30 ноября 2016г.
Императивом развития современного общества становится глобальная инновационность, охватывающая все сферы и уровни социальной действительности. Динамика развития экономики, рейтинг страны на международной арене, конкурентоспособность ее товаров и специалистов на мировом рынке определяется инновационным характером функционирования различных общественных институтов, в том числе науки и образования. Сегодня инновационная проблематика носит характер междисциплинарного дискурса, однако исследователи сходятся в том, что исходной точкой инновационного прогресса является творческий, стремящийся к самореализации человек. «Для организаций и предприятий, которые заботятся об эффективном использовании своих кадровых ресурсов, жизненно необходимы верные решения для привлечения квалифицированного персонала, ориентированного на интенсивное профессиональное развитие и саморазвитие, высокомотивированного и уверенного в своих возможностях». [2, С. 27.] Еще более важным является своевременное выявление предрасположенности к инновационной деятельности еще в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. Это позволит более прицельно обеспечивать развитие определенных профессиональных свойств обучающегося склонного к новаторству и творчеству. От обнаруженной склонности студента необходимо организовать переход к его инновационной компетентности, которое понимается как «особое профессиональное состояние субъекта такой деятельности и определяется специфическими признаками – профессиональными умениями творчески ориентированного специалиста». [3, С.106.]
Сам процесс развития инновационной компетентности предполагает не только наращивание её когнитивного и деятельностного компонента (знаний о способах создания, внедрения инноваций и профессиональных умений инноватора). Мотивационный компонент, то есть стремление к практическому воплощению инноваций в рамках своей профессиональной деятельности – тоже должен быть обеспечен условиями образовательного процесса.
Согласно мотивационной теории Мак-Клеланда эпохе инноваций предшествовало развитие мотивации достижения, точнее общественное признание данного вида мотивации. Общество, где поощряется развитие индивидуальности, а ее предприимчивость воспринимается как ценность имеют успешно развивающуюся экономику.
Соответственно в рамках профессионального образования можно обозначить группу задач целенаправленного «взращивания» специалистов инновационного профиля:
- диагностика предрасположенности обучающегося к инновационной деятельности;
- обеспечение условий (стимулирующей среды) для проявления мотивации достижений и реализации выявленного инновационного потенциала студента;
- обучение будущих профессионалов специальным умениям в области инновационной деятельности.
Для решения первой задачи достаточно подобрать стандартизированную методику, подтвердившую свою достоверность и валидность. Так для выявления потенциала и ведущей направленности человека в профессиональной сфере начиная с 2006 года используется диагностический компьютерный тестовый комплекс «профкарьера», разработчиком и правообладателем которого является Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова. [1] Тестирование дополняется процедурой карьерного консультирования, где в ходе сопоставления внутренних ресурсов респондента (его мотивации, способностей, черт характера и жизненных установок) с альтернативами профессиональной самореализации возможно представить вектор развития карьеры будущего специалиста. Так же представляется соотношение различных типов карьеры и выводится наиболее близкий для испытуемого.
Так, например, творческий тип карьеры диагностируется у тех, кто показал высокий уровень мотивации достижения, выраженную экстраверсию и ориентацию на творческую свободу. Выбор роли инноватора в данном типе карьеры подкрепляется так же активной жизненной позицией респондентов.
Возможно предположить, что удельный вес такой категории студентов, с выраженным инновационным профилем в общей численности обучающихся будет незначительным. Как правило попытки установить процент инноваторов в составе больших человеческих сообществ это подтверждают. Исследование, проведенное Константином Фурсовым и Томасом Тернером в рамках Мониторинга инновационного поведения населения ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, показало, что доля «домашних» инноваторов (изобретателей «пользовательских инноваций») в России достигает почти 10%, в то время, как в других странах эта цифра значительно меньше. [4] В опросе принимали участие 1670 респондентов из разных регионов страны.
