Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ФАКТОРОВ КАК УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
11 июля 2018г.

С каждым годом тема коррупции в России все больше привлекает внимание общественности.

Уникальность коррупции в РФ заключается в том, что она находится на бытовом уровне; в большинстве других стран она в основном касается криминальных сфер жизни, либо же лоббирования интересов больших корпораций.

Коррупция негативно сказывается на динамике развития экономики страны, служит причиной углубления социальной дифференциации общества. В связи с этим, все чаще представители законодательной, исполнительной власти ведут разговоры о недопустимо высоком уровне коррупции в нашей стране. Данный факт отмечен и Дмитрием Медведевым. [8].

На данный момент борьба с коррупцией в основном сводится к ужесточению наказания и в гораздо меньшей степени - к нивелированию причин этого явления.

Коррупция продолжает оставаться серьезной проблемой России, а преступления коррупционной направленности наносят серьезный ущерб интересам государства, о чем свидетельствуют, в числе прочего, уголовные дела в отношении губернаторов/ крупных государственных чиновников, в частности, Н. Белых, А. Хорошавина, А. Улюкаева. Одна из основных задач, стоящих сегодня перед страной - это радикальное снижение уровня коррупции.

По мнению экспертов, коррупция в России составляет порядка 25% процентов ВВП и это значительная сумма, которую ежегодно теряет бюджет РФ [1]. При этом, как отмечают в Департаменте экономической безопасности МВД РФ, цели получения взятки меняются – так, если раньше чиновники брали «мзду», чтобы действовать в обход закона или «закрывать глаза» на нарушение законодательства, то сейчас взятки берутся за исполнение прямых обязанностей [1]. Аналитики подчеркивают, что коррупция в России давно перешла в бизнес. Так, если в 1990-х годах предприниматели могли платить различным преступным группировкам, чтобы обеспечить себе «крышу», то сейчас эту функцию выполняют должностные лица [2, с. 96]. Коррупция является настолько многогранным явлением, что трудно дать ей объективную статистическую оценку.

Согласно официальным статистическим показателям уровень коррупции в РФ растёт с каждым годом, и наша страна относится к самым коррумпированным государствам мира [1]. Представляется, что отсутствие целостной программы борьбы с этим явлением порождает разрозненные и малоэффективные меры.

Одним из ключевых показателей в данной области является Индекс восприятия коррупции (ИВК). По состоянию за 2016 год статистика коррупции по данным Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International в России вывела её на 131 место из 176 стран мира, рядом с такими странами, как Лаос, Непал, Казахстан, Иран и Украина. В первом квартале 2017 года отмечено снижение преступлений экономического характера на 8%. Но, по мнению международных экспертов, статистика борьбы с коррупцией в стране определяется охотой на заранее подготовленные и расставленные объекты [5].

Для оценки состояния коррумпированности государственные структуры используют данные, предоставляемые Росстат. На всех уровнях власти наблюдаются нарушения в сфере госзакупок — более 46 тыс. в 2014 году. По заявлению Генерального прокурора, растёт противодействие коррупции — статистика свидетельствует о снижении на 25% числа выявленных нарушений. Однако по сравнению с 2003 годом, когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд. долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов [10].

На сегодняшний день существуют несколько основных причин развития коррупции:

1)      Экономические детерминанты – уровень заработных плат госслужащих при наличии возможностей влияния на деятельность фирм и граждан. По мнению аналитиков, коррупция особенно быстро развивается в тех странах, где у чиновников есть возможность распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

2)   Институциональные причины - высокий уровень закрытости работы государственных ведомств, громоздкая система отчетности, несовершенство кадровой политики: допуск в различные сферы управления некомпетентных граждан; возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы.

