Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА МОЛОДЕЖИ: ТЕЗИСЫ О ПРОБЛЕМАХ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
28 июля 2016г.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) устанавливает ряд специальных гарантий и льгот для несовершеннолетних, выделив их в число особых субъектов трудовых правоотношений. Поскольку в силу особенностей физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития они нуждаются в дополнительных гарантиях соблюдения своих прав и законных интересов.

Имеющиеся недостатки и пробелы в трудовом законодательстве снижают эффективность применения правовых норм по защите трудовых прав несовершеннолетних.

Минимальный возраст приема на работу во многом отражает развитие экономики страны: чем более развита экономика, тем выше минимальный возраст приема на работу. В соответствии со ст. 1 Конвенции МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» 1973  г. каждый член МОТ обязуется осуществить национальную политику, нацеленную на эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию.

Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и не должен быть ниже 15 лет. В то же время указанная Конвенция содержит ряд оговорок о снижении или повышении указанного возраста. Так страны – члены МОТ, чьи экономика и систематика образования недостаточно развиты, могут первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный (п. 4 ст. 2 Конвенции).

В Российской Федерации согласно ст. 63 ТК РФ по общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Представляется, что положение о достаточности согласия одного из родителей при принятии на работу 14-летнего подростка, нарушает права родителей на равное участие в воспитании ребенка, закрепленные в ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ), поскольку мнение того из родителей, который считает трудоустройство своего несовершеннолетнего ребенка преждевременным, при наличии согласия другого родителя просто не будет учтено. Таким образом, ч. 3 ст. 63 ТК РФ противоречит ч. 1 ст. 61 СК РФ. В связи с этим, необходимо изложить ч. 3 ст. 63 ТК в следующей редакции: «С письменного согласия обоих родителей (попечителей) и разрешения органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения».

Анализ трудового законодательства позволяет утверждать, что минимальный возраст приема на работу как таковой не определен. Действительно, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию (ч. 4 ст. 63 ТК РФ). Применительно к таким творческим профессиям минимальный возраст не оговорен. По мнению некоторых авторов, это означает возможность заключать трудовые договоры детям, способным осознавать значение соглашения о выполнении работы, представлять последствия заключения договора [1; 126].

Следует отметить, что в ст. 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений отсутствует принцип действенного запрещения детского труда. Принцип «действенного запрещения детского труда» это фундаментальный принцип международного трудового права, закрепленный в Декларации МОТ 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», ратифицированной РФ. Данный принцип также закреплен и в Конвенции МОТ №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999г., ратифицированной РФ в 2003г.

В целях исполнения международных обязательств по данным Конвенциям и приведения российского трудового законодательства в соответствии с международными стандартами необходимо дополнить ст. 2 ТК РФ, включив в число принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений принцип действенного запрещения детского труда.

Актуальным является и трудоустройство молодежи. ТК РФ в отличие от КЗоТ 1971 г. не предусматривает квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи. Обязательное квотирование для приема на работу, настоящее время, установлено только для инвалидов. Однако, ч. 2 ст. 11 ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» предусматривает, что работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства.

В настоящее время вопросы квотирования рабочих мест регулируются нормативными актами субъектов Российской Федерации. Необходимо разработать специальный закон, который установил бы режим квотирования рабочих мест для лиц в возрасте до 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или признаны в установленном порядке безработными, детей из малообеспеченных семей).

Размер квоты может устанавливаться в зависимости от среднесписочной численности работников, по аналогии с квотированием рабочих мест для инвалидов, и составлять для организаций численностью более 100 человек, не менее 2 процентов. Механизм установления квоты в организациях и перечень категорий организаций, которые освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для данной категории граждан, должен определяться органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу указанных лиц, работодатели обязаны ежемесячно вносить в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждое нетрудоустроенное лицо в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы должны определяться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организациям, создающим специальные рабочие места для несовершеннолетних, могут предоставляться налоговые льготы.

Для реализации государственной политики в области трудоустройства «Молодежь России на 2016-2020» годы. Концепция федеральной целевой программы должно быть нацелено на развитие преемственной системы информирования и предпрофессиональной ориентации молодежи, профессионального самоопределения, защиты трудовых и социальных прав молодежи на рынке образования, труда. Направление должно обеспечить широкое включение молодежи в деятельность субъектов рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера.

В настоящее время приняты и реализуются аналогичные программы на региональном и муниципальных уровнях. Так, практика использования труда школьников сложилась в Николаевске-на-Амуре, где был организован конкурс среди желающих стать лучшим дворником. А в сельских районах несовершеннолетние активно привлекаются для обработки кетовых и горбушевых молок. В предместьях Хабаровска более 3 тысяч старшеклассников начали свою трудовую деятельность в различных организациях, осуществляющих ремонтные работы в образовательных учреждениях и готовящих школы к началу учебного года [2].

Таким образом, необходимо совершенствование законодательства в области применения труда молодежи, в т.ч. принятие системы целевых программ трудоустройства и профессиональной ориентации молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

 

 

Список литературы

 

 

1.                Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: Учебник для вузов – М., 2015. – С. 596.

2.                Степура И. Ты из лагеря? Я из лагеря… // Российская газета. – 2011. – 19 июня.