Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
07 декабря 2019г.

Логопедические дети имеют ряд особенностей: нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, встречается неполноценность динамического праксиса, слухо и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС (центральной нервной системы) и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей с ОВЗ.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста. Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камешка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое учителем-логопедом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводится несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Данная    разработка   заданий    адресована   учителям-логопедам,    дефектологам,    воспитателям воспитанников дошкольного возраста с ОВЗ.

1.Сенсорное развитие.

1. Упражнение "Знакомство".

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камешками "Марблс".

Задание: обращаем внимание на камешки и предлагаем ребенку перебирать камешки руками.

Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог говорит о текстуре - стеклянные, гладкие; качестве - хрупкие, прозрачные; цвете - красный, синий, зеленый, жёлтый.

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.


2. Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка".

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, «Киндер – игрушки» и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камешки "Марблс", игрушки из «Киндер-сюрпризов».

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

3. Упражнение "Змейка".

Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки "Марблс".

Задание: педагог предлагает выложить дорожку от «Змейки» к «Чашке» красными камешками, синими – дорожку к «Мышке», а зелеными – дорожку к «Кошке». Можно использовать разные цвета.


Усложнение: педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета).




4. Упражнение "Помоги".

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Ребенок называет цвет - зеленый и отбирают, и складывает в свою баночку только зеленые камешки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.


Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

 

5. Упражнение "Выложи по заданию".

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.



Усложнение:

1.                   Выкладывание камешков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

2.                   Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камешки с липучкой на одной стороне.

6. Упражнение "Графический диктант".

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камешки "Марблс".


Задание: педагог дает устные задания типа: положи красный камушек над «Звездочкой»; синий - в левый верхний угол; зеленый – справа от «Звёздочки»; красный - в правый нижний и т.д..

II. Овладение звуковым анализом

Цель:

-     воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно и акустическим признакам звуков.

-   развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)

-   развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.

-   знакомство с буквой.

1. Упражнение "Знакомство с буквой".

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камешков.

 Задание: педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.


2. Упражнение "Гласная или согласная?".

Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.

Оборудование: камешки "Марблс", карточки для звукового анализа.

Инструкция: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий или согласный - зеленый).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Произвести звукобуквенный анализ слова. Фишки-камешки выкладывать под буквами.

2.   С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

3. На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?)

4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

Доступная и привлекательная игровая ситуация на логопедических занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес у дошкольников с ОВЗ к познанию.