Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕЛИ АДВОКАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
19 июля 2020г.

Исследуя цели адвокатуры, следует начать с рассмотрения программы «Юстиция». В октябре 2017 г. на сайте Минюста РФ была опубликована разработанная данным органом концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Обсуждение Концепции проходит в открытом формате на разных площадках. Встречи проводились, в том числе и на площадке ФПА РФ. Программа «Юстиция» реализуется в три этапа.

Обозначая наиболее важные положения Концепции, особое внимание стоит уделить назревающим изменениям организационного устройства адвокатских образований и организации адвокатской деятельности в целом. Понятие организации адвокатской деятельности необходимо рассматривать в качестве правовой и организационной формы объединения адвокатов в соответствующую структуру для эффективного осуществления своих задач.

Организационные формы адвокатуры представляют собой способ реализации адвокатской деятельности и одновременно обеспечивают юридические, социальные и иные гарантии этой деятельности, такие как защита адвокатов от неправомерных действий и вмешательства в деятельность адвокатуры со стороны государства [1] .

К правовой форме организации адвокатуры в РФ следует отнести совокупность законодательных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности адвокатуры. Исходя из предмета регулирования, данные акты условно можно разделить на две группы.

К первой группе относятся законы, предметом регулирования которых является создание и функционирование адвокатуры как института гражданского общества: Конституция РФ (ст. 48 и др.), Закон об адвокатуре, общепризнанные принципы и нормы международного права. Вторую группу составляют законы и подзаконные нормативно-правовые акты, используемые адвокатами в ходе осуществления своей деятельности: ГК РФ, ГПК РФ, УК РФ, АПК РФ, КАС РФ и др.

Организационную форму адвокатуры составляют адвокатские палаты: на региональном уровне – палаты субъектов РФ, на общегосударственном уровне – Федеральная палата адвокатов РФ. Каждый адвокат должен являться членом палаты соответствующего субъекта, адвокатские палаты субъектов РФ в свою очередь являются членами ФПА РФ. На текущий период основу непосредственного осуществления адвокатской деятельности представляют собой адвокатские образования. Законодательно установлены четыре формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Структура этих адвокатских образований чаще всего включает адвоката/адвокатов, помощников адвокатов, технический персонал (бухгалтер, секретарь, программист). Выбор формы адвокатского образования является не только правом, но и обязанностью адвоката: в том случае, если адвокат не состоит в какой-либо из форм адвокатских образований, то у него отсутствует право заниматься адвокатской деятельностью. Помимо возможности самостоятельно избирать форму адвокатского образования у адвоката имеется право определять место осуществления адвокатской деятельности .

При этом на адвоката возлагается обязанность по уведомлению об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности Совет адвокатской палаты. Следует заметить, что в данном перечне отсутствуют основные виды коммерческих организаций, такие как общества с ограниченной ответственностью и товарищества. Реализация концепции предполагает расширить перечень организационно-правовых форм адвокатских образований. Как результат, должны будут возникнуть коммерческие формы адвокатской деятельности. В частности, предполагается, что адвокатскую деятельность также смогут осуществлять общества с ограниченной ответственностью, непубличные акционерные общества, полные товарищества и производственные кооперативы. При этом для таких организаций будет установлен специальный статус. Для этого в Закон об адвокатуре нужно будет внести изменения, касающиеся, например, таких вопросов, как использование наименования, состав учредителей юридического лица, предмет его деятельности и т. д.

Хочется отметить особый интерес среди адвокатов к такой форме адвокатских образований, как адвокатский кабинет. Вместе с тем в условиях перехода к профессиональному представительству, вполне возможно многие юристы изберут именно данную форму адвокатского образования при переходе в «юристы-адвокаты», так как адвокатский кабинет позволяет сохранять «созданный бренд» того или иного лица, оказывающего юридические услуги.

