимость становления ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений [6, с.7]. В своей работе мы исходили из понимания субъектности, как «порождения человеком формы своего поведения», предложенной Б.Д. Элькониным [8, с.9]. Как известно, личность изначально строится из «материала, несущего в себе заряд субъектности» [3, с. 53].
Мы считаем, быть субъектом для младшего дошкольника – значит, до начала деятельности представлять ее результат (целенаправленность и настойчивость в достижении результата своих действий). Быть субъектом для старшего дошкольника – значит осознавать изменения в собственных представлениях об окружающем мире и о самом себе (рефлексия). Благодаря рефлексии ребенок старшего дошкольного возраста может стать участником (субъектом) образовательных отношений.
Быть субъектом образовательных отношений для родителей дошкольника – значит, осознавать изменения в ребенке, которые происходят в процессе его образования, это значит, уметь ставить и реализовывать задачи развития ребенка, это значит, уметь рефлексировать собственные изменения в процессе образования и развития своего ребенка и ставить и реализовывать задачи саморазвития как родителя и личности.
Быть субъектом образовательных отношений для педагога детского сада – значит, понимать роль взаимодействия со взрослыми в становлении субъектности ребенка, рефлексировать изменения в воспитанниках в процессе реализации задач образования и развития детей, уметь в совместной деятельности с родителями решать задачи образовательной программы дошкольного образования. Вслед за авторами мы считаем, что процессы становления субъектности и формирования компетентности едины [1, с.192] для всех участников образовательных отношений.
Итак, каждый из участников образовательных отношений в той или иной степени развивается и реализуется как субъект деятельности, взаимодействия, рефлексии собственного образования и самообразования.
Мы считаем, что совместные проекты семьи и детского сада, благодаря рефлексии собственной деятельности и взаимодействия, могут стать эффективным средством становления и развития участников образовательных отношений как субъектов образования и самообразования. Опишем это на примере единого образовательного проекта семьи и детского сада «Город моего детства».
Идея и тема проекта появились не сразу, этому предшествовала работа с педагогами, с семьями воспитанников. Хотелось найти такое содержание проекта, чтобы удовлетворить образовательные потребности и инициативы и педагогов, и родителей, и детей, чтобы в проекте смогли проявить (и развить) себя все участники образовательных отношений.
Наша стратегическая цель - посредством содержания и организации взаимодействия в процессе создания и реализации совместных с семьей проектов повысить субъектную позицию каждого участника образовательных отношений в реализации и освоении Образовательной программы дошкольного образования: родителей, детей, педагогов.
Цель проекта «Город моего детства» - помочь родителям осознать себя участником и субъектом образовательных отношений средствами расширения пространства и времени взаимодействия с детьми, через привлечение семьи к образованию и развитию своих детей.
Новизна проекта: в осмыслении содержания проекта как средства реализации стратегической цели – вовлечения родителей в образовательную деятельность, их становление в качестве участника (субъекта) образовательных отношений.
В связи с тем, что в нашей стратегической цели обозначены три основных участника образовательных отношений, для каждого были сформулированы задачи повышения их субъектной позиции в ходе реализации проекта.
Задачи реализации проекта в работе с родителями:
1. Постепенно привлечь родителей к образованию своих детей и сформировать у них потребность и привычку развивать ребенка в повседневной жизни.
2. Способствовать осознанию родителями своей семьи как непреходящей ценности, а город - как пространство взаимодействия самых любимых людей. Помочь родителям как бы вернуться в детство и благодаря этому - приблизиться к своему ребенку: «впасть в детство» - в хорошем смысле этого выражения.
3. Привлечь родителей к совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения и семьи в рамках содержания проекта.
4. Повысить компетентность родителей в воспитании детей за счет актуализации и развития их образовательных потребностей и стимулирования образовательных инициатив.
5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку некоторых семей в вопросах приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества, индивидуализации дошкольного образования, в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений и др.
Задачи реализации проекта в работе с детьми:
1. Способствовать созданию социальной ситуации развития ребенка, увеличивающей шансы на благоприятный эмоциональный фон сотрудничества с близкими людьми (родителями, бабушками/дедушками и другими взрослыми членами семьи, а также с братьями/сестрами).
2. Реализовать содержание проекта в формах, интересных для всех участников образовательных отношений и специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего, в игре, взаимодействии со взрослыми и сверстниками, познавательной и исследовательской деятельности, в экспериментировании, в различных видах творческой активности и др.
3. Способствовать воспитанию гуманной, социально активной, творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу и своему народу.
4. Средствами содержания и технологии реализации проекта создать условия для развития у ребенка целенаправленности, любознательности, самостоятельности, формирования представлений о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Начать формировать рефлексии через осознание изменений в собственных представлениях о родном городе.