3)    Социально-культурные причины – деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, в совокупности дающие пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

В последние годы много говорилось о противодействии коррупции. Были приняты законы, указы, другие нормативные акты, как, например, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы», Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции», Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» и др. Но реальных сдвигов в борьбе с коррупцией практически не ощущается. Россия подписала конвенции против коррупции (1999 и 2003 гг.) и ратифицировала их, но не имплементировала важнейшую норму о «незаконном обогащении», которая применяется в других странах, а у нас даже не принята.

В России есть свои собственные объективные и субъективные социальные, экономические, этические и политические причины, условия и корни коррупции. Они коренятся в смене социально- экономической системы, отношений собственности и политического строя, формирования экономики, основанной преимущественно на частной собственности, глубокой поляризации общества по отношению к средствам производства, доходам и уровню жизни. Рассуждая о корнях российской коррупции, нельзя не принимать во внимание коренную трансформацию социально-классовой структура российского общества.

Перестройка ориентиров в политике, идеологии, морали, бурно происходящих в конце 80-х – начале 90-х гг., существенным образом дезориентирует молодое поколение. На данный аспект обращает внимание В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ (12.12.2012 г.) [7].

По оценкам социологов преобладающим настроением широких слоев населения является разочарованность в правильности выбранного пути. Возросло число людей, которые в нынешней системе власти чувствуют себя незащищенными от произвола богатеющих сословий, чиновников и судей. Коррупция получает наибольшее распространение, когда в обществе и государстве бюрократия превращается в особый корпоративный социальный слой, наделенный широкими полномочиями. При этом, чем больше разобщенность членов общества, тем менее возможен надлежащий контроль за деятельностью бюрократического аппарата, и, следовательно, тем больше возможностей для подмены общих интересов частными, особыми интересами этого аппарата. Анализируя проблемы бюрократизации, еще К. Маркс отмечал, что чем меньше социальные и классовые силы в обществе, тем сильнее власть бюрократии, так что, в целом, политическое влияние бюрократии обратно пропорционально зрелости и силе основных социальных классов, составляющих государство [4, с. 94].

Размышляя о причинах коррупции, профессор Н. Нарочницкая отмечает: «Коррупцию нельзя победить только реформой правоохранительных органов и бесконечной перестановкой чиновников, потому что корень её – в упадке морали. То, что мы сегодня имеем, – результат разнузданной пропаганды богатства без чести, вседозволенности и презрения к долгу. Путь к восстановлению не короткий и нелегкий» [6].

Мировой опыт противодействия преступлениям показывает, что ощутимых успехов в борьбе с преступностью добиваются только те страны, в которых уголовно-правовые меры служат дополнением к социально-экономическим и культурным мероприятиям, направленным на предупреждение преступлений.

Разрушительные последствия коррупционных деяний остаются за бортом уголовно-правовой борьбы, а субъекты этих деяний под различными политическими предлогами уходят от уголовной ответственности и от возмещения экономического и политического ущерба.

Как говорил Марк Туллий Цицерон: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность» [11,с. 52].

Крайне     необходимо     формирование      научно     обоснованного,     реалистичного     уголовного законодательства и практики его применения на четких принципах правового равенства. К сожалению, в этом направлении, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса нет рациональных действий.

Полностью победить коррупцию невозможно. Даже если отменить деньги, как было при красных кхмерах в Камбодже, она будет осуществляться путём передачи привилегий или товаров. Однако коррупцию можно уменьшить до минимальных размеров и обеспечить практически 100% раскрываемость коррупционных преступлений.

Существует два пути решения коррупционной проблемы:

1)   Условный Азиатский путь - коррупция признаётся одним из тягчайших преступлений в системе уголовного права. За это преступление вводится наказание от расстрела (КНР, КНДР) до пожизненного заключения (Сингапур, Вьетнам). Соответственно, данное деяние будет просто опасно для жизни, что, возможно, и будет останавливать потенциальных коррупционеров.

2)   Европейский путь. Этим путём следуют преимущественно демократические страны. Наказание за коррупцию не такое серьёзное, как в Азии, и обычно не превышает 10-15 лет (исключение США), но участие в коррупционных схемах приводит не только к пожизненному окончанию карьеры, но и к выплате штрафа, что в разы превышает сумму взятки. Такая система привела как к снижению числа коррупционных преступлений, так и к снижению средней суммы взятки. Также в Европе распространена практика доноса на взяточников. Доносы обычно поощряются и не грозят доносчику опасностью, что нередко бывает в постсоветских странах.

Для того чтобы уголовно-правовая политика в отношении коррупционных преступлений стала результативной, необходимы, на наш взгляд, следующие меры:

·                   Отменить     безусловные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные иммунитеты должностным лицам, представляющим государственную власть в общественных отношениях;

·                   Минимизировать в отношении коррупционных преступлений возможность наказания в виде штрафа;

·                   Шире применять наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью относительно соответствующих лиц;

·                   Назначать реальное наказание в виде лишения свободы осужденным за коррупционные преступления;

·                   Распространить действие гл. 15.1 «Конфискация имущества» УК РФ на все преступления коррупционного характера.

В.В. Лунеев в своей научной статье [3, с. 44] провел аналогию между реальным уровнем криминализации в нашей стране и положением дел на вымышленной планете «Транай» американского писателя-фантаста Р. Шекли.

На данной планете «нет» войн, преступности, коррупции, нищеты. Но данный результат основан на формальном узаконивании преступлений; изъятии слова «преступность» как такового. В качестве средства борьбы с коррупцией применяются медальоны со взрывчаткой на шее государственных деятелей: случаи недовольства на чиновника постепенно накапливаются, при критических показателях медальон взрывается.

Преступность в сфере экономических отношений в нашей стране можно сравнить с фактической «преступностью» планеты Транай. За последние десятилетия было опубликовано множество книг и статей с указанием фамилий, должностей, похищенных сумм, названий банков, номеров счетов, зарубежных вилл, дворцов, яхт и т.д. Но по означенной информации не было публичных правовых реакций. Вместе с тем нельзя не заметить, как руководство страны пытается остановить процесс продвижения правовой системы по пути к планете Транай. В.В. Путин, выступая на расширенной коллегии МВД, порекомендовал активнее использовать помощь общественных сил и подтвердил, что борьбу с коррупцией нужно усилить, ибо это — путь к оздоровлению ситуации в экономике [9].

Раскрывая наше скатывание к «правовой системе планеты Транай» также нельзя не осознавать труднейшего положения России и внутри, и вовне. Страна с большим трудом пытается освободиться от бесправия «Траная». И некоторые действия властей позитивно воспринимаются народом, к примеру — гуманитарная помощь голодающим и умирающим от бомбежек в Восточной Украине, мирное возвращение Крыма, укрепление боеготовности страны, позитивные и быстрые боевые действия по спасению Сирии, укрепление наших позиций на Ближнем Востоке и в Средиземном море.

Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что немаловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством, чиновниками и самими гражданами РФ.

 

Список литературы

 

1.        Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. МВД РФ. Официальный    сайт// https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop    (дата обращения: 29.06.2018).

2.        Криминология. М., 2016.116с.

3.        Лунеев В.В. Россия должна исторгнуть приметы правовой системы планеты Транай// Государство и право. 2017. № 3. С. 43-47.

4.        Маркс К. Сочинения. М., 1960. 252с.

5.        Международная организация по борьбе с коррупцией. Официальный сайт// https://transparency.org.ru (дата обращения: 29.06.2018).

6.        Официальная страница Нарочницкой Н.А.// http://narotchnitskaya.com (дата обращения: 29.06.2018).

7.        Послание Федеральному собранию// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ (дата обращения: 29.06.2018).

8.        Российская газета. Столичный выпуск №4762.

9.        Российская газета. 28.02.2018.

10.     Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт// http://www.gks.ru (дата обращения: 29.06.2018).

11.     Цицерон: сборник статей. М., 1958. 152с.