28 июля 2016г.
Проблемы реализации права граждан на равный доступ к государственной службе и к участию в управлении делами государства в условиях российских реформ пока не стали объектом пристального внимания юристов-государствоведов [5; C. 8].
Управление делами государства – это непрерывная, постоянная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая направлена прежде всего на обеспечение государственных интересов, прав граждан, включая их право на равный доступ к государственной и муниципальной службе. Действуя по поручению от имени государства, населения и реализуя функции управления, эти органы наделяются полномочиями государственной власти и местного самоуправления. Они имеют аппарат служащих, которые реализуют управленческие полномочия вышеназванных органов в качестве ответственных чиновников.
При этом необходимо понимать, что начинать реформирование с целью реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службы можно тогда, когда есть активное поведение самих граждан, которые являются участниками служебных и управленческих отношений. Без данного понимания нельзя конструировать ни теоретически, ни нормативно, ни практически право граждан на равный доступ к государственной службе в управлении делами государства [5; C. 10].
К понятию «равный доступ к государственной и муниципальной службе» как и к любому социальному явлению, необходимы комплексный и системный подходы, которые исходят из многогранности, сложности и одновременно единства и зависимости от иных общественных и государственно-правовых явлений. Именно это является определяющим методологическим принципом, не подлежащим нарушению. Так, например, в осуществлении равного доступа к государственной и муниципальной службе наиболее ярко выражаются идеи народовластия – участия граждан в местном самоуправлении, управлении делами государства, приближении к народу [5; C. 9].
Правовые основы поступления на государственную службу включают в себя три взаимосвязанных элемента: правовые основания, правовые условия и порядок поступления на государственную службу.
Как видно из предыдущей главы, в правовых основах поступления на государственную службу Ставропольского присутствуют все три данных элемента.
Так, в качестве правового основания поступления на любой вид государственной службы следует рассматривать норму права, которая предусматривает возможность замещения гражданином должности государственной службы. Общим правовым основанием является ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, в которой указано, что граждане России имеют равныйдоступ к государственной службе [1; C. 136]. При этом правовые основания поступления на отдельные виды государственной службы содержатся в законодательстве по каждому из ее видов. Так, например, правовым основанием поступления на государственную гражданскую службу является ст. 21 Закона о государственной гражданской службе [8].
Следующим элементом правовых основ поступления на государственную службу являются правовые условия. Они представляют собой указанные в законе конкретные обстоятельства, с которыми законодатель связывает возможность или невозможность замещения должностей государственной службы. Речь здесь идет, прежде всего, о возрастных ограничениях.
Похожее требование содержится и в законодательстве о службе в органах внутренних дел, однако на данный вид службы можно поступить и до достижения 18 лет посредством зачисления в образовательную организацию высшего образования МВД России [7]. Стоит отметить, что по некоторым видам службы законодателем предусмотрен возрастной ценз, по достижении которого поступление на нее невозможно – призыв на военную службу, который невозможен при достижении гражданином 27 лет и невозможность поступления на службу в органы внутренних дел по достижении 35 лет [3].
Представляется необходимым отметить, что законодателем установлены на данный момент и иные ограничения по поступлению на государственную службу. Данные ограничения прежде всего связаны:
1) С признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, которое вступило в силу;
2) Осуждением лица за преступление по приговору суда, которое вступило в силу, и наличием судимости, относительно которой законодатель установил разные требования по разным видам службы;
3) Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, которые составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
4) Наличие заболевания, которое препятствует поступлению на государственную службу или ее прохождению, при этом необходимо подтвержденное заключение медицинской организации;
5) Наличие близкого родства или свойства с государственным служащим при определенных обстоятельствах;
6) Выход из гражданства России или же приобретение, наличие гражданства другого государства;
7) А также представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу.
Последним рассматриваемым элементом является порядок поступления на государственную службу, который включает в себя процедуру замещения должностей государственной службы. При это вышеназванные должности замещаются, как правило, двумя способами: посредством проведения конкурса или назначения. При этом особый порядок регламентирован в законодательстве о военной службе, в котором предусмотрены призыв и отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту [2].
При этом при реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе необходимо также принимать соответствующие меры не только к поступающим на государственную службу, но и к тем, кто ее уже проходит. Само прохождение государственной службы включает в себя комплекс вопросов, которые связаны с реализацией прав и обязанностей государственными служащими, соблюдением запретов и ограничений, урегулированием конфликта интересов, применением мер поощрения и дисциплинарных взысканий, а также прохождений ими аттестации.
При совершенствовании механизма реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе в отношении лиц, уже проходящих соответственную службу необходимо уделять внимание мерам поощрения и стимулирования деятельности государственных служащих, которые призваны повысить заинтересованность в прохождении соответствующей службы, повысить качество ее прохождения и увеличить авторитет данной службы. Также внимание стоит уделять и повышению профессионального образования государственных служащих. Так, в Ставропольском крае, как уже было сказано в предыдущей главе, принимаются различные меры, среди которых можно выделить проведение государственных закупок на обучение для проходящих государственную службу и принятие различных программ для повышения квалификации служащих.
Так, государственно-служебное законодательство среди поощрительных мер исключительно морального характера называет присвоение почетных званий Российской Федерации, награждение знаками отличия нашей страны, награждение орденами и медалями России, ведомственными медалями, занесение на Доску почту и в Книгу почета, а также назначение нагрудными знаками [2; C. 147].
В условиях российской административной реформы особое значение приобрело стимулирование деятельности по формированию правовой культуры и пропаганде знаний о правах граждан на государственную и муниципальную службу. Термин «поощрение права гражданина на равный доступ к государственной службе» является одним из наименее употребляемых в российских документах по правам человека. Он определяет усилия, которые направлены на развитие цивилизованного отношения к личности, соблюдение прав человека на национальном уровне, создание культуры, в рамках которой знания о правах гражданина подкрепляются решимостью воплотить эти знания в практическую деятельность. Следовательно, поощрение данного права граждан является одним из конкретных механизмов осуществления и защиты прав граждан не только на равнодоступность государственной службы, но и на участие их в управлении делами государства [5; C. 10].
Список литературы
1. Административное право РФ: Учебник для бакалавров / А.Ю. Соколов. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
2. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 704 с.
3. Административное право: Учебник для вузов / Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов, 5-е изд., пересмотр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 566 с.
4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
5. Право граждан на равный доступ к государственной, муниципальной службе и к участию в управлении делами государства / Е. Н. Ламанов // Конституционное и муниципальное право. 2008. – N 4. – С. 8-12.
6. Рядчин А.А. Конституция Российской Федерации как главная основа разрешения и устранения юридических коллизий Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №3. - г. Санкт-Петербург, 2016 - С.32 - 36.
7. Сухинин А.В. Государственная кадровая политика применительно к кадрам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2015. - №1. – С. 64-68.
8. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс