Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Авторы:
Город:
Ухта
ВУЗ:
Дата:
07 декабря 2019г.

Известно, что первая компьютерная дистанционная система обучения студентов PLATO была создана в 1960 году в Иллинойском университете США. В России системы позволяющие осуществлять дистанционное обучение с помощью интернет технологий появились гораздо позднее, в 1990-ые годы. Датой официального внедрения дистанционного образования в России можно считать 30.05 1997 года с изданием приказа Минобразования РФ №1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». В Ухтинском государственном техническом университете (УГТУ) внедрение дистанционных технологий началось в 2000-е годы. Центр дистанционного обучения (ЦДО) был создан приказом ректора №408. «Об изменении организационной структуры» 16 мая 2011 года.

В ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации" (ст.16) вводится термин "электронное обучение"(e-Learning). Под электронным обучением (ЭО) понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Там же даётся определение термина "дистанционные образовательные технологии". Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Таким образом, то, что называется "дистанционным обучением" ("онлайн-обучением") есть электронное обучение с применением ДОТ.

За дистанционными технологиями обучения, будущее в развитие образования.

Цель настоящего исследования определить роль и место профессорско-преподавательского состава кафедры физики в системе дистанционного обучения университета.

В задачи исследования вошли:

-     анализ роли профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедры физики в организации электронного обучения с помощью дистанционных образовательных технологий;

-      выявление задач, стоящих перед ППС кафедры по совершенствованию работы в системе дистанционного образования университета, направленных на приведение её к современным требованиям.

Главная задача ЦДО УГТУ – организация и координация учебного процесса с использованием дистанционных технологий. Система дистанционного обучения основана на самой популярной платформе Moodle версия 3.1. Вход в СДО с сайта УГТУ cde.ugtu.net. Основным понятием СДО является учебный курс. Интерфейс системы позволяет студентам и абитуриентам, а также слушателям различных курсов с помощью панели навигации найти название изучаемого курса и следить за успехами в его прохождении. Функциональные блоки формируют среду обучающего курса и организуют общение между пользователем и преподавателем.

Согласно «Положению о применении ЭО, ДОТ при реализации образовательных программ высшего образования   в   университете» реализуется   две модели   применения ЭО и   ДОТ:   «классическая» и «дистанционная».

-   Классическая модель предусматривает применение ЭО, ДОТ для реализации части образовательной программы при изучении отдельных учебных дисциплин (модулей). Классическая модель применяется для организации учебного процесса по очной, очно-заочной, заочной формам обучения. Это разные варианты реализации технологии смешанного обучения (Blended Learning).

-    Дистанционная модель предусматривает применение ЭО, ДОТ для реализации образовательной программы при изучении всех учебных дисциплин (модулей). Дистанционная модель подразумевает режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу удаленно в СДО, за исключением выполнения некоторых лабораторных работ, прохождения практик и государственной итоговой аттестации, включающей сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы или научной квалификационной работы. Дистанционная модель применяется для организации учебного процесса только по заочной форме.

Ниже представлена таблица, характеризующая развитие СДО УГТУ за последние четыре учебных года, и участие в этом ППС кафедры физики показано в скобках.

 

Показатель

2015/16 уч.год

2016/17 уч.год

2017/18 уч.год

2018/19 уч.год.

1. Подготовка кадрового состава системы дистанционного обучения на курсах

1.1 .ППС, имеющий

сертификаты на право работать в СДО

206 человек,

(7 человек)

292

(8 человек)

310

(8 человек)

391

(10 человек)

1.2 ППС

подготовленный для работы в СДО УГТУ

57 преподавателей

(7 человек)

186 человек

(1 человек)

51 преподаватель

156 человек

(5 человек)

1.3 ППС,

подготовленный на собственных курсах повышения квалификации

57 преподавателей

(7 человек)

186 человек

(1человек)

18 преподавателей

Усинского и Воркутинского филиалов

146

преподавателей (5 человек)

2. Наполнение СДО учебно-методическим контентом

Размещено всего

курсов:

648, на 280

больше чем в прошлом уч. году. (37)

1287, на 639

больше, чем в прошлом уч. году. (37)