5. Посредством активности ребенка в выборе содержания и средств реализации проекта содействовать становлению его как субъекта образования.
Задачи реализации проекта в работе с педагогами:
1. Создать условия для изменения ценностного отношения педагогов к семьям воспитанников.
2. Содействовать переосмыслению взаимодействия с семьями воспитанников: партнерство, обусловленное реализацией содержания образовательного проекта «Город моего детства» с целью повышения субъектной позиции как профессионала и как гражданина своего города в высоком смысле этих слов [4, с.50].
3. Развивать (формировать, корректировать) профессиональные компетенции: коммуникативные, проективные, диагностические, консультативные.
4. Помочь актуализировать креативные (исследовательские) возможности педагогов в установлении содержательных контактов с семьями воспитанников.
5. Научить осуществлять поддержку некоторых семей в вопросах приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества, индивидуализации дошкольного образования; в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений и др.
6. Совершенствовать содержательный раздел образовательной программы дошкольного образования за счет разработки методических материалов, обеспечивающих реализацию проекта.
Принципы реализации проекта:
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства за счет создания условий для его позитивной социализации и обогащения детского развития.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер сотрудничества детей и взрослых. Уважение к личности всех участников образовательных отношений.
3. Поддержка образовательных инициатив семьи в выборе содержания образования своего ребенка (содействие индивидуализации образования).
4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.
5. Возможность включения семьи в проект на разных этапах его реализации. Этапы реализации проекта:
1) подготовительный,
2) организационный,
3) практический,
4) итоговый.
Содержание 1 «подготовительного» этапа:
• диагностика и выявление проблем взаимодействия с семьями воспитанников в образовательном процессе;
• оказание методической помощи педагогам в переосмыслении профессиональной позиции по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников как субъектам образования [2, с.119];
• повышение компетенции педагогов в работе с семьей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Содержание 2 «организационного» этапа:
• выявление образовательных потребностей и инициатив семьи (средствами анкетирования, общения и диспутов в ходе родительских собраний, индивидуальных бесед);
• совместное с семьями планирование содержания и форм работы по проекту [5, с. 164];
• расширение развивающей предметно-пространственной среды в группах и семьях, времени взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, семьи, других социальных институтов (в музеях, театрах, библиотеке), на автопоходах и экскурсиях (на природу, ферму, спортивные мероприятия и др.).
На этом этапе была собственно сформулирована единая тема проекта «Город моего детства»; в творческих группах педагогов и родителей разработаны темы, содержание и формы работы в пяти подпроектах, причем в каждой возрастной группе одна образовательная область реализуется в приоритете, интегрируясь с другими:
ü Младшая группа: подпроект «Мама, папа, садик, я – и все-все мои друзья» (приоритетная образовательная область – социально-коммуникативное развитие).
ü Средняя группа: подпроект «Волшебная шкатулка» (приоритетная образовательная область – художественно-эстетическое развитие).
ü Старшая группа: подпроект «Быть здоровым – здорово!» (приоритетная образовательная область – физическое развитие).
ü 1 Подготовительная группа: подпроект «С книжкой по родному краю» (приоритетная образовательная область – речевое развитие).
ü 2 подготовительная группа: подпроект «Я по городу шагаю» (приоритетная образовательная область – познавательное развитие).
Содержание 3 «практического» этапа - собственно реализация подпроектов в рамках единого образовательного проекта семьи и детского сада в соответствии с планом мероприятий каждой возрастной группы.
Реализуя содержание каждой образовательной области, в проекте были использованы разнообразные содержание и формы взаимодействия с семьями воспитанников, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Список литературы
1. Кравченко А.А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности в единстве со становлением субъектности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования//Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4-1.
2. Плисенко Н.В., Соловьева И.А., Савичева С.В. Планирование работы с педагогами по переосмыслению профессиональной позиции по отношению к взаимодействию с семьями воспитанников//Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Международной научно-практической конференции/редкол.: О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
3. Сериков В.В. Субъективная реальность педагога//Педагогика. - 2009.- №10.
4. Соловьева И.А., Савичева С.В. Переосмысление профессиональной позиции по отношению к взаимодействию с семьями воспитанников в свете ФГОС дошкольного образования//Научный поиск. – 2015 №3.5.
5. Соловьева И.А., Савичева С.В., Тараскина Т.М. Подготовка педагогов к реализации совместных с семьями образовательных проектов в возрастных группах//Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VI Международной научно-практической конференции/редкол.: О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – №3 (6).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.– М.: УЦ Перспектива, 2014.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект,2013.
8. Эльконин Б. Д. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Академия, 2001.