Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
07 декабря 2019г.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования указывается, что процесс обучения, направленный на личностное и интеллектуальное развитие младших школьников, должен осуществляться при сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Наблюдения показывают, что математику можно отнести к разряду учебных дисциплин, вызывающих повышенную тревожность у младших школьников. Ситуация требует поиска путей для обеспечения эмоционального комфорта учащихся на уроках математики.

В связи с этим рассмотрим занимательный материал, или занимательные задачи. Речь идет об учебных заданиях, возбуждающих интерес обучающихся увлекательными сюжетами и формой записи, и решаемых посредством логических умозаключений, или вычислений. В списке занимательных задач: логические упражнения и ребусы, математические фокусы и кроссворды, и т. п. В современной школьной практике работа с занимательными задачами на уроках математики носит случайный характер. Их выбор осуществляется стихийно, а применение нацелено на снижение умственной нагрузки учащихся, или на заполнение паузы в уроке. С учетом такого предназначения процесс решения занимательных задач даже не рассматривается педагогами в методическом аспекте.

Действия учащихся сводятся к непродолжительному обсуждению решения и ответа на вопрос задачи. Так как процессу поиска решения уделяется недостаточно внимания, часть учеников остаются за границами занимательной деятельности. Это дети, которые не обладают определенными качествами ума, математическими способностями. При этом у них есть познавательные потребности, а также эмоции и интеллектуальные чувства (любопытство, любознательность, удивление, уверенность (сомнение), ирония, и др.), стремление к их удовлетворению и переживанию. Заинтересовавшись сюжетом и другими признаками занимательности, такие учащиеся могут проявить активность, что придаст им силы для выхода за рамки трафаретных путей мысли. Тревожность, страх и неуверенность отодвинутся на второй план, уступая место решимости и творчеству.

Разнообразие видов занимательности открывает возможности для продуктивной умственной работы учащихся. Чтобы педагогу было проще определиться с подходом к организации такой деятельности, классифицируем занимательные задачи на основании тех интеллектуальных чувств, которые они вызывают

Например: группа I – задачи, пробуждающие любопытство и любознательность; группа II – задачи, пробуждающие чувство юмора ; группа III – задачи, пробуждающие чувство сомнения, или уверенности; группа IV – задачи, пробуждающие чувство «нового» и удивление. Конечно, такое разбиение условно, выполняется интуитивно, с субъективной точки зрения. Но оно поможет в выборе занимательного материала для уроков математики, обусловленном стремлением к пробуждению у школьников всего комплекса интеллектуальных чувств.

Рассмотрим примеры занимательных задач по их видам.

1. Задачи на пробуждение любопытства и любознательности

Педагог может дать каждому ребёнку по четыре кубика и прочитать стихотворение.

Четыре кубика в корзине: Зелёный, красный, пара синих. Давай поможем гномикам

Из них построить домики! Но есть мечта у гномиков – Жить в непохожих домиках!

Педагогу следует обратить внимание детей на последнее условие: построить из четырёх кубиков домики, отличающиеся друг от друга по цвету, форме, размеру. То же самое можно выполнить в процессе рисования или раскрашивания.

2. Задачи на пробуждение чувства юмора

Выполнение задач вида: «Два пера три свиристели потеряли и взлетели. Следом зайчики взлетают. Сколько перьев потеряют?» побуждает младших школьников к переживаниям, которые выражаются в способности подмечать комические стороны или какие-либо противоречия в предлагаемых ситуациях.

Эти задания вызывают у детей особый интерес, так как после их выполнения они предпринимают самостоятельные попытки выдумать похожие противоречивые ситуации.

3. Задачи на пробуждение чувства сомнения, или уверенности

Содержание заданий этого вида послужить ситуации, в которые включены обстоятельства, провоцирующие ребёнка на ошибку, но при этом требующие от него максимального внимания.

Педагог читает стихотворение.

Василиса в узелочек Завязала свой платочек, А в платочке спрятала Зёрнышко от яблока.

Чтоб надёжным был секрет, Уложила всё в конверт.

А потом конверт в коробку Вася бросила так ловко! Но в коробке мало толку

Место ей на верхней полке! И теперь никто на свете

Не узнает о секрете!

- Что спрятала в конверт Василиса?

Организовать деятельность детей поможет предметно-схематический рисунок, который сориентирует их в последовательности действий.

4. Задачи на пробуждение чувства «нового» и удивление

Педагог показывает различные предметы, например матрёшку, кубик, чашку с блюдцем, мягкую игрушку (или их изображения), и читает стихотворение:

У каждого предмета Есть важные приметы. Кошечка – пушистая, Розочка – душистая. Мячик можно прокатить, Дом из кубиков сложить. Нет предметов без примет!

Расскажи про свой предмет! Ребёнок выбирает понравившийся ему объект и рассказывает о нём.

Из анализа хода решения задач 1–4 становится понятно, что интеллектуальные переживания не проявляются обособленно, без взаимосвязи друг с другом. При этом одно из чувств в процессе мыслительной деятельности по решению конкретной задачи преобладает. Поэтому следует выбирать к уроку такую занимательность, которая обеспечит разнообразие и многогранность интеллектуальных переживаний школьников, поддержит их позитивный эмоциональный настрой.

Решение занимательных задач не приведет к состоянию тревоги и бессилия, если вооружить учащихся инструментами – помощниками, научить пользоваться ими. К таким вспомогательным средствам относятся различные модели, с которыми школьники ежедневно имеют дело в процессе изучения математики: материальные (обеспечивающие физические действия), знаковые и схематизированные (обеспечивающие графическое действие), комбинированные. Объекты окружающей обстановки, а также рисунки и схемы различной степени отвлеченности, обеспечат детям доступ к логической основе занимательной задачи.

Чтобы школьники ощущали свободу в определении подходов к занимательной задаче, можно использовать следующие приемы организации их деятельности: проведение минутной подготовки для создания позитивного эмоционального настроя и умственной активности, которая выражается в поиске, переборе вариантов, отгадывании ; избрание модели для интерпретации условия задачи; обозначение на модели количественных характеристик, отношений и других данных из условия задачи; совместное со всеми участниками работы конструирование модели; приемы кодирования и раскодирования, или перевод условия с «естественного» языка на «искусственный» и наоборот; исправление ошибок в модели и т. д. В минутную подготовку можно включать различные виды занимательных действий, например работу с анаграммами, палиндромами, пословицами, поговорками и фразеологизмами, загадками и т. д.

Работа с занимательными заданиями на уроке не может быть продолжительной. Но систематическое применение разнообразной занимательности, технологичность организации деятельности учащихся при работе с ней способствуют сохранению творческой атмосферы в классе, оказывают младшим школьникам эмоциональную поддержку в процессе усвоения математического содержания и способов действий.

 

Список литературы

 

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.

2.    Перельман Я. И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. – М: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. – 127 с.