30 ноября 2016г.
Высокие темпы развития современного общества, обеспечивающиеся разработкой и внедрением принципиально новых технологий, а также вступление России в международное образовательное пространство, обуславливает необходимость проведения глобальной реформы системы образования. В настоящее время большинством стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россией, выработаны (для своих стран) основы политики контроля и оценки образовательной деятельности, определены нормы (стандарты) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Разработанные стандарты являются необходимой основой для определения целей образования, оценки его качества, создания единого в стране педагогического пространства.
Понятие "качество", при использовании в образовательном контексте, может рассматриваться в нескольких аспектах:
- как атрибут продукции или услуги, отвечающих требованиям соответствующих им стандартов или спецификации (т.е. продукция или услуга соответствует тому, для чего предназначена);
- как атрибут продукции или услуги, которые отвечают требованиям потребителя.
Другими словами, продукция или услуги должны соответствовать предназначенным целям. При этом, на практике, взгляды производителя (образовательные организации) и потребителя (работодатель) не всегда совпадают.
Так переход отечественных профессиональных образовательных организаций на стандарты третьего поколения поставили перед ними одну из основынх задач - формирование у будущих специалистов не только определенных знаний, умений и навыков, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения этих знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности. Работодатели же, как потребители результатов образовательных систем, оценивают качество образования и подготовленность выпускников профессиональнных организаций по уровню их компетентности, скорости овладения известными компетенциями и способности создавать новые, позволяющие за кротчайшие сроки адаптироваться к профессиональной среде [3].
Очевидно, что элементами контроля (системы мониторинга), определяющими качество образования являются: определение стандартов (их установление и операционализация); операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины); установление критерия, позволяющего судить о достижении стандартов; сбор данных; оценка результатов; поэтапное наблюдение за “процессом получения продукта” и принятие соответствующих мер для корректировки и оптимального выполнения каждого из этапов, с целью теоретического предупреждения выхода будущих специалистов не соответствующих требованиям работодателей. «В последнее время вместо традиционного понятия “контроль”, все чаще используется понятие “мониторинг”, подразумевающий систематический сбор и обработку информации (которая может быть использована для улучения процесса принятия решения); непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта» [7].
Такое понимание качества образования поставили профессиональное образование перед необходимостью всестороннего анализа теории, практики: переосмысления целей образования, содержания и методов обучения, технологий организации образовательного процесса, а также результатов образования, сформированных в рамках традиционной когнитивной образовательной парадигмы [3].
В вязи с вышеизложенным, актуальность проблемы нашего исследования обусловлена новой стратегией образовательного процесса, предполагающей необходимость совместить увеличение объема естественнонаучной информации в условиях лимитирования времени, отведенного на изучение естественнонаучных и профессиональных дисциплин, а также обеспечить вовлеченность студента в процесс обучения, дающей ему право свободного выбора индивидуальной образовательной траектории в условиях гармонического сочетания фундаментализации и профессионализации образования, оптимизации объемов и форм самостоятельной работы. Решение обозначенной проблемы нами видится в определении и реализации основных концептуальных идей проектирования естественнонаучной и профессиональной подготовки студентов СПО, в качестве которых мы выделяем:
- создание и реализация научно – методической системы проектирования естественнонаучной и профессиональной подготовки студентов СПО технического профиля, ключевым условием которой будет не только собственно повышение качества естественнонаучной и профессиональной подготовки учащейся молодежи, презентирующей на уровень передовых международных стандартов, но и создание механизмов и алгоритмов, позволяющих эффективно стимулировать к эффективной познавательной деятельности через инновационные технологии, которые реализуются на практике и имеют высокую результативность и воспроизводимость при доминирующей роли технологии модульного обучения. Разработанные в данной системе механизмы и алгоритмы позволяют эффективно стимулировать учащуюся молодежь к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и интегрировать полученные естественнонаучные знания, умения, навыки и компетенции в их жизненные и карьерные траектории [4]:
- непрерывного интегративного естественнонаучного и профессионального образования студентов СПО, рассматривающего процесс формирования ОК и ПК обучаемых путем:
• пропедевтического обучения естественнонаучным дисциплинам (физика, химия, биологии и т.п.), ориентированного на формирование у будущих специалистов не только определенных знаний, умений и навыков, но и компетенций, сфокусированных на способности применения этих знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности;
• решения проблемы формирования профессионально-значимых качеств выпускника ссуза при внесении изменений в содержание и ход учебного процесса на основе интегративного взаимодействия дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей МДК [1, 2];
• организации самостоятельной работы студентов при применении проектной технологии, в процессе реализации которой студенты приобретают навыки соблюдения логической цепочки реализации проекта: проблема – цель – задачи – метод – результат, т.е. достижения ясности, четкости, достижимости целей и задач, логичности вытекания задач из проблем, выделенных в проекте и адекватности показателей оценки эффективности проекта;
• сквозной технологии оценивания результатов обучения студентов в системе среднего профессионального образования, главная цель которой стандартизировать процесс определения количественного уровня освоения студентом общих и профессиональных компетенций на протяжении всего обучения в учреждении среднего профессионального образования [5, 6].
Список литературы
1. Грузкова С.Ю. Особенности проектирования содержания междисциплинарного курса в рамках требований ФГОС СПО /Материалы Международной научно-практической интернет-конференции «Инновационная деятельность педагога как фактор обеспечения современного качества профессионального образования» // сборник материалов (Казань, 11.04.14) - Казань: Издательство ТАИ. - 2014. - 427 с., С. 48-52.
2. Грузкова С.Ю. Проектирование компетентностно-ориентированного содержания междисциплинарных курсов профессионального модуля в условиях реализации ФГОС / Материалы VIII Международной научно-практической конференции«Современные концепции научных исследований» (Россия, Москва, 28- 29 ноября, 2014 г.): сборник научных работ. Научный журнал «Евразийский союз ученых», 2014. - № 8 (16). – Ч.3. – 174 с. - С. 88-91.
3. Камалеева А.Р., Хусаинова С.В., Грузкова С.Ю. Проектирование содержания профессионального образования (дидактические и психолого-педагогические основы): монография / А.Р. Камалеева, С.В. Хусаинова, С.Ю. Грузкова. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. – 280 с.
4. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю. Виды алгоритмов проектирования содержания учебных курсов естественнонаучных и профессиональных циклов в условиях реализации ФГОС СПО / А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова // Казанский педагогический журнал, 2015. - № 2 (109). – 198 с. – С. 23-29.
5. Камалеева А.Р., Шигапова Н.В., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н. Организа-ционно- педагогическое условие успешной реализации проектной технологии - свобода проектной деятельности обучающегося / А.Р. Камалеева, Н.В. Шигапова, С.Ю. Грузкова, А.Н. Грязнов // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». - Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып.51. - Ч.6. - 420 с. - С.85-96.
6. Русскова О.Б., Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю. Диагностический инструментарий оценивания результатов обучения в системе профессионального образования / О.Б. Русскова, А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. - № 11 (152). - С. 134-139.
7. Софинская О.В., Грузкова С.Ю. Мониторинг качества знаний студентов ссуз в условиях реализации новых образовательных стандартов / О.В. Софинская, С.Ю. Грузкова // Путь науки, 2014. - № 2 (2). - С. 74-78.