Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕР ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В РАМКАХ ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Аннотация: В данной статье рассмотрено преподавание общетехнической дисциплины в рамках контекстного подхода, как основы для интеграции различных видов деятельности студентов средне специального образования.

Ключевые слова: общетехнические дисциплины, теория контекстного обучения, средне специальное образование.

Контекстный подход в преподавании, как принципиально новый в мире был предложен профессором московского университета А.А. Вербицким в 1981 году, [1]. Лишь спустя десять лет появились публикации в США, связанные с контекстным подходом, [2].

Вербицкий указывал: «Обучение, наложенное на канву профессиональной деятельности (контекстное обучение) является, на наш взгляд, перспективным направлением исследований и разработок в высшей школе». В то время это был смелый шаг, мало кто поддерживал такой подход. Понадобились долгие годы, чтобы педагоги различных уровней специального образования поняли- любая учебная дисциплина должна преподаваться  в контексте будущей специальности.

Вербицкий указывает на то, что истоки теории контекстного обучения - в трудах выдающихся педагогов и психологов, таких как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и других, [2].

Основное противоречие профессионального образования состоит в том, что оно реализуется в рамках учебной деятельности, отличной по содержанию, формам, методам, средствам и процессу от профессиональной.

В этой связи - задача преподавателя профессионального обучения сводится к тому, чтобы учебную деятельность студента наполнить «смыслом профессиональной деятельности». Организовывать урок таким образом, чтобы студенты обретали способность успешно действовать на основе полученного на уроке опыта.

При подготовке к уроку необходимо придерживаться принципов контекстного обучения:

1. Показать профессиональную значимость изучаемой темы;

 2.        Смоделировать производственную ситуацию, обеспечивающую наработку социального опыта;

3. Осуществить интеграцию знаний по смежным дисциплинам в единое гармоничное полотно урока;

4. Создать возможности для интенсивной коммуникации;

 5. Продумать и реализовать атмосферу здоровой конкуренции, соревновательности;

 6. Обеспечить целостность каждого элемента урока и его место в общей структуре;

7.   Деятельность студентов организовать с учётом их возрастных и психологических особенностей.

В качестве примера урока, на котором реализуются перечисленные принципы, приведём урок по общетехнической дисциплине «Техническая механика» для студентов специальности 23.02.03 «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Дисциплина «Техническая механика» - теоретический расчётный курс, пожалуй, наиболее сложный для понимания.

Учебные пособия по этой дисциплине (имеются ввиду учебники) своим содержанием не способствуют мотивации. На их страницах, как правило, формулы, вывод формул, примеры применения формул. Авторы учебников стремятся разъяснить законы механики, основные принципы, а далее – роль преподавателя – донести с любовью к своей дисциплине до ушей и сердец студентов практическую ценность науки.

Как целесообразно действовать преподавателю? На наш взгляд – в первую очередь, определиться с профессиональной значимостью темы урока.

Например, при изучении темы «Расчёт на прочность» подбирается конкретный автомобильный узел. Выполнение расчётов на прочность будет связано с расчётами деталей этого узла.

Исходя из темы занятия, моделируется производственная ситуация. Расчётами, конструированием занимаются конструкторские бюро. Конструкторская служба имеется на каждом автомобильном заводе. Студенты выбрали специальность, связанную с автомобильным транспортом. Перспектива работы в конструкторском бюро не исключена.

Вкратце остановимся на идее и структуре урока. Идея урока может быть такой: конструкторская служба завода получила заказ, связанный с расчётами на прочность нового узла автомобиля. Но такой нюанс – заказ рассчитан на выполнение его одной рабочей группой. Объявляется конкурс. Участие в конкурсе мобилизует коллектив.

Появляется     уникальная     возможность     транслировать     профессионализм,    владение информацией, полёт творческой мысли.

В ходе соревнования за право выполнения этой интересной и выгодной в том числе, работы – студенты проявляют максимальную активность, они идею воспринимают очень серьёзно.

Урок проходит динамично и на этой волне успешно приводятся в систему необходимые и важнейшие знания.

Для активизации процесса используется демонстрация слайдов, конкурсы. Каждый этап урока происходит целесообразная смена деятельности студентов.

Мультимедиа на этом уроке – динамичный способ подачи информации, средство контроля и подведения итогов. С помощью слайдов студенты получают и задание на дом.

В конце урока подводятся итоги, определяются победители. Все довольны, скучать было некогда. Этот урок запомнится. Это вкратце.

Если конкретизировать, то эффективность урока зависит от двух составляющих. В первую очередь - от тщательной подготовки. В меньшей степени - от мастерства преподавателя. Урок технологичен.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям группы студентов; к оценке и выбору такой схемы организации урока, которая даст максимальный эффект.

Подготовительная работа заключается также во внимательном анализе всех затрат времени.

Урок осуществляется с применением технологии «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning). Как отмечает Полат Е.С., «обучение в сотрудничестве» рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам, [4].

Работа в малых группах по технологии «обучение в сотрудничестве» имеет принципиальные отличия от обычной работы в малых группах:

- взаимозависимость студентов группы;

 -   личная ответственность каждого студента за собственные успехи и успехи своих коллег;

- совместная учебно-познавательная, творческая и вся остальная деятельность, какая только проистекает в группе;

- социализация деятельности; 

-       общая оценка работы группы, которая складывается из результатов всей деятельности студентов в группе, в том числе и оценка формы общения студентов группы.

На     уроке     реализуется     интеграция     знаний     из     смежных     дисциплин     -«Материаловедение», «Автомобили», «Инженерная графика». В связи с этим, необходимо определиться и с объёмом дополнительной («смежной») информации, чтобы интеграция не происходила «по остаточному принципу», а естественно вписывалась в нужные моменты в нужном объёме.

Перед началом работы в малых группах нужно заострить внимание студентов на социальной цели, например, таким образом: «Надеюсь, что каждый из вас внесёт собственный вклад в общее дело, будет активно высказывать своё мнение, а также будет внимательно выслушивать партнёров. Руководитель группы будет чётко следить за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе, чтобы все были выслушаны в своих замечаниях по существу вопроса. Каждый член вашей группы должен понимать, что и как он делает, а также со всей ответственностью отнестись к порученному заданию. Только тогда группа может рассчитывать на лучший результат!».

В заключение важно отметить- роль преподавателя сводится к созданию благоприятного микроклимата, необходимой культуры общения студентов, координации их деятельности. В его руках должны быть невидимые нити организации и управления активной деятельностью студентов. Заканчивая урок, нужно поблагодарить всех за активную совместную работу!

 

 

Список литературы

 

1.    А.А.Вербицкий. Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы. Круглый стол./ А.А. Вербицкий // Вопросы психологии,1981, №3 с.18-21

2.   Вербицкий А. А. / Компетентностный подход и теория контекстного обучения.// М.: ИЦ ПКПС, 2004 - 200с.

3.   Н.А.Бакшаева.Психология мотивации студентов./ Бакшаева Н. А., Вербицкий А.А.//–М., Логос, 2006 - 184 с.

 4.     Е.С. Полат.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании / Полат Е.С. //– М., ACADEMA – 2001- 272 с.