Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИМНАЗИИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Выготский Л.С., еще в 20-е годы прошлого века, утверждал о том, что учить детей с особенностями в развитии необходимо в системе интегрированного обучения. Он настаивал на создании такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное образование с общим. Это необходимо, потому что специальная школа замыкает слепого, глухого или умственно отсталого ребенка, в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь [1].

Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение в России предполагает овладение ребенком с особыми нуждами общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Многочисленные исследования Н.М. Назаровой, Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко, М.И. Никитиной и др. показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней.

Социально-культурную интеграцию можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определёнными издержками в сфере реабилитации, коррекции и социализации. Составной частью интеграции детей с отклонениями развития в социум является    их   интеграция   в   общеобразовательные    учреждения,    где   они    получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Один из вариантов взаимодействия общего и специального образования нашли педагоги гимназии № 2 и школы-интерната № 8 города Иркутска.

В школе-интернате обучаются дети с нарушением зрения в различной степени тяжести: полностью лишенные зрения (тотальные слепые), обладающие остаточным зрением, слабовидящие, а также дети с заболеваниями, при которых снижение зрения прогрессирует.

Тотально слепые и дети с остаточным зрением используют при получении учебной информации осязание и слух. Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Слабовидящие дети могут работать при помощи зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.

Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации. Вследствие этого движения слепых учащихся скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении. У слепых и слабовидящих отмечают закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде.

Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций  у детей с нарушениями зрения зачастую сочетается с навязчивыми движениями. Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и слабовидящих [2] .

Поэтому для создания эффективных условий обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения обучают в специализированных учреждениях. Несмотря на все положительные моменты специального образования, эти дети практически изолированы от общества и испытывают трудности социализации.

С другой стороны, учащиеся СОШ, лицеев, гимназий находятся в условиях постоянного      соперничества,      конкуренции,      социального      неравенства. В итоге эмоционально-волевая и духовно-нравственная сферы личности учащихся общеобразовательных учреждений требует дополнительных воспитательных мер по развитию таких качеств как: эмпатия, терпимость, сочувствие и доброта.

Формирование разных средств общения и их использование в различных видах человеческой деятельности происходит по одним и тем же законам онтогенеза. Следовательно, в основе развития детей с нарушениями зрения также лежат антропологический принцип и принцип природосообразности.

Учитывая имеющиеся проблемы социализации учащихся как нормально развивающихся, так и их сверстников с нарушениями зрения, а также, основываясь на вышеперечисленные принципы развития учащихся, осуществлялось взаимодействие гимназии со  школой-интернатом № 8 в течение 2014-2015 учебного года.

Данное взаимодействие заключалось в организации совместных внеурочных воспитательных и развивающих мероприятий. В рамках данного сотрудничества были проведены: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», концерт художественной самодеятельности «Мы - дети планеты Земля!», научно-практическая конференция (НПК)

«Поиск.  Творчество.   Открытие»,   театральный  фестиваль   «Друзья   Мельпомены» и благотворительная акция «Щедрое сердце».

Многие вопросы интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» были посвещаны проблемам зрения. Игра проходила в актовом зале школы-интерната, в ней участвовало

23 команды образовательных учреждений города. В процессе подготовки к игре (здоровые или видящие) члены команды более глубоко узнали о значении зрения при восприятии окружающего мира и проблемах, связанных с обучением и развитием детей данной категории.

Эта интеллектуальная игра послужила отправной точкой для дальнейшего сотрудничества гимназии и школы-интерната № 8.

В следующем совместном мероприятии - концертной программе «Мы дети планеты - Земля» для педагогов и обучающихся гимназии № 2 были задействованы вокальные, танцевальные коллективы и солисты двух учреждений. Уровень выступления детей с нарушением зрения почти не отличался от уровня вокальных и танцевальных способностей гимназистов. Для зрителей и слушателей концерта было открытием узнать, что в нем принимали участие дети с нарушениями зрения с различной степенью тяжести.

Третьим совместным мероприятием было приглашение учащихся школы- интерната  на  ежегодную  гимназическую  научно-практическую  конференцию (НПК) «Поиск. Творчество. Открытие», в которой наравне с учащимися гимназии выступили со своими докладами четыре воспитанника школы-интерната. Совместная работа «120 лет школе. Историю пишем своими руками» Демчук Ольги, учащейся 8 класса школы-интерната и Кириченко Андрея, учащегося 7 класса СОШ № 21, заняла третье призовое место в секции «Краеведения» и вызвала огромный интерес у педагогов и участников конференции. Это мероприятие стало ярким примером того, что дети с нарушениями зрения обладают способностью к исследовательской деятельности, а при создании необходимых условий (научное руководство), уровень их работ соответствует предъявляемым требованиям любой НПК. В театральное искусство изначально заложен психотерапевтический элемент творчества, креативность и свобода самовыражения. Рассматривая психологические механизмы воздействия театра на внутренний мир и поведение человека, следует отметить, что одной из наиболее очевидных составляющих театрального представления является игра. Она создает условия для приобретения богатого сенсомоторного опыта и практических навыков, позволяет тренировать врожденные способности и искать пределы своих физических и интеллектуальных возможностей. Игра на театральной сцене позволяет актерам моделировать эмоционально наполненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, а зрителям — познавать и переживать эти ситуации [6] .

С этой целью был создан и уже на протяжении пяти лет проводится ежегодный гимназический театральный фестиваль «Друзья Мельпомены», в котором принимают участие учащиеся с 1-го по 11-й классы.

В 2015 году были приглашены два лучших театральных коллектива гимназии со спектаклями «Ромео и Джульетта» и «Фотокарточка» в школу-интернат. Воспитанники школы-интерната с интересом и эмоционально реагировали во время действий на  сцене:  смеялись.  В  конце  выступления аплодировали  юным  актерам и произносили слова благодарности за доставленное удовольствие. Актеры же отметили, что получили большой эмоциональный отклик заряд от зрителей.

Благотворительная акция «Щедрое сердце» показала, что среди учащихся, педагогов и родителей гимназии, много неравнодушных к проблемам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и имеющих проблемы со здоровьем. Дети школы- интерната получили необходимую им помощь, которая помогла почувствовать заботу и доброту со стороны гимназического сообщества.

Все эти мероприятия способствовали формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, а у детей с нарушениями зрения формированию положительного отношения к здоровым ровесникам, адекватного социального поведения, более полную реализацию потенциала взаимодействия, развития и обучения.

Таким образом, полученный опыт временной интеграции детей с нарушениями зрения  во  внеурочную  деятельность  гимназии  позволяет  обеспечить  ту  «долю» интеграции, которая полезна не только ребенку с нарушением зрения и доступна на данном    этапе    его    развития, но    и    детям    обучающихся    в    общеобразовательных учреждениях.

Список литературы

 

 

1.        Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 томах. Т. 5. Основы дефектологии / под. ред. Т. А. Власовой. — 1983. — 369 с.

2.        Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова и др., Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – С. 187-216.

3.        Малофеев, Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001. – С. 47-55.

4.        Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тезисы международного семинара. – СПб.: Образование, 1995. – С. 41-43.

5.        Шматко, Н.Д. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: методич. Пособие. / Н.Д.Шматко. – М.: «Аквариум», 2001. С. 98-99.

6.        Щербакова, В. В. Помощь Мельпомены или театр как терапия [Текст] / В.В. Щербакова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 816-818.