Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2018г.

Аннотация: Потребность в принятии закона о банкротстве физических лиц в России назрела давно. Наша страна в 2000-е годы пережила не один экономический кризис, который затронул сотни тысяч людей. Люди из-за сокращения доходов и роста цен оказались не способны в срок оплачивать кредиты. Под давлением кредиторов и коллекторов многим пришлось брать новые кредиты и займы для обслуживания старых. В связи с чем, кредиты наслаивались друга на друга, а долги росли в геометрической прогрессии. Для граждан нашей страны долгое время не было законного механизма выхода из такой ситуации. Но 1 октября 2015 года появился инструмент для банкротства физических лиц. С 2015 по 2018 год процедура банкротства физического лица претерпела ряд изменений. Рассмотрим особенности банкротства гражданина в 2018 году с учетом сложившейся судебной практики.

Ключевые слова: закон о банкротстве, физические лица, кредиты, процедура банкротства, изменение законодательства.

В современной ситуации далеко не все граждане, воспользовавшиеся услугами кредитных организаций, оказываются в состоянии выполнить свои долговые обязательства. В этой связи существует потребность защиты участников экономического оборота от систематического неисполнения обязательств, принятых на себя неплатежеспособными сторонами.

Поскольку отсутствие до 2015 г. в российском законодательстве процедуры банкротства физических лиц создавало многочисленные проблемы как для самих граждан, так и для кредитных финансовых организаций, принятие закона стало важным событием в правовой жизни российского государства. Актуальность изучения особенностей и тенденций реализации закона о банкротстве физических лиц определяется той важностью, которую данный закон играет для социально-экономической сферы современной России.

Учитывая непродолжительность действия закона, вступившего в силу лишь три года назад в 2015 году, в отечественной юридической литературе данный вопрос, хотя и рассматривается, но все же нуждается в более доскональном изучении. Тем не менее, стоит выделить исследования О.В. Богданова[1], М.Б. Иониной[2] Н.А. Котова[3], И.В. Логвиной[4].

Еще задолго до принятия данного закона экспертным сообществом обращалось внимание на желательность введения банкротства физических лиц[5]. Следует отметить, что принятие закона затронуло интересы как минимум 500 600 тысяч российских граждан, испытывающих сложности с исполнением своих долговых обязательств. Объем долгового бремени, по различным оценкам, к январю 2018 года составил 32 миллиарда рублей. На начало 2018 года на 100 000 населения России приходится 34 гражданина, признанных банкротами.

Анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, статистического бюллетеня Единого федерального ресурса сведений о банкротстве позволяет утверждать, что данная процедура, несомненно, приобретает популярность. На протяжении каждого года жизни процедуры банкротства гражданина наблюдается рост числа подаваемых гражданами заявлений о банкротстве. За почти два с половиной года число россиян, которые подали заявления на списание долгов, достигло 88 тысяч. Из общего числа поданных заявлений арбитражными судами было удовлетворено с введением процедуры реализации имущества гражданина 50 405 заявлений о банкротстве физических лиц и индивидуальных предпринимателей. За период 2015-2017 годов было завершено 14 871 процедур реализации имущества гражданина, из которых только в 85-90 % случаев должники смогли полностью освободиться от своих обязательств.

Столь невысокие показатели в сравнении с общим количеством потенциальных банкротов в стране свидетельствуют о низкой эффективности механизмов банкротства физического лица. Возможно, такая низкая эффективность обусловлена, в первую очередь, сложностями правоприменительной практики. Рассмотрим возникающие проблемы более подробно.

В первую очередь, распространению процедуры банкротства физических лиц в современной России препятствует весьма значимый для большинства граждан, являющихся потенциальными банкротами, фактор, как стоимость услуг и мероприятий по процедуре банкротства физических лиц. Большую часть потенциальных банкротов среди физических лиц составляют люди с невысоким уровнем доходов, во многих случаях испытывающие проблемы с трудоустройством и находящиеся на грани или за чертой бедности. Естественно, они не располагают финансовыми средствами для оплаты дорогостоящей процедуры банкротства, что признается многими отечественными исследователями, поднимавшими данный вопрос[6].

