Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ПРИЗНАКАХ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
22 января 2016г.

    Проблема неправомерного использования инсайдерской информации на современных финансовых и товарных рынках становится с каждым годом все более острой. В настоящее время «инсайдерское законодательство действует более чем в 100 странах мира. Около 80 % государств с развивающимися рынками приняли законы об инсайдерской торговле, в которых с учетом специфики национального законодательства отражено определение понятия инсайдерской информации. Россия не является исключением, и отечественный законодатель, перенимая опыт зарубежных коллег, в специальном законе предусмотрел понятие инсайдерской информации. 8Таким образом, важно понимать, что представляет собой инсайдерская информация. Так как анализ данного  понятия имеет большое значение для последующего  развития науки  и  практики в области инсайдерского законодательства.

     Термин «инсайдерская информация» жарг. – инсайд заимствован из иностранной нормативной лексики. На всех этапах обсуждения законопроекта данного закона возникала дискуссия о необходимости замены термина «инсайдерская информация» на русский аналог, например, «внутренние служебные сведения». Более того, авторы данного законопроекта многократно пытались найти адекватную замену этому термину. Однако,найти в русском языке удачный эквивалент иностранному термину «инсайдерская информация», который устроил бы все заинтересованные стороны, все же не удалось.9

     Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»инсайдерская информация - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона. 10Чтобы понять, что представляет собой инсайдерская информация, исходя из смысла,вышеуказанного  закона  необходимо  рассмотреть  подробно  специфические  признаки,  присущие инсайдерской информации, которые позволяют отграничить ее от смежных понятий. Для того чтобы выявить такие признаки подвергнем определение инсайдерской информации данное законодателем критике.

 

8Дадамян А.Д. К вопросу об определении понятия инсайдерская информация в законодательстве//Научные труды № 1. Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития.-Саратов: Саратовский источник, 2013.-С.61- 69.

 9Вавулин Д.А., Федотов В.Н., Емельянов А.С. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному  использованию  инсайдерской  информации  и  манипулированию  рынком  и  о  внесении  изменений  в  отдельные законодательные акты Российской Федерации»//(постатейный). Юстицинформ, 2011//СПС ГАРАНТ.

 10Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (от 23.07.2013 N251-ФЗ) // СПС ГАРАНТ.

    

    Как было указано выше, согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» "инсайдерская информация- это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена.... распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов". Законодатель не пояснил, в чем конкретно заключается точность информации, а лишь указал на ее способность влиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

    По мнению К. Вотерспун (Великобритания), пока лицо обладает просто специальной информацией, например, о том, что предложение о покупке ценных бумаг сделано по завышенной цене, такая информация не будет точной. Точной информацией будут сведения о цене сделки. Как считает И.А. Клепицкий: требование к "точности" информации представляется чрезмерным: инсайдерская информация может быть и не вполне точной. 11

    Здесь, мы считаем, что вполне возможно согласиться с таким замечанием. Кроме того, закон не признает инсайдерскую информацию, которая была "распостранена" (например, размещена в сети Интернет). Но чтобы разместить информацию на сайте, достаточно щелкнуть мышкой. И это совсем не значит, что с этой секунды она станет известной участникам торгов: должно пройти какое-то время, чтобы они могли с ней ознакомиться. В этом смысле, российскому праву ближе положения Денежного и финансового кодекса Франции, анализируя, который, И.А. Клепицкий указывает, что для признания информации инсайдерской она должна быть конкретной и объективно значимой (например, не основанные на фактах слухи о возможном повышении курса ценных бумаг недостаточны, необходимое знание о конкретных фактах, например, об убытках эмитента, или о готовящихся сделках и т.п.). Указание на такую конкретную информацию, как цена, здесь уже нет, как нет такого требования в Федеральном законе от 27.07.2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Также необходимо указать и на раскрытие инсайдерской информации. Так п.2 ст. 8 вышеуказанного закона устанавливает то, что порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации устанавливаются нормативными актами Банка России (до 1 сентября 2013г. данными полномочиями обладала Федеральная служба по финансовым рынкам). ФСФР России была упразднена на основании Указа Президента РФ от 25.07.2013г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ». Таким образом, порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации регулируются ПриказомФСФР России от 28.02.2012г. № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 ст.4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».12

    Критерий существенного влияния на цены во многом носит оценочный характер. Практику применения оценочных категорий в Уголовном кодексе РФ давно критикуют многие представители научной общественности, например,такие как Н. Лопашенко и К. Семернева. Таким образом, правоприменителю предоставляется возможность по-разному трактовать одно и тоже деяние. Кроме того, наряду с инсайдерским злоупотреблениями правоприменителям и регуляторам необходимо учитывать и объективные сведения, влияющие на цены, не связанные со злоупотреблениями. Правила отслеживания таких отклонений установлены Приказом ФСФР от 28 декабря 2011г. № 11-71/пз-н "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг".13Также к инсайдерской информации относятся сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну. Т.е. конструкция инсайдерской информации несет «надстроечный» характер по отношению к иным видам тайн. Таким образом, можно говорить о появлении новой тенденции в правовом регулировании информации с ограниченным доступом. Она состоит в возможности оформления сложной по составу разновидности конфиденциальной информации, такой как  инсайдерская информация, объединившая различные виды тайн, каждая из которых при этом не прекращает своего существования. 14

 

11Клепицкий И.А. Инсайдерская информация и уголовный закон // Закон. 2011. № 9. С. 67-79.

