07 декабря 2019г.
Логопедические дети имеют ряд особенностей: нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, встречается неполноценность динамического праксиса, слухо и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС (центральной нервной системы) и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей с ОВЗ.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста. Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камешка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
В занятие, проводимое учителем-логопедом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводится несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Данная разработка заданий адресована учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям воспитанников дошкольного возраста с ОВЗ.
1.Сенсорное развитие.
1. Упражнение "Знакомство".
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками "Марблс".
Задание: обращаем внимание на камешки и предлагаем ребенку перебирать камешки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог говорит о текстуре - стеклянные, гладкие; качестве - хрупкие, прозрачные; цвете - красный, синий, зеленый, жёлтый.
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
2. Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка".
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, «Киндер – игрушки» и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камешки "Марблс", игрушки из «Киндер-сюрпризов».
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение:
поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
3. Упражнение "Змейка".
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс".
Задание: педагог предлагает выложить дорожку от «Змейки» к «Чашке» красными камешками, синими – дорожку к «Мышке», а зелеными – дорожку к «Кошке». Можно использовать разные цвета.
Усложнение: педагог предлагает
выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета).
4. Упражнение "Помоги".
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки
с
эталонами
цвета, емкости
для
раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Ребенок называет
цвет - зеленый и отбирают, и складывает в свою баночку только зеленые камешки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение:
Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
5. Упражнение "Выложи по заданию".
Цель: развитие умения различать цвета, называть
их,
развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание: педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
1.
Выкладывание камешков,
ориентируясь на образец на свободном пространстве.
2.
Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камешки с липучкой на одной стороне.
6. Упражнение "Графический диктант".
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камешки "Марблс".
Задание: педагог дает устные задания типа: положи красный камушек над «Звездочкой»; синий - в левый верхний угол; зеленый – справа от «Звёздочки»; красный - в правый нижний и т.д..
II. Овладение
звуковым анализом
Цель:
-
воспитание слуховой дифференциации звуков речи
путем различения
на слух
сходных по артикуляторно и акустическим признакам звуков.
-
развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)
-
развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.
- знакомство с буквой.
1. Упражнение "Знакомство с буквой".
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камешков.
Задание: педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.
2. Упражнение "Гласная или согласная?".
Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки для звукового анализа.
Инструкция: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий или согласный - зеленый).
Дополнительные вопросы и задания:
1. Произвести звукобуквенный анализ слова. Фишки-камешки выкладывать под буквами.
2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие
еще слова можно придумать с этим звуком?
3. На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?)
4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Доступная и привлекательная игровая ситуация на логопедических занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью
поддерживается
стойкий интерес у дошкольников с ОВЗ к познанию.