Например, в 2015 г. Арбитражным Судом Красноярского края было прекращено производство по делу о банкротстве физического лица, чьи долговые обязательства составляли 1,7 млн рублей. Судом был установлен факт недостаточности финансовых средств и находящегося в собственности должника имущества для оплаты текущих расходов по делу, полного или частичного погашения долгов, поскольку единственный доход физического лица - пенсия - составлял всего 12,5 тыс. рублей в месяц. Естественно, что при сохранении высокой стоимости услуг по банкротству физических лиц они будут оставаться недоступными для широких слоев населения.

В 2016 г. законодатель предпринял первый шаг к решению данной проблемы. Был подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 407-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий снижение суммы государственной пошлины при открытии процедуры банкротства физического лица с 6000 рублей до 300 рублей, т. е. в двадцать раз.

Вторая существенная проблема связана с низкой правовой культурой и правовой грамотностью российского населения. Значительная часть физических лиц, находящихся в ситуации реального банкротства, не осведомлена о возможности проведения данной процедуры либо имеет о ней искаженное представление, сформированное некомпетентными источниками.

Существенное препятствие для распространения процедуры банкротства физических лиц представляет собой нежелание многих арбитражных управляющих заниматься данной процедурой, поскольку размеры вознаграждения и дохода при работе с физическими лицами существенно ниже, чем при аналогичной работе с юридическими лицами. Многие граждане, не располагая средствами для оплаты услуг арбитражного управляющего, не могут организовать проведение процедуры банкротства. Поскольку затраты на услуги управляющего вычитаются из суммы, полученной от реализации включенного в конкурсную массу имущества физического лица, граждане, не имеющие имущества, которое может быть реализовано, также не в состоянии оплатить услуги арбитражных управляющих.

Не исключено, что в процессе совершенствования процедуры банкротства физических лиц в современной России возможно использование зарубежного опыта, тем более, что многие государства имеют гораздо более развитую и длительную традицию проведения данной процедуры. Например, представляет интерес процедура освобождения от долгов, присутствующая в законодательстве США.[7]

Главной причиной роста числа банкротств физических лиц является значительное увеличение сумм полученных ими кредитов и соответственно кредитной нагрузки, что также оказывает негативное влияние на платежеспособность граждан, а значит, уровень потребления.

Особую роль в делах о банкротстве физических лиц играет банковская система, анализ действий которой показал, что банки:

-           продают мелкие долги, а также долги заемщиков, не имеющих дорогостоящего имущества, коллекторам;

-           инициируют судебные процессы в отношении поручителей, имеющих собственный бизнес.

Исследуя результаты функционирования института банкротства физических лиц, можно отметить, что в большинстве из них имущество должника реализуется после проведения процедуры его оценки. При этом предусмотренная законом процедура реструктуризации долга применяется в единичных случаях ввиду отсутствия доходов у должника либо их незначительной величины. Немаловажную роль при этом играет отсутствие уверенности кредиторов в соблюдении должником графика выплат при предоставлении длительной рассрочки[8].

Усиление антироссийских санкций при отсутствии либо недостаточной научной обоснованности системы мер защиты может стать причиной серьезных негативных последствий в финансово- экономической, технологической и других сферах хозяйствования на всех уровнях управления в различных бизнес-структурах.

Ввиду резкого снижения уровня жизни российского населения, попытках его улучшения за счет получения кредитов и займов, в том числе на удовлетворение первостепенных жизненных потребностей, уровень закредитованности населения резко возрос, что представляется критичным не только для самих граждан, но и государства в целом. Данное обстоятельство требует совершенствования и развития института банкротства физических лиц, ужесточения правил участия в нем и повышения ответственности отдельных субъектов экономики, в первую очередь микрофинансовых организаций[9].

