Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Общеизвестно, что каким бы не был труд человека (умственный, физический) к концу рабочего дня он, как правило, утомляется [8]. В результате нерациональной организации жизнедеятельности большинство педагогов испытывают на работе излишние психоэмоциональные нагрузки. Это ведет к накоплению утомления, что в конечном итоге сказывается на состоянии здоровья и эффективности профессиональной деятельности педагогов[9].

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные занятия, утомляемость, учителя, укрепление здоровья.

Введение

 

Последние десятилетия внесли существенные изменения в отношении многих людей к занятиям физической культурой и спортом [4]. Возросла необходимость укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта, использовать двигательную активность как профилактическое средство профессиональных заболеваний и травматизма [5]. Многие специалисты считают, что функциональное состояние организма человека во многом определяется наличием резервов его основных систем [6, 2]

Особое значение приобретает здоровье педагогов, которое является основой эффективной работы и резервом развития трудового потенциала современной образовательной отрасли. Необходимость его укрепления, прежде всего, обусловлена тем, что в результате воздействия социальных, экологических и профессиональных факторов у большей части представителей педагогической профессии отмечаются крайне низкие показатели здоровья [1].

В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. С возрастом уровень заболеваемости различного контингента учащихся заметно возрастает [7]. Однако, очень редко обращается внимание на здоровье самого педагога, который ежедневно находится в тех же условиях, что и школьник, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. [3].

В настоящее время в Астраханской области организованно занимаются физической культурой и спортом около 30% работников образовательных учреждений от общего числа населения, это больше чем в 2011году на 10,5%. Рост удельного веса граждан Астраханской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ежегодно составляет в среднем - 2,3%.

Таблица 1.

Охват населения Астраханской области различными формами физической культуры и спорта (в % от общего числа населения)

годы

011

012

013

014

015

016

2

удельный вес %

9,5%

1%

3,5%

6,5%

8%

0%

3



Одним из ключевых моментов в планировании физкультурно-оздоровительной работы служит моделирование организации физкультурно-оздоровительной работы [6].


В связи с этим нами предлагается модель организации физкультурно- оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

Цель модели: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность педагога.

Данная модель должна позволяет в комплексе решить следующие задачи:

 -    создать систему многолетнего мониторинга здоровья сотрудников с анализом факторов негативного влияния и поиском путей их минимизации;

-           организовать в коллективе образовательно-просветительскую работу, призванную, в первую очередь, повысить у педагогов уровень компетентности в области физической культуры и мотивацию к занятиям двигательной активностью ;

- внедрить в режим работы школы комплекс коррекционно-профилактических мер, предусматривающих проведение физкультурно-оздоровительных занятий различной направленности, массовые спортивные и рекреационные мероприятия, а также доступность восстановительных средств, применение которых не требует значительных финансовых затрат;

-      привести условия физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, а профессиональной - с требованиями рациональной организации труда и отдыха;

-     обеспечить педагогам необходимый уровень психологической и медицинской защиты.

Организационное направление должно курироваться активом школы. Данный компонент предусматривает оснащение и корректировку программы по ходу ее внедрения, составление поэтапного плана мероприятий и обеспечение условий для его реализации; организацию и контроль деятельности различных служб здоровья, координацию их взаимодействий со спортивными, образовательными, медицинскими и профилактическими учреждениями города; вовлечение в работу квалифицированных специалистов различного профиля для научно-методического сопровождения программы, поиска наиболее эффективных оздоровительных мер и создания совместных практических разработок.

В рамках диагностического направления модели, основываясь на результаты мониторинга здоровья, в целях повышения мотивации педагогов к активной деятельности по его укреплению, для каждого сотрудника разрабатывается и периодически обновляется индивидуальный графический профиль здоровья. Это позволяет наглядно демонстрировать педагогам динамику изменения основных морфофункциональных показателей здоровья, как под влиянием физических нагрузок (у тех, кто занимается физическими упражнениями), так и при отсутствии активных усилий, направленных на оздоровление.

