Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Шадринск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
В рамках реализации инновационно-технологического подхода, понимаемого нами как принципиальная ориентация исследования проблемы профессиональной иноязычной подготовки студентов вуза, происходит обеспечение образования будущих специалистов в области иностранных языков и культур на основе осуществления инновационных процессов с использованием различных образовательных технологий. Сущность инновационно-технологического подхода сводится в этом случае к построению пространства освоения и обогащения опыта студента и учету его рефлексивных действий. В ходе профессиональной иноязычной подготовки студенты вовлекаются в разнообразную деятельность, порождаемую профессиональными потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего и внутреннего мира студентов. Инновационно-технологический подход к деятельности будущих специалистов в области иностранных языков и культур реализуется в трѐх основных формах деятельности, выделенных Н.А. Бакшаевой и А.А. Вербицким: учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной [1]. Основной проблемой профессионального иноязычного образования является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к овладеваемой им профессиональной иноязычной деятельности. Инновационно-технологический подход позволяет сократить разрыв между теоретическим обучением и предстоящей практической иноязычной деятельностью, выступая связующим звеном между учебной и собственно профессиональной деятельностью специалиста в области иностранных языков и культур. Учебная деятельность студентов осуществляется в процессе обучения, представляющего собой двустороннюю совместную деятельность преподавателя и студентов при руководящей роли преподавателя. Учебная деятельность, определяемая как процесс приобретения или изменения существующих знаний, умений, опыта, совершенствования и развития своих способностей [3, 5 и др.], включает в себя мотивы учебной деятельности, постановку учебных задач, учебные действия, контроль, оценку. Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности, направленный на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Формами учебной деятельности является аудиторная, внеаудиторная обязательная и внеаудиторная деятельность. При этом аудиторная учебная деятельность студентов определяется учебным планом и программой учебных дисциплин и проводится под руководством преподавателя и охватывает лекционные, практические и лабораторные занятия, контрольные работы, семинары и т.д. Внеаудиторная обязательная учебная деятельность студентов не регламентируется расписанием и не подлежит непосредственному контролю со стороны преподавателя, однако результаты такой учебной деятельности студентов анализируются и оцениваются преподавателем. Внеаудиторная учебная деятельность студентов вуза не входит в учебный план и имеет ярко выраженный творческий характер, включает самообразовательную работу студентов и участие в научно-исследовательской работе и организуется преподавателем. Классификация А.М. Новикова [4] позволяет нам выделить в учебной деятельности студентов языковых специальностей следующие группы методов: - методы-операции (наблюдение, изучение литературных и научных источников, упражнение, конспектирование, реферирование, подготовка докладов и сообщений, сочинения обучающихся и др.) и методы-действия (рассказ, беседа, демонстрация, пример и др.);
- методы самостоятельного учения (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д. в процессе самоучения и самостоятельной работы) и методы обучения (методы совместной деятельности преподавателя и обучаемых). Таким образом, учебная деятельность студентов языковых специальностей представляет собой одну из сторон целостного профессионального и личностного формирования специалиста в области иностранных языков и культур. Квазипрофессиональная деятельность обучаемых в системе профессиональной иноязычной подготовки осуществляется в ходе практико-ориентированного теоретического обучения (проектирования, игровых форм) и предполагает моделирование целостных фрагментов профессиональной деятельности (предметно-технологическое и социально-ролевое содержание). Под квазипрофессиональной деятельностью студента вуза мы понимаем учебную и профессиональную по содержанию деятельность обучаемых, представляющую собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные им, предельно обобщенные, содержание и формы профессиональной деятельности. Сущностью квазипрофессиональной деятельности студентов языковых специальностей является воссоздание в аудиторных условиях на иностранном языке условий и динамики отношений реальной межкультурной коммуникации. Наиболее яркая форма квазипрофессиональной деятельности — деловая игра и другие игровые формы. Здесь удачно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, задается ее контекст. В квазипрофессиональной деятельности студентов языковых специальностей выделяются две группы методов:
1) неимитационные: метод проблемного изложения материала (лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем); частично-поисковый метод; исследовательский метод; диалог (полилог), дискуссия (диспут); метод коллективного выдвижения идей («мозговой штурм»); производственная/педагогическая практика, стажировка без выполнения должностной роли и др.
2) имитационные:
а) игровые: деловая игра; разыгрывание ролей; организационно-деятельностная игра; инновационная игра; игровое проектирование;
б) неигровые: анализ ситуаций; имитационный тренаж; действия по инструкции; работа с документами; метод «инцидента».