Еще один важный вопрос – это вопрос ведения деятельности иностранными юристами и юридическими фирмами на территории Российской Федерации. По нашему мнению, особую ценность представляет сотрудничество представителей иностранных юридических фирм с адвокатурой в области повышения квалификации, оказания юридической помощи на основе probono, а также в экспертной работе по подготовке проектов профессиональных и этических стандартов российской адвокатуры, отметив при этом высочайший уровень стандартов, которые приняты за рубежом.

Вопросы международных связей и отношений с адвокатскими сообществами иностранных государств, которые складываются из: обеспечения выхода российских адвокатов на международный уровень и иностранные рынки юридических услуг, организации стажировок, конференций, семинаров с участием иностранных экспертов и лекторов, повышение квалификации российских адвокатов за рубежом, международный научный обмен - являются приоритетными направлениями международной деятельности ФПА РФ.

Третий этап реализации Концепции начнется с 1 января 2023 г.: планируется ввести адвокатскую монополию на предоставление платных услуг и представительство в судах. Данный этап предусматривает и мониторинг происходящих изменений. А.В. Новак обращает внимание, что по мере реализации реформы рынка юридических услуг будет оцениваться ее эффективность: наличие в регионах достаточного числа адвокатов, финансовая доступность юридических услуг для населения.[2]

С учетом всех этих факторов будет приниматься окончательное решение о введении монополии, и, как утверждают в Минюсте, сроки проведения реформы в жизнь не являются жесткими и могут смещаться. При этом важно отметить, что реализация данной концепции фактически уже началась. Первый шаг к введению профессионального представительства уже сделан. Так, выступать в качестве представителей в судах могут три категории юристов:

-   лица, имеющие высшее юридическое образование;

-   лица, имеющие ученую степень по юридической специальности;

-   адвокаты.[3]

За исключением мировых судей, районных судов и в некоторых иных случаях, предусмотренных законом. Важно обратить внимание на то, что попытка введения адвокатской монополии ненова и уже однажды предпринималась в нашей истории. В частности, в ныне действующем Арбитражном процессуальном кодексе существовала ч. 5 ст. 59. В ней говорилось, что представителями организаций могут выступать в арбитражном суде руководители этих юридических лиц, а также лица, состоящие в штате таких организаций, и адвокаты. Аналогично решался вопрос и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления. Их представителями могли быть только лица, состоящие в штате этих органов и организаций, либо адвокаты.

Однако в 2004 г. Конституционный Суд РФ признал рассматриваемые положения Арбитражного процессуального   кодекса   не   соответствующими   Конституции.   Речь   идет   о   Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан». Позиция Конституционного Суда была такова, что если само государство не может обеспечить необходимый уровень квалифицированной юридической помощи, то требовать от организаций, чтобы они обращались только к адвокатам или держали у себя штатных юристов, нельзя. По итогам обсуждений проект неоднократно корректировался. По-прежнему высказываются мнения, что площадкой для объединения всех лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, должно быть адвокатское сообщество.[4]

 

Список литературы

 

1.    Захарьящева И.Ю., Кухарева О.А. Адвокатский кабинет как форма адвокатского образования Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: материалы VIII Всерос. науч.- практ. конф. (17 мая 2019 г.) / редкол.: Л.В. Карнаушенко, А.А. Швец, Е.А. Пушкарев, Н.Ю. Турищева, Н.А. Шеуджен, В.Н. Коротких. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2019. С. 141.

2.        Минюст разъяснил, как будет внедряться адвокатская монополия: Управление Минюста РФ по Пермскому краю // URL: https://to59.minjust.ru/ru/smi-o-nas/minyust-razyasnil-kak-budet- vnedryatsyaadvokatskaya-mo№poliya (дата обращения: 20.03.2020).

3.        См.: Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // СЗ РФ. 2018. № 49 (ч. I). Ст. 7523.

4.        Минюст России не отказался от Концепции. Доступ из Справ. правовой системы «Гарант» (дата обращения: 20.03.2020).

5.        Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации- [Электронный ресурс]-// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/    СПС   «КонсультантПлюс»