1353, на 66

больше, чем в прошлом уч. году. (37)

1412, на 59

больше, чем в прошлом уч. году. (28)

В т.ч. для

283

312

316

308

- групп заочного

(7)

(7)

(7)

(5)

обучения с

использованием ДОТ

- групп с курсами

100

329

337

381

поддержки учебного

(28)

(28)

(28)

(23)

процесса

- групп с курсами

35

69

157

216

дополнительного

(2)

(2)

(2)

(1)

профессионального

образования

- виртуальные

7

24

29

29

лабораторные

(0)

(17)

(17)

(17)

работы

4. Контингент обучающихся, зарегистрированных в СДО

Всего пользователей:

2943

3225

5064

6650

. из групп заочного

обучения с использованием ДОТ

57

39

45

69

- остальные заочники

977

986

1286

1512

- студенты очники

1492

1311

1660

1622

- выпуск заочников

из групп с использованием ДОТ

-

10 бакалавров

направлений НГД, ТМО, ТБ, ЭТ. (10)

7 бакалавров

направлений НГД, ТМО, ТБ, ЭТ (7).

Выпуска не

было

 

В УГТУ на 01.06.2019 года по всем видам образования и формам обучения числится 7835 студентов, из них получают высшее образование с учётом филиалов 5309, в т.ч. заочно 1590 человек. В СДО зарегистрировано 5064 слушателя, при этом 80% из получающих высшее образование, на сегодня охвачены электронным обучением. Из него ДО, были охвачены всего 69 студентов (≈1%) по 6 направлениям бакалавриата (группы заочной формы обучения с применением ДОТ), что очень мало, при этом из этих групп в этом году не было выпуска.

На собственных курсах повышения квалификации с вручением удостоверения по программе «Информационные технологии в обучении. Преподаватель ДО (72 ч.)» обучены 146 слушателей ППС УГТУ, в т.ч. 7 человек кафедры физики

Из представленного выше следует, что дистанционное обучение как форма образовательного процесса в УГТУ непрерывно развивается. Происходит процесс аккумулирования необходимых для данной деятельности образовательных, технических, технологических, управленческих знаний и компетенций, так наполнение СДО учебно методическим контентом за последние четыре года возросло более чем в два раза. ППС кафедр и персонал, обслуживающий ДО, подготовлен в основном на собственных курсах повышения квалификации и способен создавать, обновлять и применять этот контент.

Непрерывно расширяется контингент пользователей, охваченных СДО университета, за исследуемый период он увеличился более чем в два раза. Охват студентов всех видов образования и форм обучения СДО приблизился к 80%.

Рассмотрим подробнее участие кафедры физики в развитии СДО УГТУ.

ЦДО УГТУ был создан 16.05. 2011 г.. Уже зимой 2012 года для ДО по классической модели студентов первого курса заочного отделения во втором семестре по направлениям подготовки МОН, БС, МЛК, ПЭМГ, РЭНГМ, ЭТ, доцент Серов И.К., а для студентов по направлению ТБ доцент Жевнеренко В.А. разработали необходимый контент по курсу физики. В контент, состоящий из тестовых заданий по каждой теме семинарских занятий, краткого теоретического курса, предшествующего тесту и экзаменационного теста по курсу вошли разделы «механика и термодинамика». Осенью, для этих направлений были созданы и наполнены необходимым контентом ещё два курса физики по разделу «электродинамика», для работы со студентами второго курса в третьем семестре. Зимой 2013 года был разработан для перечисленных направлений заключительный курс по разделам «оптика и атомная физика».

В январе 2013 года Жевнеренко В.А. в качестве преподавателя координатора СДО начал разработку курса физики для студентов очного обучения указанных направлений подготовки. В качестве преподавателя системы СДО для направлений подготовки ИВТ, ИСТ, ЭТ, без права корректировки данных курсов, был привлечён доцент Богданов Н.П. Данные курсы физики использовали оба преподавателя. Впоследствии программы и стандарты по направлениям ИВТ, ИСТ, ЭТ сильно изменились и для них были созданы три новых курса физики для каждого из 3 семестров.

