Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Основной целью высшего профессионального образования на данном этапе является подготовка конкурентоспособных специалистов. Эта задача, в свою очередь приводит к необходимости совершенствования образовательных программ. Подготовка высококвалифицированных специалистов требует новых подходов организации учебного процесса. Современное высшее профессиональное образование имеет многоуровневую систему с единой технологией обучения. Актуальной задачей становится разработка новых технологий, направленных на повышение качества образования.

Важной отличительной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения ФГОС 3 и ФГОС 3+ является компетентностный подход. Компетентностный подход является базовым принципом общеевропейского образовательного пространства, задачей которого является возможность сопоставимости образовательных систем разных стран с учетом сохранения их ценных особенностей [1].

Внедрение компетентностного подхода требует при проектировании образовательного процесса максимально эффективного использования образовательных технологий, выступающих как системообразующий фактор образовательного процесса и учебной деятельности, обеспечивающий их целостность и системность.

Большой интерес для практики высшей школы на современном этапе представляет модульно-блочное обучение, имеющее широкие возможности подготовки высококвалифицированных выпускников и формирования творческой личности.

В последнее время термин “модуль” достаточно интенсивно исследуется в плане рассмотрения и разработки содержания самого понятия, его структурной организации, характеристик. На текущий момент ни в одной из систем образования не существует единого определения того, что такое образовательный модуль. Специалисты в понятие модуля включают такие определения, как законченность, самостоятельность и комплексность[3] .

Основатель модульного обучения Дж. Рассел, определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий.

Приведем различные определения учебного модуля, характеризующие разные стороны этого понятия.

Учебный модуль – часть учебного курса (курсовая единица), которую отличает четкая ориентация на достижение целей с описанием технологий, учебной нагрузки, аттестационных процедур, критериев оценивания, продолжительности обучения, особенностей взаимодействия обучающихся и преподавателей.

Учебный модуль – блок информации, обустроенный методическим обеспечением.

Учебный модуль – это структурированная часть образовательной программы, в пределах которой осуществляется освоение нескольких учебных курсов, дисциплин или их законченных разделов.

Модуль – это завершенный фрагмент учебного плана, включающий блок информации, программу действий, методическое руководство и обеспечивающий достижение поставленных целей как студентами, так и преподавателями.

Можно сделать вывод, что под “модулем” в системе образования понимается самостоятельная учебная единица знаний, объединенных определенной целью, методическим руководством освоения этого модуля и контролем за его освоением. Также важно отметить, что модуль - это система содержательных и методических элементов, упорядоченных относительно совокупности критериев, среди которых важнейшим является задача формирования определенных компетенций в рамках определенных теорий и научных дисциплин.

Модульный принцип организации обучения имеет следующие преимущества:

 1.                  Возможность структурировать учебный процесс за счет варьирования модулей внутри одного направления.

2.                  Позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

 3.                  Реализация постоянного контроля над ходом усвоения учебного материала (наличие обратной связи, реализуемой на начальном, промежуточном и конечном контроле).

4.                  Существенно расширяет специализацию изучаемого материала.

 5.          Позволяет динамичное изменение содержания модулей, с учетом социального заказа.

 Учебный материал в рамках модуля объединяется в достаточно мобильную структуру, состоящую из отдельных учебных элементов, как взаимосвязанных, так и самостоятельных. Содержание каждого учебного элемента, а, следовательно, и модуля, может легко изменяться или дополняться с учетом конкретного объекта педагогического воздействия.

Одной из характеристик технологии модульного обучения является ее методы. Ряд авторов отмечают, что модульное обучение требует использования широкого спектра методов и предлагают следующую их классификацию [2]:

1.      Информационные методы обучения (лекция, консультирование, беседа, демонстрация и др.);

2.   Операционные методы обучения (метод проектов, лабораторные практикумы и др.);

 3. Поисковые методы обучения (дискуссия, деловая игра, мозговая атака и др.);

 4.    Методы самостоятельного учения (самостоятельное обучение по учебным пособиям).

Технология модульного обучения позволяет использовать различные методы, позволяющие максимально активизировать учебный процесс, но наибольший положительный результат дает сочетание этих методов с явно превалирующей долей методов самостоятельного учения.

Изучение конкретных разработок технологии модульного обучения показало, что процесс конструирования образовательных модулей заключается в тщательном отборе учебной информации, достаточной для реализации учебно-педагогических задач [1]. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать, а также рационально уплотнять содержательную часть учебного процесса в необходимых пределах. В основе дидактической системы технологии модульного обучения положены следующие принципы: блочность (порционность) в подходе к определению целей и содержания обучения; структурирование отобранного материала (текстуально и графически) в отдельные компоненты; придание динамичности (посредством целеполагания, вычленения отдельных элементов) гибкость и универсальность модульных схем; логичность, последовательность элементов содержания обучения.

Так как учебный материал периодически пересматривается и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и техники, то в структуре модуля заложены базовая компонента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины, а вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.

Для применения технологии модульного обучения в учебном процессе определяется дисциплина, которая структурируется в модули в рамках семестра. Каждый модуль включает определенную цель и достигается в ходе включенных в него лекционных, семинарских, практических занятий. При этом структурированию учебных модулей предшествует анализ объема и трудоемкость изучения учебного материала.

Изучение проблемы внедрения технологии модульного обучения в образовательный процесс было реализовано на примере дисциплины «Цифровая электроника и микропроцессоры», которая является необходимым звеном в системе подготовки бакалавров по направлению «Приборостроение». Целью освоения рассматриваемой дисциплины является формирование компетенций, направленных на изучение студентами структуры и системы команд современных микропроцессоров и микроконтроллеров, используемых для решения отдельных задач приборостроения и развития практических навыков, необходимых для использования микропроцессорных средства при разработке электрических принципиальных схем измерительных устройств в области приборостроения.

Трудоемкость дисциплины составляет 360 часов, в том числе 144 часа - аудиторные занятия и 216 часов – самостоятельная работа студентов. При этом 72 часа отведено на лабораторные и практические работы студентов. Содержание дисциплины мы разделили на 6 модулей.

Список литературы

 

1.      Сафонова, Т.Н. Проектирование и реализация модульной технологии обучения / Т.Н. Сафонова // Труды 5-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения – 2007. – Сб. 5 – Ч.1 — С.394 – 399.

2.      Столяров А.В. Анализ применения модульной технологии обучения в процессе подготовки специалиста в вузе / А.В. Столяров // Вестник Тамбовского государственного пед-го ун-та. - 2010. Выпуск 12 (92). Серия: Педагогика, С.61 - 65.

3.      Юцявичене П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Вильнюс: ИПК нар. хозяйства, 1989. - 67с.