30 ноября 2016г.
Аннотация:
В статье рассматриваются состояние и анализ физической подготовленности студенческой молодежи вузов (на примере гибкости), приводятся варианты классификаций упражнений на развитие подвижности в суставах и даются практические рекомендации по использованию различных способов растягивания различных групп мышц. Показана значимость внедрения новых нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в учебный процесс вуза.
Ключевые слова: гибкость, физическое качество, ГТО, студенты.
Актуальность: Студенческий возраст уверенно можно назвать заключительным этапом возрастного развития. Молодые люди в этот период обладают огромными возможностями для учебы, общественной деятельности. Поэтому физическая культура становится действительно важным способом укрепления здоровья, природной биологической основой для формирования личности, эффективного обучения, успешной общественной деятельности [1].
1. Результаты ежегодно проводимых тестирований студентов 1, 2, 3 курсов Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета показывают, что из всех основных физических качеств студентов наибольшее развитие получила гибкость. По показателям оценок физических качеств выносливость ( бег на 3000 и 2000 метров) и сила (сгибание и разгибание рук в висе на перекладине и в упоре лежа) стоят на последнем месте.
Целью работы является анализ физического качества гибкость у студентов технических вузов.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследования проводились в начале осеннего семестра 2016 учебного года с использованием теста — наклон туловища вперед из положения сидя. В исследовании принимали участие 1227 студентов Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета, в том числе 526 девушек и 701 юноша.
Сам термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев всего тела человека. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них, например «подвижность в плечевых суставах, подвижность в тазобедренных суставах и т.д.».
Среди девушек лучшие результаты: 1 место-35 см., 2 место-32 см., 3 место-31,5 см. У юношей лучшие результаты: 1 место-34 см., 2 место-31 см., 3 место-30,5 см. Это говорит о том, что гендерных различий по физическому качеству гибкость в возрасте 17- 20 лет практически нет.
На «золотой» значок ГТО по тесту на гибкость среди юношей сдали 296 человек (42,2%), на «серебряный» - 200 человек (28,5%), на «бронзовый» - 27 (3,9%), не сдали –178 человек (25,4%).
На «золотой» значок ГТО по тесту на гибкость среди девушек сдали 246 человек (46,8%), на «серебряный» - 158 человек (30%), на «бронзовый» - 55 (10,5%), не сдали – 67человек (12,7%).
Гибкость должна быть в оптимальном соотношении и с мышечной силой, так как недостаточное развитие мышц, окружающих суставы, может привести к их чрезмерной подвижности и соответствующим нарушениям движений тела в целом.
Упражнения на растягивание делятся на активно-динамические (махи, силовые перемещения и др.), активно-статические (силовые удержания, позы и др.), пассивно- динамические (перемещения с помощью партнера, блочных устройств и др.), пассивно-статические (сед в шпагат, смешанные висы и др.), а также смешанные стато- динамические упражнения. Для удобства ориентирования в бесконечном разнообразии физических упражнений приведем несколько их классификаций, имеющих практическое значение.
По форме выполнения :
· статические
· динамические
По использованию сил воздействия:
· активные;
· пассивные
· смешанные
По анатомическому признаку:
· упражнения для шейного отдела позвоночника;
· упражнения для рук и плечевого пояса;
· упражнения для ног и тазового пояса;
· упражнения для всего тела.
Попризнакуиспользованияпредметов:
· без предметов;
· с предметами (палка, скакалка, гантели, отягощения и др.);
· на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.);
· с использованием тренажеров и специальных устройств.
По признаку организации:
· упражнения, выполняемые индивидуально, в парах, втроем и т.д.;
· упражнения, выполняемые на месте или в движении; Попризнакувоздействия:
Эти упражнения связаны с силовым преодолением сопротивления. В зависимости от того, что выступает в роли сопротивления, упражнения можно подразделить на несколько групп:
· упражнения с преодолением веса собственного тела или его частей;
· упражнения с отягощениями;
· упражнения с сопротивлением партнера;
· упражнения с амортизационными или блочными устройствами;
· упражнения с сопротивлением других предметов.
Существуют два основных метода развития подвижности в суставах - метод динамичного растягивания (повторный) и метод статичного растягивания.
Реализация совмещенного метода развития силы и гибкости обеспечивается подбором и выполнением силовых упражнений, предъявляющих одновременно высокие требования и к подвижности работающих звеньев тела. Этому способствует использование простейших тренировочных приспособлений (валиков, подставок, скамеек, фиксаторов и т. д.) при выполнении упражнений с гантелями, гирями, штангой, на блочных устройствах и тренажерах.
Выводы.
1. По показателям оценок физических качеств (выносливость, сила, быстрота, гибкость) гибкость стоит на первом месте (развита лучше других качеств).
2. Гендерных различий по физическому качеству гибкость в возрасте 17-20 лет практически нет.
3. Увеличить реализацию совмещенного метода развития силы и гибкости на занятиях по «Элективным курсам по физической культуре» со студентами технических вузов.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем физического состояния студентов.
Список литературы
1. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В. А. Маслякова, В.С. Матяжева. – М.: Высшая школа, -1991.
2. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. Под ред. А.А.Карпенко, О.Румба. – М.: 2004.