Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Тирасполь
ВУЗ:
Дата:
07 декабря 2019г.

Образование является одним из наиболее используемых направлений в развитии виртуальной и дополненной реальности. Использование данной технологии открывает широкий круг возможностей в обучении и образовании.

Виртуальная реальность (далее VR) привносит свои преимущества в сферу образования. Можно выделить следующие преимущества использования VR:

–           Безопасность. Зритель VR (ученик, студент, преподаватель) может выполнять процессы любого уровня сложности без угрозы для здоровья и жизни.

–           Фокусировка. Мир, в который погружается зритель, окружает его со всех сторон, тем самым внешние раздражители уходят за рамки воздействия.

–           Наглядность. С помощью VR зритель может не только наблюдать за процессом, но и участвовать в его детальном изучении.

–           Виртуальные уроки. Ощущение своего присутствия в придуманном (нарисованном) мире позволяет проводить занятия целиком в виртуальной реальности [1].

Виртуальная реальность может быть применена в образовании в различных форматах. Что касается дистанционного образования, то студент (ученик и т.д.), находясь в любой точке земного шара, имеет уникальную возможность принимать участие в учебном процессе. Каждый из участников учебного процесса будет иметь свой аккаунт и лично присутствовать в VR-классе, слушать лекции и семинары, выполнять коллективные, групповые и индивидуальные задания.

Любой из созданных VR образовательных курсов может быть адаптирован под индивидуальное изучение. Уроки могут быть размещены в online-shop (онлайн-магазин), таких как Oculus Store, Steam, Google Play Market и т.д.

Перед использованием технологии VR в образовательной деятельности следует ознакомиться с целью данной технологии, которая заключается в расширении физического пространства жизни человека объектами, созданными с помощью цифровых устройств и имеющими характер изображения. В качестве устройств в наше время используются следующие: очки виртуальной и дополненной реальности, контроллеры, планшеты, наушники. Ожидается также появление перчаток, которые будут позволять зрителю осязать объекты VR.

Для разработки приложений VR, как правило, используются те же платформы, на которых разрабатывают компьютерные игры. Далее применяют всевозможные инструменты для разработки программ виртуальной и дополненной реальности (AR). Технология дополненной реальности позволяет дополнять реальность различными объектами; дополненная виртуальность, в свою очередь, насыщает виртуальную реальность реальными объектами.

Технологии VR и AR часто используются в программах иммерсивного обучения (от англ. immersive–    «создающий эффект присутствия, погружения»). Данные программы содержат в себе использование современных информационных технологий в процессе обучения, который должен быть организован внутри различных виртуальных миров. Данный формат обучения повышает коммуникацию между учащимися и способствует повышению их интереса к дисциплине.

Академические исследования в рамках этой тематики показывают положительные результаты, а именно улучшение успеваемости обучаемых, понимание материала, повышение мотивации к изучению дисциплины [3].

Существуют, естественно, и трудности с использованием технологии VR и AR в системе образования. Это дополнительное время, которое требуется преподавателям на работе с приложениями; трудности у студентов при использовании данных приложений. Но следует упомянуть о том, что технология виртуальной реальности сравнительно молода в кругу современных технологий; и с течением времени многих трудностей можно будет избежать.

Следует остановиться на вариантах использования технологии в системе образования. Приложения VR могут в новом свете открыть живопись в веке кино и компьютерных игр. В физике и химии данная технология позволит проводить опыты в специализированных лабораториях. При изучении иностранных языков возможно общение с носителем языка, так же взаимодействие с ним. В сфере биологии технология виртуальной реальность позволяет масштабировать до размеров органов, клеток и молекул. Математические, химические науки, а также машиностроение могут быть удачно представлены при использовании технологии дополненной реальности.

Технологии виртуальной реальности присущи иные возможности, некоторые из них не характерны для других технологий дистанционного обучения. Положительные характеристики были названы выше, но не стоит забывать и о так называемых минусах использования.

–           Любую программу необходимо осваивать. Наряду с тем, что технология VR влияет на повышение уровня успеваемости, она же может существенно отвлекать учащихся. Использование данной технологии в рамках традиционного 45-минутного урока может привести к нарушению программы обучения, следовательно, кажется уместным рекомендовать использование VR-технологии в сфере дистанционного образования     высшей   школе. Однако при внедрении в   школе модели   обучения «перевернутый класс» с применением дистанционных образовательных технологий, можно успешно рекомендовать ученикам знакомится с учебным материалом, использующим VR и AR технологии, заранее, а на уроках только лишь акцентировать на важных особенностях изученных самостоятельно объектов или явлений. Следует упомянуть о том, что в Приднестровской Молдавской Республике, входящей в образовательное пространство России, вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3++). Главным их отличием является подготовка узконаправленных специалистов. Технологии VR и AR могут оказать несоизмеримую помощь в подготовке работников медицины (проведение операций и других медицинских мероприятий в виртуальной реальности), сталелитейного дела (для ОАО «Молдавский металлургический завод»), в сфере газоотведения и водоснабжения. Актуально применение VR/AR технологий при изучении тактики ведения боевых действий (в особенности боевых действий специального назначения) (для Военного института МО ПМР, Тираспольского юридического института).

–       Создание приложений VR и AR требует работы множества специалистов, отсюда следуют трудности, связанные не только с поиском компетентных участников для работы над проектами и оплатой их деятельности, но и с подбором и оплатой программного обеспечения, позволяющего создавать качественные VR/AR приложения.

Немаловажным аспектом внедрения VR и AR технологий является и вопрос о том, что же представляет собой этот процесс. Практики называют следующую цепочку последовательных действий: изучение оборудования –> изучение программного обеспечения –> создание новых или поиск готовых арт- материалов –> собственно внедрение интерактивности [3].

Таким образом, учитывая положительный опыт использования технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательной сфере за рубежом, следует сказать, что данные технологии несут в себе более высокий потенциал, нежели чем классические электронные учебные издания и вебинары, которые до настоящего времени остаются ключевыми при организации взаимодействия «педагог-студент» в учебном процессе с применением дистанционных образовательных технологий. Что касается информационной насыщенности, обеспечения обратной связи, использование технологий VR и AR в сфере образования требует более углубленного изучения.

 

Список литературы

 

1.        Виртуальная реальность для образования: обзор технологий и полезные ссылки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://integral-russia.ru/2018/09/28/virtualnaya-realnost-dlya- obrazovaniya-obzor-i-poleznye-ssylki/(дата обращения: 1.11.2019).

2.    Руководство для начинающих VR-разработчиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/mailru/blog/316024/ (дата обращения: 1.11.2019).

3.    Akçayır, Murat, and Gökçe Akçayır. «Advantages and challenges associated with augmented reality for education: A systematic review of the literature.» Educational Research Review 20 (2017): 1-11.