 12 Приказ ФСФР России от 28.02.2012г. № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 ст.4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

13Бикбулатов Т.И. Уголовно-правовая охрана инсайдерской информации в России // Уголовное право и современность: Сборник статей. - М.:Юрист, НИУ ВШЭ, 2012, Вып. 4 Т. 1. - С. 19-27

    

   Анализируя определение инсайдерской информации, установленное Федеральным законом от 27.07.2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», частично подвергнутое критике, будучи информацией для ограниченного использования, инсайдерская информация имеет ряд специфических признаков:

-   точная и конкретная;

-   не была распространена и представлена;

-   может включать в себя служебную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

-   должна иметь потенциал влиять на цены и принимаемые решения;

-   подлежит публикации в определенный законом срок.

    Также по мнению Е.А. Емельяновой представляется целесообразным ввести в данное понятие такой признак инсайдерской информации как ее достоверность, а в противном случае заведомо ложная информация также может быть рассмотрена в качестве инсайдерской, что противоречит природе данного понятия.15Таким образом, инсайдерской может быть признана только такая информация, которая обладает всеми вышеуказанными признаками в совокупности. Необходимо отметить, что «обозначенное выше системное понимание инсайдерской информации как режима, вводимого в отношении любой охраняемой законом тайны, возникло и в мировой практике достаточно недавно, примерно в 80-хг.г. 20 века (Директива ЕС 1989г. № 89/592, в развитие которой в 2003г. были приняты еще две- Директива о проспекте, подлежащем опубликованию в случае публичной эмиссии ценных бумаг и их допуска к торгам и Директива  о злоупотреблениях на рынке).16В основу разработки и принятия российского закона об инсайдерской информации легла европейская Директива 2003/6/ЕС об инсайдерских сделках и манипулировании рынком, принятая 28 января 2003г.

    Однако,в настоящий момент есть научные исследователи, которые считают определение данное в Федеральном законе от 27.07.2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несостоятельным. Так согласно ст.3 данного законаБанк России нормативным актомобязан утвердить исчерпывающий перечень инсайдерской информации. Подобный формальный подход к определению инсайдерской информации в принципе исключает возможность эффективного применение закона. Как считает И.А. Клепицкий, на самом деле инсайдерская информация-эта любая неизвестная публике информация, которая существенным образом может повлиять на курс ценных бумаг.17

   Составить исчерпывающий перечень сведений, составляющих инсайдерскую информацию невозможно. Этот вывод, можно сделать в результате изучения перечня, утвержденного приказом ФСФР России от 28.08.2012г. № 12-76/пз-н «Об утверждении перечня информации, относящейся к инсайдерской Федеральной службы по финансовым рынкам». 18В него даже не вошли типичные виды инсайдерской информации- информация о переговорах (о готовящихся слияниях и поглощениях, крупных сделках эмитента, крупных сделках с ценными бумагами эмитента), информация об убытках, исках и решениях судов, которые влекут убытки. Можно сказать, что перечень сведений, составляющих инсайдерскую информацию, невозможен, как и к примеру, перечень сведений, относительно которых запрещен мошеннический обман.

   Проанализировав понятие инсайдерской информации данное российским законодателем можно отметить, что только применение данного понятия на практике позволить говорить о его правильности и эффективности.


14Яковлева И.А. Инсайдерская информация в системе конфиденциальной информации: новые тенденции и проблемы//Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам XVII международной заочной научно-практической конференции.-М.: Международ. Центр науки и образования, 2013, № 9 (17).-С.59-63 

15 Емельянова Е. А. Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограниченияконкуренции // Конкурентное право. 2012. № 1. С. 24-28

16 Яковлева И.А. Инсайдерская информация в системе конфиденциальной информации: новые тенденции и проблемы//Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам XVII международной заочной научно-практической конференции.-М.: Международ. Центр науки и образования, 2013, № 9 (17).-С.59-63 

17Клепицкий И.А. Инсайдерская информация и уголовный закон // Закон. 2011. № 9. С. 67-79.

18   Приказ ФСФР России от 28.08.2012г. № 12-76/пз-н «Об утверждении перечня информации, относящейся к инсайдерской   Федеральной службы по финансовым рынкам»

Список литературы

    

1.      1.Бикбулатов Т.И. Уголовно-правовая охрана инсайдерской информации в России // Уголовное право и современность: Сборник статей. - М.: Юрист, НИУ ВШЭ, 2012, Вып. 4 Т. 1. - С. 19-27

2.      2.Вавулин Д.А., Федотов В.Н., Емельянов А.С. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//(постатейный). Юстицинформ, 2011//СПС ГАРАНТ.

3.      3.Дадамян А.Д. К вопросу об определении понятия инсайдерская информация в законодательстве//Научные труды № 1. Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития.-Саратов: Саратовский источник, 2013.-С.61-69.

4.      4.Емельянова Е. А. Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции // Конкурентное право. 2012. № 1. С. 24-28

5.      5.Клепицкий И.А. Инсайдерская информация и уголовный закон // Закон. 2011. № 9. С. 67-79.

6.      Яковлева И.А. Инсайдерская информация в системе конфиденциальной информации: новые тенденции и проблемы//Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам XVII международной заочной научно-практической конференции.-М.: Международ. Центр науки и образования, 2013, № 9 (17).-С.59-63

7.      7.Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (от 23.07.2013 N 251-ФЗ) // СПС ГАРАНТ.

8.      Приказом ФСФР России от 28.02.2012г. № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 ст.4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СПС ГАРАНТ

9.      Приказ ФСФР от 28 декабря  2011г. №  11-71/пз-н "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг"// СПС ГАРАНТ

10.   10.Приказ ФСФР России от 28.08.2012г. № 12-76/пз-н «Об утверждении перечня информации, относящейся к инсайдерской Федеральной службы по финансовым рынкам» // СПС ГАРАНТ

11.   11.Указ Президента РФ от 25.07.2013г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ» // СПС ГАРАНТ