Совершенствование подготовленных курсов активизировалось после введения в УГТУ - бально- рейтинговой системы оценки студента.

Оказалось, невозможно качественно оценить работу студента в баллах на семинарских занятиях. Студенты для решения задач вызывались к доске, при этом за пару невозможно рассмотреть более 10 задач. В группе из 35 студентов 25 не могли взять свои баллы. Встал вопрос - как быть? Жевнеренко В. А. предложил студентам разработать для них тест в СДО по теме каждого семинарского занятия, который они пройдут дома и возьмут свой балл. Идею поддержал Богданов Н. П. и тоже включился в разработку подобных тестов для студентов его направлений бакалавриата.

После каждой пары, или до неё, преподаватели заносили задачи, подготовленные к занятию в разрабатываемый курс. Опирались на кафедральные наработки. Для пополнения базы данных использовались тестовые пособия, разработанные доцентом Шамбулиной В.Н., “решебники” на основе этих пособий выполненные Жевнеренко В. А., “Сборник задач по курсу физики” Трофимовой Т.И., “Задачник по физике” Чертова А.Г., Воробьева А.А.

Попутно встал вопрос с наполнением контента теорией. Поэтому перед внесением в базу текста задач, создавался файл с краткой теорией: формулировки определений, законов, формулы с пояснением, единицы измерения используемых физических величин и т.д. К 2016/17 учебному году по всем направлениям подготовки для очной и заочной форм обучения были созданы необходимые учебные курсы.

До 2019 года имели сертификаты, полученные ранее по прохождении курса повышения квалификации в СДО университета по программе «Информационные технологии в обучении. Преподаватель ДО (72 часа.)» 80% преподавателей кафедры, в т.ч. дополнительно к перечисленным выше укажем: к.ф-м.н., доцента Пономарёва Н.С., к.тех.н., доцента Северову Н.А., доцента Шамбулину В.Н., ст. преподавателя Лапину Л.Н. Все они имели допуск для работы в СДО университета и свои курсы, для студентов, обучаемых физике по другим направлениям бакалавриата. К сожалению, в связи с закрытием ряда направлений, изменением учебного плана и стандартов обучения, а также в связи с увольнением Понамарёва Н.С. в прошедшем учебном году кафедра впервые вынуждена была удалить из СДО девять курсов из тридцати семи разработанных ею.

За прошедший учебный год пять преподавателей повысили квалификацию по обновленной сотрудниками ЦДО программе «Информационные технологии в обучении. Преподаватель ДО (72 часа) и получили впервые или обновили соответствующие сертификаты. Таким образом ППС кафедры в полном составе подготовлен к работе в СДО университета и обладает необходимыми компетенциями в области создания и использования открытых образовательных онлайн-ресурсов.

Анализ деятельности ППС кафедры в СДО университета показывает:

1)    ППС кафедры своевременно подготовил необходимый контент по физике, чем обеспечивает выпуск студентов университета по дистанционной форме обучения;

2)    40% преподавателей кафедры активно привлекают свой контингент студентов очной и заочной форм обучения для ЭО с использованием ДОТ;

3)   снизилось участие ППС кафедры в дистанционной подготовке абитуриентов по физике;

4)    при этом контингент студентов привлечённых к ЭО с использованием ДОТ по направлениям и специальностям изучающим физику составляет около 50%.

Известно, что подготовка интерактивного дистанционного курса по дисциплине трудоёмкое дело. На кафедре накоплен опыт по созданию таких курсов и имеется обширный материал в электронной форме. Курс изучения физики в техническом вузе должен быть цельным и неделимым. [2]. Дисциплина физика в техническом вузе унифицирована и имеет большие возможности для создания единого учебно- методического комплекса (УМК) дистанционного обучения. Кафедре рекомендуется обсудить этот вопрос и разработать единый УМК по всем техническим направлениям и специальностям подготовки, назначив преподавателя координатора курса с допуском работы в нём всех преподавателей.

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ

2.      Лапаник О. Ф., Слабженникова И. М. Особенности организации учебного процесса по дисциплине «Физика» в техническом университете // Физическое образование в вузах. 2018. Т.24, №3. с.12 – 22.