Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
С каждым годом неизменно возрастает роль специальной подготовки в образовательных организациях высшего образования России. Современное высшее образование определяет перспективы экономического роста отрасли, служит критериальным базисом оценки состояния экономики [1, с. 6]. Сегодня задачи реформирования гуманитарного и специального образования в высшей школе состоят в подготовке нового поколения специалистов, менталитет которых созвучен общественному, обладающих фундаментальной теоретической и профессиональной подготовкой и, вместе с тем, нравственно и интеллектуально развитых, творческих личностей. Таким образом, высшее образование, становясь ключевым звеном в системе образования, благодаря своей гуманистической направленности, воспитывает духовно богатую личность, способную понимать и жить в мире с другими народами, уметь находить мирное решение в любой конфликтной ситуации, зная и понимая язык, культуру другого народа.

Рассматривая проблему профессионализации современных образовательных организаций высшего образования России, следует, прежде всего, обратить внимание на вопросы структуры и содержания учебных планов и учебных программ, а также на вопросы, связанные с учебной литературой [2, с. 113]. Обращая внимание на сущность формирования и развития содержания учебных дисциплин, которые осуществляют как с позиции отношения обучаемого к полезной для него необходимой информации, так и с позиций создания условий развивающего обучения, можно сделать вывод о факторах, которые необходимо учесть при формировании содержания учебной дисциплины: во-первых, необходим целенаправленный отбор всех видов учебного материала с учетом следующих принципов: научности; наглядности; развивающего обучения; доступности; связи с жизнью; сознательности; систематичности и последовательности; прочности и усвоения знаний; во-вторых, содержание образования во многом определяется активность личности преподавателя и студента. Под развитием содержания учебной дисциплины, ее частей мы понимаем увеличение и совершенствование полезной информации. Полезной частью содержания учебной дисциплины мы называем совокупность понятий и определений, а также компетенций, которые используются последующими дисциплинами в подготовке специалиста как базовые компетенции, что должно учитываться управленцами всех уровней. В учебной деятельности степень полезности фрагментов учебного материала дисциплины в подготовке специалиста колеблется довольно заметно. Высокой степенью полезности обладают фрагменты фундаментальных дисциплин, формирующих базовые компетенции для специальных учебных дисциплин в образовательной организации высшего образования. Низкой степенью полезности характеризуются, по нашему мнению, те фрагменты учебных дисциплин, которые слабо влияют на уровень подготовки специалиста. Как показывает практика, степень полезности фрагментов учебного материала конкретной дисциплины можно определить путем системного анализа структурных схем учебных дисциплин и установления количественных и качественных характеристик межпредметных связей с первого до последнего курсов обучения студента. Если проанализировать традиционное содержание учебных дисциплин в образовательной организации высшего образования, то оно регламентируется программами и учебным планом, а также учебниками и учебными пособиями. Как показывают многочисленные исследования, проведенные российскими учеными, многие преподаватели испытывают затруднения при внесении изменений в рабочие программы в отношении улучшения порядка следования тем учебных занятий или их совмещения. Причина, по нашему мнению, такого положения состоит в том, что программа в основе своей не имеет логической структурной схемы изучения понятий. Однако и она не может быть основой для понимания мировоззренческой сущности изучаемой дисциплины и ее значимости в циклах учебных дисциплин подготовки специалистов. Таким образом, преподаватели образовательной организации высшего образования больше времени тратят на выполнение программы обучения, а не на создание условий развития творческой личности студента. Интерес студента в обучении и самообучении во многом зависит от качества учебного материала. Под содержанием учебной дисциплины мы понимаем прежде всего: совокупность компетенций, логически связанных с предметом изучения; средства и методы его моделирования, позволяющие студенту самостоятельно добывать знания и развивать свои познавательные способности. Творческое содержание учебной дисциплины определяется учебным материалом, который бы давал студентом возможность: выбирать цель; ставить задачу; подобрать полезную информацию; составить план действий; оценить результат; определить перспективу. Формирующим фактором содержания учебной дисциплины является ее понятийный аппарат, представляющий собой комплекс целевой совокупности понятий, средств и методов для изучения и реализации получаемых знаний. Необходимо отметить, что понятийный аппарат учебной дисциплины как обобщенный инструментарий формирует содержание из ее функциональных фрагментов, а также создает мировоззренческую ценность изучаемой дисциплины. Этот обобщенный инструментарий познания изучаемой дисциплины и ее составных функциональных частей позволяет студенту получить компетенции в области анализа и синтеза учебного материала. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что содержание учебной дисциплины должно формироваться целым единым понятийным инструментарием.
