Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Основной задачей обучения иностранному  языку студентов неязыковых вузов в современных условиях является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая в свою очередь позволяет свободно ориентироваться в иноязычной среде, и тем самым способствует формированию конкурентоспособного специалиста на рынке труда. В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста [1]. В связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «иностранный язык» на неязыковых факультетах вузов. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении  иностранного  языка,  его  нацеленности  на  реализацию  задач  будущей профессиональной деятельности выпускников. Ставится задача не только овладения навыками общения на иностранном языке, но и приобретения специальных знаний по выбранной специальности. В связи с этим профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам является приоритетным направлением в современном образовании. Оно предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей их будущей профессии.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку зародилось как научное направление в 1960-х годах за рубежом. В нашей стране большой вклад в разработку теории профессионально-ориентированного обучения иностранному языку внес П.И. Образцов с коллегами. Ими был обоснован принцип профессиональной направленности учебного материала при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. П.И. Образцов и его коллеги отмечали, что изучение иностранного языка не должно быть самоцелью, а должно являться средством достижения цели повышения уровня образованности, эрудиции в рамках выбранной специальности. По их мнению, учет специфики профилирующих специальностей должен проводиться по следующим направлениям: работа над специальными текстами, изучение специальных тем для развития устной речи, изучение словаря-минимума по соответствующей специальности, создание преподавателями пособий для активизации грамматического и лексического материала обучающихся [4].

Под профессионально-ориентированным обучением понимается такое обучение, которое основано на учёте потребностей будущих выпускников в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями их будущей профессии или учебной специальности, которые в свою очередь, требуют его изучения. В этом и есть его отличие от обучения языку для общеобразовательных целей. В качестве очевидных преимуществ применения этого вида обучения служит повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка.

При изучении иностранного языка мотивационным аспектом является прежде всего профессиональная потребность студента, который готовится стать квалифицированным специалистом со знанием иностранного языка. Практика преподавания языка показывает, что интерес к предмету возрастает тогда, когда он практически значим, когда студенты четко и ясно представляют перспективы использования полученных знаний, когда целью обучения становятся полезные навыки и умения, которые в будущем будут иметь ценность и повысят личную конкурентоспособность и шансы на успех в бизнесе, науке или любой другой деятельности. Поэтому одной из главных особенностей иностранного языка для неязыковой специальности должен быть профессионально-ориентированный характер, отраженный в учебной цели и содержании обучения.

Целью обучения иностранному языку в неязыковом вузе является достижение уровня, достаточного для практического использования языка в будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе требует нового подхода к отбору содержания. Материал должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать научные достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлять им возможность для профессионального роста. Как отмечает Н.Д. Гальскова, в содержание обучения иностранному языку следует включать:

–          сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов;

–                          языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им;

–     комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях;

–     систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка [2].

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку предполагает, что основой курса становятся аутентичные тексты, отобранные по тематическому принципу. В дополнение к текстам используется система специальных упражнений, направленных на формирование необходимых навыков и умений. Упражнения лексико- грамматического характера способствуют накоплению специального тезауруса. Упражнения на уровне текста (вычленение основной мысли текста, нахождение ключевых слов и т.д.) помогают студенту в формировании высказываний в устной или письменной речи. Упражнения по структурированию информации способствуют формированию навыков самостоятельной работы с различными источниками. С их помощью студент учится комментировать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию и т.д.

Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. И здесь преподаватель-лингвист сталкивается с определенными трудностями, так как в силу своего лингвистического или педагогического образования не владеет специальной профессиональной лексикой. Соответственно преподаватель должен изучить основы той или иной специальности, базовую и профессиональную лексику, уметь ориентироваться в терминологии. Как отмечает Т.Л. Кучерявая, существуют несколько способов решения возникающих трудностей:

-     использовать на занятиях по иностранному языку материалы, знакомящие с базовыми понятиями специальности, так как часто преподаватели-предметники не уделяют достаточно внимания основам профессии;

- на занятиях по иностранному языку создавать ситуации, в которых студенты могли бы использовать полученные теоретические знания по специальности для решения практических проблем;

-    использовать материалы, уже известные студентам, но представленные с другой точки зрения;

- быть готовым к тому, что студенты могут исправлять ошибки преподавателя; 

-   использовать помощь преподавателя-предметника, как для подготовки к занятиям, так и во время их проведения («преподавание в команде») [3].

Как видно из вышеизложенного, иностранный язык является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента. И именно профессионально-ориентированное обучение способствует формированию коммуникативных умений, которые позволят осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях.

Список литературы

 

 

1.      Бибикова Э.В. Теоретико-методологические основы иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов.- Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 17-20.

2.      Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. М: АРКТИ-Глосса, 2000. 165 с.

3.      Кучерявая Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 336-337.

4.      Образцов П.И., Ахулкова А.И., Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование    профессионально-ориентированной    технологии    обучения. Орел, 2005.