В целях обеспечения эффективного функционирования института банкротства физических лиц необходимо совершенствовать действующее законодательство, в том числе посредством развития трансграничного банкротства, при котором ответчиками или поручателями часто являются лица, переводившие бизнес в офшоры и не являющиеся резидентами Российской Федерации. Уточнению и доработке подлежит механизм банкротства супругов в отношении наследственной массы, а также в части развития реабилитационных процедур, совершенствования форм и методов предупреждения банкротства, разработки и утверждения единой методики восстановления платежеспособности в досудебном порядке, включая реализацию комплекса мер по повышению финансовой грамотности, информированности населения в вопросах банкротства физических лиц.

В рамках антикризисных программ различных уровней по стабилизации и обеспечению развития экономики России особое внимание должно уделяться предотвращению негативных последствий снижения платежеспособности, трудоустройству физических лиц - должников с целью получения ими стабильных трудовых доходов и обеспечения возмещения полученных кредитов и займов, а также введению льготного налогообложения ассоциаций физических лиц - заемщиков, создание и развитие которых целесообразно при поддержке Фонда развития гражданского общества.

 

1     Богданов О.В. Банкротство физических лиц - новое законодательство // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3 (104). С. 32-35.

2 Ионина М.Б. Банкротство физических лиц // Вестник Омской юридической академии. 2015.№ 4 (29). С. 49-52.

3     Котов Н.А. Теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц и рекомендации по совершенствованию законодательства // Альманах современной науки и образования. 2017. № 6 (119). С. 57-63.

4 Логвина И.В. Практика применения, проблема и перспектива банкротства физических лиц // Территория науки. 2017. № 1. С. 132-140.

5 Попов Е.Ю. Банкротство физического лица: эволюция и перспективы институционального оформления в современной России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 8 (215). С. 51-596Постанюк В.Д. Банкротство физических лиц // ЭЖ-Юрист. 2017. № 20 (971).

6 Ионина М.Б. Банкротство физических лиц // Вестник Омской юридической академии. 2015.№ 4 (29). С. 49-52.

7 Ряховский Д. И., Сергиенко А.А., Чертовских Т. Н. Роль неналоговых платежей в налогообложении организаций // Вестник ИЭАУ. 2016. № 11.

8 Ряховская А. Н. Меры социальной поддержки населения в условиях кризиса / Сборник научных трудов «Бедность как социальное явление: ее национальная специфика и вызовы в контексте глобализации». Вып. № 1. М.: Финансовая академия, 2010.

 

Список литературы

 

1.        Богданов О.В. Банкротство физических лиц -новое законодательство // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3 (104). С. 32-35.

2.        Ионина М.Б. Банкротство физических лиц // Вестник Омской юридической академии. 2015.№ 4(29). С. 49-52.

3.        Ионина М.Б. Банкротство физических лиц // Вестник Омской юридической академии. 2015.№ 4 (29). С. 49-52.

4.        Котов Н.А. Теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц и рекомендации по совершенствованию законодательства // Альманах современной науки и образования. 2017. № 6 (119). С. 57-63.

5.        Логвина И.В. Практика применения, проблема и перспектива банкротства физических лиц // Территория науки. 2017. № 1. С. 132-140.

6.        Попов Е.Ю. Банкротство физического лица: эволюция и перспективы институционального оформления в современной России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 8 (215). С. 51-59.

7.        Постанюк В.Д. Банкротство физических лиц // ЭЖ-Юрист. 2017. № 20 (971).

8.      Ряховская А. Н. Меры социальной поддержки населения в условиях кризиса / Сборник научных трудов «Бедность как социальное явление: ее национальная специфика и вызовы в контексте глобализации». Вып. № 1. М.: Финансовая академия, 2010.

9.       Ряховский Д. И., Сергиенко А.А., Чертовских Т. Н. Роль неналоговых платежей в налогообложении организаций // Вестник ИЭАУ. 2016. № 11.