Редкие случаи проявления инновационного профиля у студентов повышают ценность стимулирующей среды, которая позволяет раскрыть их личностный потенциал и закрепить жизненные установки связанные с творческой самореализацией в профессии. В образовательном процессе педагогического вуза имеется ряд таких возможностей.
Во-первых, это освоение образовательных программ, предусматривающих проектно-созидательное обучение. Такие дисциплины как «Методология и методика психолого-педагогического исследования» и «Социально-педагогическое проектирование» непосредственно связаны с развитием компетентностей в проектной и исследовательской деятельности будущего учителя. Индивидуальные проектные задания по разработке программ практико-ориентированных педагогических исследований или деятельность творческих групп по обоснованию и воплощению в жизнь социальных проектов – первые стартапы для начинающих инноваторов.
Во-вторых, практика педагогического творчества студентов возможна в различных формах воспитательной и профориентационной работы. В условиях педагогического вуза это подготовка и участие в олимпиадах по педагогике, психологии, в конкурсах студенческих проектов (исследований) или прохождение различных курсов совершенствования личных и профессиональных качеств. В частности, студентам можно предложить развивать умения проектирования профессионального будущего на основе профессионального самопознания.
В-третьих, при благоприятных условиях, самореализация студента в качестве инноватора возможна во время прохождении педагогической практики и реализации студентом опытно-экспериментальной части своей выпускной квалификационной работы. Определяющими обстоятельствами осуществления такой возможности следует считать:
- баланс методов научного руководства и коллегиальных форм разработки, последующего внедрения педагогических новшеств,
- признание права команды практикантов или «тандема» преподаватель-студент на внесение каких-либо изменений в образовательный процесс;
- готовность и способность обучающихся к управлению инновационными процессами (диагностика, прогнозирование рисков от нововведений и пр.)
Общим фоном для стимулирования склонных к инновациям студентов должно стать доброжелательное заинтересованное отношение руководства вуза к различного рода инициативам, рождающихся в среде обучающихся. Внимания и оценки заслуживают не только результаты научно-исследовательской работы студентов (НИРС), стоит вести учёт авторов оригинальных тем и замыслов проведения курсового исследования, не вписывающихся в обычные рамки. Сфера коллективного творчества в системе студенческого самоуправления тоже должна вбирать в себя опыт «частных» социокультурных акций, произошедших за рамками плана воспитательной работы.
Обучение будущих профессионалов специальным умениям в области инновационной деятельности происходит как в рамках обязательных дисциплин учебного плана, так и за его пределами. Максимально прикладное значение в профессиональной подготовке инноватора имеют такие модули учебного плана бакалавриата как «Методика обучения и воспитания», «Методология и методика психолого-педагогических исследований». Здесь происходит освоение базовых компетентностей в области проектирования практической педагогической и научно-исследовательской деятельности учителя.
Дополнительным образовательным пространством развития инновационной компетентности студентов является его проектно-исследовательская деятельность: индивидуальное выполнение курсовой и выпускной квалификационной работ, создание и реализация социальных проектов в групповых объединениях.
Таким образом, процесс формирования специалиста инновационного профиля в условиях педагогического вуза обеспечивается своевременной диагностикой профессионально-личностных склонностей обучаемого, средой, стимулирующей мотивацию к творческой самореализации, а так же методикой проектно-созидательного обучения на дисциплинах психолого-педагогического блока.
Список литературы
1. Алтухов В.В. Профкарьера как инструмент выбора профессионального пути [Электронный ресурс] // URL:http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op= viewarticle&artid=13.
2. Дикова В.В. Карьерное консультирование – инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда – 2016, –№2, – с.24 – 27.
3. Павлова Е.Г. Предрасположенность к инновационной деятельности как социологическая категория // Социология – 2009, – N 3, с. 105–112.
4. Селина М.В. Что и зачем изобретают россияне. [Электронный ресурс]https://iq.hse.ru/news/187010170.html