30 ноября 2016г.
Социальные, культурные, экономические изменения, происходящие в современном обществе, требуют построения процесса подготовки специалистов с использованием технологий, обеспечивающих естественную связь получаемых знаний с будущей профессиональной деятельностью.
Применение имитационных технологий, в основе которых лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, позволяет воссоздать в условиях обучения процессы, происходящие в реальной системе и формировать профессиональный опыт.
Виды имитационно-игровых технологий достаточно разнообразны. К их числу относят организационно-деятельностные, проблемно-деловые, имитационно- моделирующие, рефлексивные, поисково-апробационные, деловые, производственные деловые, исследовательские деловые, ситуационно-ролевые игры и др.
Организационно-деятельностные игры предусматривают организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача преподавателя - «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого.
Проблемно-деловые игры способствуют развитию коллектива посредством поиска неординарного совместного решения стоящих перед ним проблем.
Имитационно-моделирующие игры упражняют будущих специалистов в проектировании моделей различных педагогических систем образовательного учреждения (воспитательных, образовательных, научно-исследовательских, авторских, различных форм обучения, внеаудиторной работы и т.п.).
Инновационные игры направлены на развитие инновационного мышления, поведения, способности разрабатывать внедренческие проекты, экспериментальные апробации инноваций.
Рефлексивные – направлены на психологическое развитие каждого участника игры; снятие стереотипов, обучение анализу человеческих отношений, межгрупповому сотрудничеству.
Поисково-апробационные предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, направлены на разработку новых идей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения психолого-педагогических, кадровых, управленческих проблем.
Таким образом, все виды организационно-деятельностных игр требуют от будущего специалиста разработки проекта и решения производственных задач, способствующих отработке оптимальных решений в прогнозируемых условиях; выдвижению и подготовке резервных возможностей в управлении, «вскрытию» и компенсации механизмов торможения развития образовательного учреждения и его структур; определение способов выведения его из кризиса и программирование полиальтернативных способов решения.
Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов, направлены на проигрывание реальных профессионально- личностных ситуаций. Необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.
Производственные деловые игры способствуют решению административно- хозяйственных и финансово-экономических задач в условиях конкурентной борьбы конкретного образовательного комплекса, пространства различного уровня (муниципального, регионального, федерального).
Исследовательские деловые игры направлены на разработку концепций, программ эксперимента; прогнозирование возможных последствий, потенциальных проблем при внедрении нововведений.
Аттестационные (квалификационные) – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов при их аттестации, моделирование индивидуальной траектории профессионально-личностного развития и саморазвития.
Дидактические (учебные) игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст, направлены на развитие репродуктивных и творческих профессиональных знаний, умений и навыков.
Ситуационно-ролевые игры предполагают разыгрывание различных профессиональных ситуаций с различным выходом на решение обозначенной проблемы; воспроизведение процесса функционирования педагогической системы во времени; стимулируют проявление актерского мастерства; способствуют улучшению вербального и визуального имиджа, развитию ассертивности и раскрытию харизматического потенциала специалиста.
При апробации игровых технологий в подготовке будущих специалистов необходимо учитывать этапы подготовки и организации выше перечисленных игр, которые включают в себя: вводный (подготовительный) этап, основной (организация конкретного вида игры) и заключительный (послеигровая дискуссия).
Необходимо большое внимание уделить заключительному этапу, который позволяет решить следующие послеигровые задачи дискуссии:
· установить те проблемы, явления, которые имели место в игре;
· определить и показать соответствие игры реальной жизни;
· оценить принятые в игре решения, их эффективность, нравственный или ценностный смысл;
· выявить причины позитивного и негативного поведения участников в игре;
· установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;
· предложить, что нужно изменить в игре, в действиях участников, чтобы достичь лучшего результата;
· проанализировать, что нужно изменить в своем поведении, стиле общения каждому участнику;
· подумать, какой опыт можно извлечь для профессиональной деятельности.
игре создаются благоприятные условия для раскрытия личностного потенциала студента. С одной стороны, каждый участник может провести диагностику своих собственных возможностей в отдельности, а с другой, в совместной деятельности с другими участниками. В игре осуществляется поиск путей и средств решения задач самоуправления, оптимизации профессионального общения. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и «создателями» собственной личности.
Таким образом, имитационно-игровые технологии способствуют формированию проектировочных, прогностических умений будущего специалиста, развитию артистичности и реализации харизматического потенциала; умению вести конструктивные переговоры; овладению техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) в моделируемой профессиональной ситуации.
Список литературы
1.Князев, А.М., Одинцова, И.В. Режессура и менеджмент технологий активно-игрового обучения: Учебное пособие/ Под ред.А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 208 с.
2.Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
3.Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. Т.П.Сальникова.-М.: ТЦ СФЕРА, 2008.
4.Резник, С.Д., Вдовина, О.А. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учебное пособие. – М.: Инфа-М, 2010.
5.Современные образовательные технологии: учебное пособие /Под редакцией Н.В. Бордовской.- М., 2010.