Средства квазипрофессиональной деятельности студентов языковых специальностей рассматриваются нами вслед за И.А. Зимней [2] в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций квазипрофессиональной деятельности интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых невозможна никакая умственная деятельность. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус будущего специалиста в области иностранных языков и культур. Учебно-профессиональная деятельность студентов вуза ориентирована на активизацию субъектов образовательного процесса, где преподаватель выступает в роли субъекта организации образовательного процесса, а студент – в роли субъекта учебно-профессиональной деятельности. Система профессиональной иноязычной подготовки студентов вуза позволяет сформировать готовность студентов стать такими субъектами. Формы учебно-профессиональной деятельности студентов реализуются в системе научно-исследовательской работы студентов (НИРС), на производственной/педагогической практике и в дипломном проектировании, где содержание обучения соединяется с самой профессиональной деятельностью. Участвуя в научных исследованиях, работая на производстве/в школе, студенты остаются в позиции обучающихся и в то же время реально создают речевые произведения, узнают новое и применяют полученные знания. В учебно-профессиональной деятельности студентов языковых специальностей актуализируются следующие методы обучения: – текущее наблюдение (отслеживание изменений профессионального развития коммуникативной иноязычной компетенции под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений);
– метод тестовых ситуаций (создание педагогом специальных условий, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявится наиболее отчетливо; прерывание учебных действий обучаемых, постановка уточняющих вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий, дозирование помощи в учении и др.); – экспликация (развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности, что обеспечивает не только диагностику происходящих изменений в развитии обучаемого, но и вносит коррективы в образовательный процесс); – опросные методы (получение информации о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. Опросники позволяют определить уровень сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности обучаемых и преподавателей); – анализ результатов учебно-профессиональной деятельности (изучение по заранее намеченной схеме письменных текстов, творческих работ студентов); – тестирование (сравнение оценки, полученной при помощи теста). Следует отметить, что в учебно-профессиональной деятельности студентов языковых специальностей большую значимость в последние десятилетия обрели следующие методы инновационного интерактивного обучения: кейс-стади; развитие критического мышления; учебная дискуссия; работа в группах; мини-лекция; дискуссия группы экспертов; интервью; презентации с использованием различных вспомогательных средств; использование информационных ресурсов и баз знаний; применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий. Использование инновационных методов в учебно-профессиональной деятельности студентов языковых специальностей позволяет обеспечить образовательный процесс доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий; ориентировать содержание на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ; применять предпринимательские идеи в содержании курсов. Таким образом, реализация инновационно-технологического подхода в различных формах деятельности студентов языковых специальностей обеспечивает достижение прочности владения языковым материалом, необходимым для осуществления межкультурной коммуникации на основе интеграции обучения всем видам речевой деятельности и усвоения языкового материала во взаимодействии всех анализаторов, т.е. в единстве говорения, слушания, чтения и письма. Ценность такого обучения основана на положении о неразрывном взаимодействии анализаторов коры головного мозга, когда комплексное усвоение материала в единстве говорения, слушания, чтения и письма обусловливает прочность усвоения языкового и речевого материала и в плане обеспечения подлинной сознательности обучения, поскольку, овладевая материалом в единстве устной речи, чтения и письма, студенты сталкиваются с расчленением фраз и предложений на их компоненты. Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что инновационно-технологический подход к реализации профессиональной иноязычной подготовки предполагает учет таких важных признаков выделенных форм деятельности как развивающий потенциал обучения; ориентация на самостоятельную ценность поисковой деятельности; постановка дидактических целей высокого познавательного уровня; принятие педагогом позиции партнера по учебному исследованию; личностная включенность всех участников обучения, высокая личностно-профессиональная готовность преподавателя к гибкому, тактичное взаимодействие со студентами. Соблюдение указанных признаков способствует решению такой серьезной методической проблемы в обучении студентов языковых специальностей как перенос теоретических лингвистических знаний в практическую иноязычную деятельность.


Список литературы
1. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном бучении// http://www.library.by/portalus/modules/psychology/
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Логос, 1999. – 383 с.
3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Академия, 2001. —272 с.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А, Образовательный проект: методология образовательной деятельности. Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / Науч.редактор: канд.пед.наук, доц. Т.В.Новикова. – М.: Эгвес, 2004. – 119 с. 5. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – М.: «Современное слово», 2001. – 928 с.