96
Отсутствие базовых компетенций может привести к низкому старту освоения студентом учебного материала, без собственных общекультурных и профессиональных компетенций учебная дисциплина теряет свое познавательное лицо. Мы исходили из того, что под понятийным аппаратом учебной дисциплины понимается две взаимосвязанные группы основных понятий: одна связана с предметом изучения и раскрывает его качественные стороны; вторая группа понятий устанавливает средства и методы для изучения свойств данного предмета. Взаимосвязь этих групп понятий образует мировоззренческо-познавательную целенаправленность учебной дисциплины. Она используется при обосновании ее структурно-логической схемы и воспитании у студентов диалектико-материалистического мировоззрения. При составлении понятийного аппарата учебной дисциплины, как правило, применяется основное положение логики, в котором каждое понятие характеризуется соответствующим признаком. В свою очередь этот признак может стать понятием и при многократном продолжении такой последовательности некоторые понятия конкретной дисциплины можно расположить в ряд, который всегда заканчивается простым понятием без признака. Под понятием учебной дисциплины мы рассматриваем мысли (идеи), отражающие существенные признаки изучаемой дисциплины или группы дисциплин, что весьма важно при принятии управленческих решений внутри образовательной организации высшего образования. Таким образом, с помощью понятийного аппарата можно установить иерархию понятий в учебной дисциплине и межпредметные связи с другими дисциплинами учебного плана, а также логически обосновать в нем структуру изучаемых понятий. В исследуемой проблеме важен вопрос отбора учебного материала в образовательной организации высшего образования. Под этим понимается отбор учебной информации (теоретические положения, методические рекомендации, алгоритмы, инструкции и т.д.), направленной на достижение конкретных целей и задач в подготовке современного специалиста. Основные факторы, которые влияют на отбор содержания учебной дисциплины (целевые, ресурсные и т.д.) должны учитываться при отборе профессионального содержания дисциплины. Если содержание учебной дисциплины в части отражения профессиональных компетенций выбрано неправильно, то введение профессиональных элементов даже при наиболее благоприятном сочетании факторов может привести к отрицательному влиянию на выходные результаты педагогической системы. Оптимальность содержания учебной дисциплины может оцениваться по различным критериям 3, с. 229. Отбор же учебного материала объединяет в себя творческий процесс включения оригинальных его фрагментов в содержание учебной дисциплины с дальнейшей экспериментальной проверкой в учебно-познавательной деятельности при соблюдении требований рабочей программы дисциплины. Вопросы сущности формирования и развития содержания учебной дисциплины, характеристики содержания учебной дисциплины в образовательной организации высшего образования, а также вопросы понятийного аппарата учебной дисциплины и отбора учебного материала имеют сложившуюся крепкую теоретическую базу и играют большую практическую роль в решении управленческой проблемы – важной составляющей целостной организационно-педагогической проблемы соотношения гуманитарной и специальной подготовки студентов в современных условиях.
На сегодняшний день отсутствует, с точки зрения педагогической психологии, научное обоснование роли и места электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и виртуальных лабораторий при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин инженерной направленности, а также объема их использования вместо лабораторного практикума на натурных стендах. Одни специалисты их полностью отрицают, считая, что выделяется слишком мало часов на натурный лабораторный практикум и его замена на виртуальные компьютерные лаборатории не позволяют учащимся приобрести необходимые знания и навыки. Другие специалисты выступают за широкое обучение на компьютерных моделях взамен работ на натурных стендах, основывая этот подход на экономической целесообразности замены физических лабораторий их виртуальными компьютерными аналогами, а также на психологическом факторе – значительном интересе учащихся всех уровней к компьютерным информационным системам. Необходимо отметить, что первая из упомянутых часть специалистов видит в ЭОР лишь компьютерный аналог учебных пособий, не отдавая должного возможностям модельного представления реальных объектов с помощью мощных современных средств информационно-вычислительных технологий. Вторая часть специалистов, явно переоценивая увлеченность современной студенческой молодежи средствами информационно-вычислительной техники, и, опираясь на экономические доводы внедрения виртуальных лабораторий в учебный процесс, не осознает нужность реальной практической работы студентов в лабораториях для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков. Очевидно, что необходим поиск оптимального соотношения, включающего достоинства каждого из подходов и создающего условия для повышения качества и интенсификации учебного процесса, а также изучение границ применимости ЭОР и выработки критериев оценки на основе изучения психолого-педагогических закономерностей данной предметной области. Характерные для всего данного научного направления особенности отражаются на проблематике интенсификации преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин инженерной направленности на базе широкого использования вычислительной техники и информационных технологий в условиях необходимости повышения эффективности и интенсивности учебного процесса, необходимости автоматизированного текущего контроля уровня остаточных знаний студентов, что наиболее близко воспринимают преподаватели. Исследование закономерностей влияния качественных параметров ЭОР, их количественного применения в плане использования возможностей информационных технологий для создания средств наглядного изображения процессов и объектов на лекционных занятиях, замещения лабораторного практикума и практических занятий на их виртуальные аналоги, уровень автоматизации контроля остаточных знаний, приобретенных общекультурных и профессиональных компетенций, формирования научного кругозора и выработки навыков решения практических задач является методологической основой для повышения эффективности, качества и интенсификации учебного процесса.

Список литературы
1. Атаманенко Н.В., Карелина М.Ю., Черепнина Т.Ю. О роли профессиональной компетенции и общекультурного уровня преподавателя в обеспечении качества образовательного процесса // Инновационный вектор развития: предпосылки, реальность, перспективы совершенствования научных разработок в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, языкознании, культурологи, экологии, зоологии, химии, биологии, медицине, психологии, политологии, филологии, философии, социологии, градостроительстве, информатике, технике, математике, физике, истории, растениеводстве, 29-30 августа 2014 года, г. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014 – С. 6-8.
2. Карелина М.Ю. Реализация управленческой гуманитарологии в проектировании учебно-воспитательного процесса // Инженерная педагогика: сб.ст. в 3 т./ Центр инженерной педагогики МАДИ.- М., 2014. – Вып. 16 – Т.3. – С. 107-117.
3. Карелина М.Ю., Черепнина Т.Ю. Гуманитаризация содержания профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях// Казанская наука, 2014. № 3. - С. 226-230.