Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Физическая рекреация стала предметом исследования в отечественной науке с середины шестидесятых годов двадцатого века. Физическую рекреацию рассматривают сквозь призму нескольких методологических подходов - как деятельность, направленную на отдых и организацию досуга; как средство восстановления сил, затраченных в процессе труда; как средство приобретения и реализации жизненных ценностей.

Л.П. Матвеев, определяет физическую рекреацию как деятельный отдых, оздоровительный досуг в свободное время и относит ее к фоновым видам физической культуры, которые содействуют оптимизации оперативной работоспособности, восстановлению жизненных сил после утомительной деятельности, формированию позитивного эмоционального состояния человека [3, c. 22].

Социальная функция физической рекреации имеет несколько эффектов. Занятия физической рекреацией способствуют созданию общности людей на основе общих потребностей, интересов, мотивов независимо от социального статуса, состояния здоровья; способствует обмену социальным опытом между людьми, развитию коммуникативных качеств личности [2, 6, c. 4, 18]

Физическая рекреационная деятельность рассматривается как фактор успешности человека в целом, либо в конкретных сферах деятельности, либо оценивается роль физической  рекреационной  деятельности  в  формировании  определенных  качеств личности - повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния, которые способствуют успешности в жизни и самореализации [5].

Сущность формирования рекреативно-оздоровительной деятельности молодежи заключается в создании таких условий, при которых молодой человек становится ее субъектом, способным строить и реализовывать собственные программы физического самосовершенствования [10, c.100].

Рекреативно-оздоровительная деятельность прочно войдет в образ жизни молодежи в том случае, если станет деятельностью второго типа, что будет способствовать более активной самореализации личности в различных видах этой деятельности, связанных со здоровьем, физической подготовленностью и работоспособностью [8, c. 19].

Спектр охвата различных видов занятий, входящих в содержание рекреационной деятельности, достаточно широк, в данной статье рассмотрены экстремальные виды деятельности в качестве средства физической рекреации молодежи.

Наблюдаемое сегодня повсеместное увлечение экстремальными видами деятельности отражает важную социальную тенденцию: современная молодежь вынуждена искать способы познания мира, идентификации в этом мире, укрепления личностной устойчивости. Экстремальная деятельность человека - это вид его деятельности, который для него трудновыполним или в данный момент невыполним, связан с решением многих вопросов безопасности в социальной, бытовой, природной среде, а также в сфере активного отдыха и требует предельного или около предельного напряжения психофизических сил [1, с. 113].

Человек наиболее полно самоопределяется именно в экстремальных ситуациях, как во внешнем плане, на уровне действий и поведения, так и во внутреннем, на уровне эмоций, чувств, жизненных целей, ценностей, мировоззрения [9, с. 56], что во многом определяет зрелость личности. Подвергая себя воздействию экстремальной среды молодой человек тренирует свои реакции на экстраординарные события расширением нормы физиологической и психологической адаптации. Если стоящие перед человеком трудности не превышают предела его психологической устойчивости, то их преодоление увеличивает адаптационные ресурсы, расширяет спектр способов выхода из трудных жизненных ситуаций. Состояние психического напряжения, возникающее в результате адаптации к экстремальным условиям деятельности, является формой мобилизации резервов организма. При этом состоянии значительно повышаются интеллектуальные и физические возможности человека. [7, c.62].

Для определения актуализации экстремальных видов деятельности как средства физической рекреации молодежи был проведен опрос респондентов в виде анкетирования. В исследовании приняли участие 1026 респондентов – студентов НИУ Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Опрос проводился с марта по май 2016 года.

В ходе исследования было выявлено, что 36,7% респондентов увлекаются экстремальными видами деятельности. Среди занимающейся молодежи наиболее популярными видами экстремальной деятельности является сноубординг (24%) и горные лыжи (20%), 15,7% увлекаются скейтбордингом, 13,3% молодых людей занимаются BMX, далее по популярности идут горный туризм (12,6%), дайвинг (11,4%), мотокросс (10%) и спортивный туризм (9%). В меньшей степени популярны верт, , им занимаются 7,3% респондентов, и 5,3% респондентов в виде экстремальной деятельности предпочитают парашютный спорт.

Исследуя степень активности занятий экстремальными видами деятельности, было выявлено, что ежедневно занимаются 9,1% опрошенных, 48,5% – занимаются от случая к случаю, при этом 10,1% – занимаются через день, иногда (2-3 раза в неделю) – 24,2% молодежи и 8,1% занимаются 1 раз в неделю, причем показатели регулярности посещения занятий у юношей немного выше, чем у девушек.

По продолжительности увлечения экстремальными видами деятельности, были получены следующие результаты: большинство респондентов посещают занятия уже более 3 лет (56,5%), те, кто занимается менее 1 года составляют 25,3%, от 1 до 2 лет –18,2%.   40%   девушек   и   10,2%   юношей   занимаются   экстремальными   видами  деятельностью менее 1 года, от 1 до 2 лет - 22% представительниц женского пола и 14,3% мужского, от 3 и более лет занимаются этими видами деятельности 38% девушек и 75,5% юношей.

Если рассматривать градацию целей занятий экстремальными видами деятельности, то наиболее выраженной является «получение новых ощущений и эмоций» (56,6%), затем следуют цели «здоровый образ жизни» (12,1%) и «добиться высоких результатов» (15,2%). Наименьшую степень выраженности среди молодежи имеют такие цели как «самореализация»(6,1%), «общение» (6,1%) и «самоутверждение в обществе» (4,0%).

 Также в ходе исследования важно было определить, каким образом респонденты получали знания, умения и навыки, необходимые для занятий экстремальными видами деятельности. Большинство молодежи обучалось самостоятельно (48,5%), с помощью методической литературы, интернета и друзей обучалось 29,3%, а с профессиональным тренером - 22,2%.

Подводя итог данного исследования, следует отметить, что экстремальные виды деятельности как средство физической рекреации актуальны среди представителей молодежи в силу получения новых ощущений и эмоций в ходе занятий; поддержания здорового образа жизни, посредством физической активности; самореализации и общения. Наиболее популярными видами экстремальной деятельности среди молодых людей являются сноубординг, горные лыжи, скейтбординг, BMX, горный туризм, дайвинг, мотокросс и спортивный туризм, что определяет дальнейшее развитие и популяризацию данных видов физической рекреации, совершенствование материально- технического и педагогического обеспечения. Занятия экстремальными видами деятельности должны проводится строго под контролем профессионального тренера, так как данные виды деятельности предъявляют высокие требования к физической и психической подготовке человека и связаны с риском для здоровья, поэтому необходимо педагогическое обеспечение необходимых знаний, умений и навыков, что даст возможность не только обучить рациональной технике двигательных действий, но и будет профилактикой травматизма.

Список литературы

 

 

1.      БулашевА.Я.Квопросуоклассификацииформактивногоотдыхаиэкстремального туризма / А.Я. Булашев // Экстремальная деятельность человека. Проблемы и перспективыподготовкиспециалистов: V междунар. науч.-практ. конф. - М., 2010.- С. 113-116.

 2.      Выдрин В. М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В. М. Выдрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физизической культуры. – 1989. – № 3. – С. 2- 4.

3.      Матвеев Л. П. Что же это такое – «оздоровительная физическая культура»? / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 11. – С. 21-24.

4.      Основыпсихофизиологииэкстремальнойдеятельности: курс лекций / под ред. А.Н. Блеера. - М. : Анита Пресс, 2006. - 380 с.

5.      Реховская С. Н. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека : автореф. дис. … канд. психол. наук / Реховская Светлана Николаевна. – СПб., 2007. – 24 с.

6.      Рыжкин Ю. Е. Физическая рекреация в сфере досуга человека / Ю. Е. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 5. – С. 17-19.

7.      Сизова М.В.     Психофизиологическая характеристика влияния экстремальных факторов на организм человека / М.В. Сизова, А.П. Квашин, С.А. Балаклейцев // Актуальные проблемы подготовки специалистов по горным видам спорта: I Междунар. науч.-практ. конф., 9-10 декабря 2005 г. - М.: Принт Центр, 2005. - С. 61-63.

8.      Синенко Г.С. Социально-педагогические условия формирования рекреативно- оздоровительной деятельности студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук / Синенко Галина Сергеевна. – М., 2011. – 24 с.

9.      Синенко Г.С. Экстремальный досуг как форма рекреативно-оздоровительной деятельности студентов / Г.С. Синенко // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2011. – №1(20). – С. 55-58.

10. Титова Г.С. Рекреативно-оздоровительная деятельность в системе формирования здорового образа жизни молодежи / Г.С. Титова // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №3. – Екатеринбург, 2016. – С.99-102.