Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Авторы:
Город:
Нижневартовск
ВУЗ:
Дата:
11 июля 2018г.

Представительные органы муниципальных образований занимают особое место в системе местного самоуправления. Это проявляется в следующем.

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») прямо устанавливает обязательное наличие представительных органов местного самоуправления и их исключительную компетенцию[1].

Рассматривая правовой статус представительных органов муниципального образования, следует отметить, что в структуре органов местного самоуправления представительный орган занимает ведущее положение. Во-первых, он является обязательным элементом, за исключением случаев, прямо указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (например, если численность поселения не более ста жителей или численность поселения от ста до трехсот жителей, но уставом поселения не предусмотрено формирование представительного органа). Во- вторых, среди перечисляемых в статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органов местного самоуправления, составляющих организационную структуру муниципальной власти, представительный орган расположен на первом месте. В-третьих, законодательством в ряде случаев предусмотрен вариант определения структуры органов местного самоуправления представительным органом муниципального образования.[2]

В деятельности представительных органов муниципальных образований можно выделить следующие основные характеристики: обязательность наличия в структуре органов местного самоуправления; выборность; представительский характер деятельности; наличие собственной компетенции по решению вопросов местного значения; ответственность перед населением; коллегиальность, открытость и публичность деятельности; наделение правами юридического лица.

В своих решениях представительный орган выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому на первый план выходит представительская функция этого органа, то есть выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование активной гражданской позиции у населения.[3]

Особенности правового статуса представительного органа муниципального образования определяются его полномочиями, назначением и ролью, которую он призван играть в организационной структуре органов местного самоуправления. Данные вопросы главным образом регламентированы в статье 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

Содержание исключительной компетенции, которой наделены представительные органы, подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами местного самоуправления. Их можно разделить на:

- исключительные полномочия, которые определяются федеральным законодательством;

-       обязательные полномочия, осуществляемые исходя из интересов местных жителей или представительным органом исходя из федерального законодательства;

-   полномочия, осуществляемые исходя из федерального и регионального законодательства;

-   полномочия, осуществляемые на основании муниципальных нормативных правовых актов;

-   полномочия, которые делегируются от вышестоящего уровня власти.[4]

Одной из основополагающих функций представительного органа муниципального образования является его правотворческая функция, которая заключается в принятии соответствующих муниципальных правовых актов от имени всего муниципального образования. Именно представительный орган принимает, изменяет или дополняет основной нормативный правовой акт муниципального образования - устав. Обращаясь к истории вопроса, нельзя не отметить, что предыдущий Федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такое исключительное полномочие для представительного органа не устанавливал.[5]

Представительный орган также осуществляет и контрольные полномочия, играющие важную роль в деятельности представительного органа муниципального образования, что позволяет укрепить его авторитет. Поэтому усиление контрольных полномочий является одним из важнейших приоритетов в деятельности представительного органа муниципального образования.

Особое значение имеют такие виды контроля представительного органа муниципального образования, как: контроль за исполнением местного бюджета; контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения; контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью муниципального образования.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязанность главы муниципального образования предоставлять в представительный орган отчет о результатах своей деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования, в том числе и по вопросу исполнения местного бюджета.

Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.

Контроль представительного органа муниципального образования за соблюдением и исполнением принятых муниципальных правовых актов также является важным его полномочием. Представительный орган муниципального образования дает оценку соблюдения и исполнения принятых им решений, а также может, в случае необходимости, вносить изменения и дополнения.[6]

Представительный орган вправе направить запрос главе муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования, иным должностным лицам органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Запрос оформляется и направляется в порядке, установленном регламентом представительного органа.

Также депутат представительного органа вправе направить главе муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования, иным должностным лицам органов местного самоуправления депутатский запрос по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.

Следует учитывать, что формальное наличие у представительного органа муниципального образования контрольных полномочий не всегда означает реальное их использование. В уставе муниципального образования необходимо четко определить, каким образом осуществляется такой контроль, регламентировав при этом его этапы и процедуры. В ряде муниципальных образований принимаются правовые акты, регламентирующие контрольную деятельность представительного органа муниципального образования.[7]

Для обеспечения независимости представительного органа от администрации муниципального образования расходы на содержание представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов в Российской Федерации. Это придает представительному органу финансово-экономическую самостоятельность.

Однако управление, распоряжение представительным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Численный состав представительных органов, определяется уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством. На практике численный состав весьма разнообразен и не одинаков даже в представительных органах муниципальных образований одного уровня. Статья 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что численность депутатов представительного органа поселения, городского округа, определяется уставом муниципального образования, однако устанавливает минимальный предел в зависимости от численности населения. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.[8]

Таким образом, можно сделать вывод, что представительные органы муниципального образования наделены особым статусом в системе органов местного самоуправления и имеют собственные исключительные полномочия по решению вопросов местного значения.

 

1     Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, №40, ст. 3822.

2     Кузнецова С.П. Представительный орган как субъект органов местного самоуправления //Территория науки. 2016. №3. С. 167 - 173.

3 Семенов М.И. Представительные органы местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ [Текст]: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2002. С. 61.

4 Шугрина Е.С. Некоторые особенности осуществления полномочий по решению вопросов местного значения // Конституционно-правовые проблемы эффективной власти в России и зарубежных государствах: коллективная монография / под ред. А.А. Ларичева. Петрозаводск: Карельский филиал РАНХиГС, 2017. С. 214 - 231.

5     Федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.08.1995. №35. Ст. 3506.

6 Агибалов Ю.В. Муниципальный финансовый контроль: правовое регулирование и проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2016. №1 (24). С. 23 - 26.

7 Стрельников А.О. Правовые проблемы статуса представительного органа муниципального образования // Административное и муниципальное право. 2017. №2. С. 1 - 10.

8      Кузнецова С.П. Представительный орган как субъект органов местного самоуправления // Территория науки. 2016. №3. С. 167 - 173.

 

 

Библиография

 

1     Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, №40, ст. 3822.

2     Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.08.1995. №35. Ст. 3506.

3   Агибалов Ю.В. Муниципальный финансовый контроль: правовое регулирование и проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2016. №1 (24). С. 23 - 26.

4     Кузнецова С.П. Представительный орган как субъект органов местного самоуправления //

Территория науки. 2016. №3. С. 167 - 173.

5      Семенов М.И. Представительные органы местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ [Текст]: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2002. С. 61.

6         Стрельников А.О. Правовые проблемы статуса представительного органа муниципального образования // Административное и муниципальное право. 2017. №2. С. 1 - 10.

7         Шугрина Е.С. Некоторые особенности осуществления полномочий по решению вопросов местного значения // Конституционно-правовые проблемы эффективной власти в России и зарубежных государствах: коллективная монография / под ред. А.А. Ларичева. Петрозаводск: Карельский филиал РАНХиГС, 2017. С. 214 - 231.