В дальнейшем графические профили здоровья служат базой для формирования индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий, в первую очередь регламентирующих параметры двигательного режима. При составлении таких программ учитываются не только функциональные возможности и уровень физической подготовленности педагогов, но и их личные цели и предпочтения в выборе видов и форм двигательной активности, что способствует формированию желания и потребности в физкультурных занятиях.

Образовательно-просветительское направление модели реализовывается через научно-методическую деятельность и систему информационного обеспечения, включающие расширение и техническое оснащение научно-методического фонда учреждения; непрерывное обновление стенда «Здоровье»; индивидуальное консультирование педагогов; создание банка здоровьесберегающих технологий и разработку практических рекомендаций по их внедрению в учебный процесс школы; публикацию результатов проделанной работы в материалах конференций различного уровня, а в нашем случае и в журнале «Образование в Астраханской области»; постоянно действующий «семинар о здоровье» с привлечением специалистов различного профиля (медиков, психологов, педагогов).

В коррекционно-профилактическом компоненте - решаются задачи повышения трудовой и двигательной активности педагогов.

В нашем случае в этих целях должны быть организованы занятия в группах ОФП, ритмической и силовой гимнастики, волейбола, бально-спортивных танцев, настольного тенниса, а для лиц с низкими показателями здоровья - в группе общефизической подготовки. Организация данного направления предусматривает условия для самостоятельных туристических прогулок и оздоровительных занятий плаванием; динамические паузы в режиме рабочего дня и Спартакиада по видам спорта. В рамках программы должна быть расширена система психологической помощи (индивидуальные и микрогрупповые тренинги с использованием методов аутогенной, медитативной, мышечной и дыхательной релаксации); организована деятельность семейного туристического «Клуба выходного дня»; кроме того, проводиться систематические коллективные выезды на природу с элементами активного отдыха, а также регулярные«Дни здоровья» в каникулярное время.

 Санитарно-гигиеническое сопровождение программы оздоровительной работы с педагогами будет осуществляться через проведение ежегодного профосмотра в специализированной поликлинике.

Представленная нами модель физкультурно-оздоровительной работы с педагогами обеспечивает необходимые условия для организации их индивидуально-ориентированной физкультурной деятельности и позволяет в комплексе решать поставленные задачи а, следовательно, достигать поставленных целей.

Развитие физической культуры и спорта для населения на территории РФ должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в определенном трудовом коллективе.

В связи с этим проблема разработки и реализации программ укрепления здоровья и повышения трудовой активности педагогов с учетом характера труда, возраста, уровня физического состояния, а также отклонений в состоянии здоровья является актуальной и перспективной!




Список литературы

 

1.           Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М.Амосов. М. : Физкультура и спорт,1987.

 2.             Бондин, В.И. «Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образовании» В.И.Бондин   ТиПФК. 2014. - № 10.

3. Гашкова, С.Н. Здоровьесберегающие технологии в условиях школы / С.Н. Гашкова //Здоровье нации основа процветания России: материалы II Всероссийского форума. - М. : Изд-во НЦССХ им. А.Н.Бакулева РАМН, 2006.

4.             Доронцев А.В. «Основы здорового образа жизни» (учебное пособие) ГОУ ВПО Астраханская государственная медицинская академия   Астрахань 2009.

5.                 Доронцев А.В. «Современные оздоровительные двигательные системы в практике работы ВУЗА» методическое пособие.Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Астраханская гос. мед. акад. (ГОУ ВПО АГМА Росздрава). Астрахань, 2007.

6.               Доронцев А.В. «Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волгоградская государственная академия физической культуры. Волгоград, 2006.

7.           Доронцев А.В. Козлятников О.А. «Характеристика и структура заболеваемости различного контингента школьников Астраханской области» Научно теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта № 11(117) С. 46 – 49. Санкт – Петербург 2014.

8.          Ермолина Н.В., Зинчук Н.А. Влияние профессиональной деятельности педагога по Физической культуре на его здоровье. /Н.В. Ермолина, Н.А. Зинчук //Физическая культура, спорт и здоровье: актуальные проблемы и инновации /Материалы научно практической конференции с международным участием (15 апреля 2016г.), Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич-2016, 186с.

9.                Науменко, Ю.В. «Миссия здоровьесберегающей деятельности школы» Валеология. 2007. - № 2.