Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕФОРМА СОВРЕМЕННОГО ИНСТИТУТА КАССАЦИИ В РОССИИ.

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
11 июля 2018г.

В ходе проводимой судебной реформы в Российской Федерации, кардинальные изменения коснулись норм уголовного процессуального права. Институт кассационного обжалования, действующая в настоящее время с 1 января 2013 года, и закрепленная в гл. 47.1 УПК РФ существенно отличается с кассацией как дореволюционного периода, так и советского периода.

Четырёхгодичный опыт правоприменительной деятельности, с момента создания таковой кассационной инстанции в том виде, в котором она существует в настоящее время, показал, как положительные, так и отрицательные моменты. В связи с чем, как и в любой исторический отрезок времени, законодательство требует внесения изменения, поправок, модернизации.

Данная моя статья будет посвящена предстоящим изменениям в институтах кассационной и апелляционной инстанции в свете начатой реформы по созданию самостоятельных судов данных инстанции, с большим акцентированием внимания на суды кассационной инстанции.

Один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации созывается Всероссийский съезд судей РФ, где рассматриваются вопросы, не только касающиеся состояния судебной системы и перспектив ее развития, но и по состоянию законодательной базы с учетом изменений, приходящихся в жизни государства и народа, отражающихся на правоприменительной деятельности.

На очередном, 9 Всероссийском съезде судей РФ, который прошел в декабре 2016 года, были проанализированы итоги судебной реформы, выполнения резолюций предыдущего съезда, как реализованные, так и требующие дальнейшей реализации.

В целях формирования независимых и самостоятельных апелляционных и кассационных инстанций, съезд поддержал концепцию дальнейшего развития судоустройства системы судов общей юрисдикции, подготовленную Верховным Судом Российской Федерации о создании самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, структурное выделение которых, не связанное границами административно-территориального деления, позволит унифицировать построение судебной системы Российской Федерации и оптимизировать судебную нагрузку. По итогам съезда, было постановлено о внесении Верховным Судом Российской Федерации в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Данное сопутствие сообщества судей, Верховным Судом РФ было выполнено, и в январе 2018 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен вышеуказанный законопроект за № 374020-7.

Законопроект предусматривает создание отдельных апелляционных и кассационных судов. Разные инстанции будут разведены географически, и это, по замыслу Верховного Суда РФ, повысит гарантии независимости и объективности. Как предполагается, реформа не должна ограничиваться простой сменой мест, кассационные инстанции должны изменить принцип работы института кассации, который будет рассматривать кассационные жалобы и протесты.

Всего планируется создать девять кассационных судов, образованных по окружному принципу, иметь межрегиональный характер, что сделает их полностью независимыми от органов власти субъектов Российской Федерации.

Относительно нашего региона, законопроект предусматривает рассмотрение апелляционных дел в четвертом федеральном апелляционном суде, который будут территориально размещен в Нижнем Новгороде. Шестой кассационный федеральный суд общей юрисдикции- будет размещен в г. Казани и также рассматривать кассационные жалобы нашего региона.

Между тем, на современном этапе развития России как правового государства, особое значение придаётся принципам независимости судей и объективности при отправлении правосудия. Эти принципы предполагают недопустимость совмещения полномочий нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же субъекта Российской Федерации, а тем более в рамках одного и того же суда. В связи с этим, законопроектом предусматривается создание структурно обособленных апелляционных и кассационных окружных судов общей юрисдикции. Предлагаемая реформа приведёт к решению обозначенных проблем и эффективной реализации основополагающих принципов правосудия, к созданию новых возможностей по обжалованию судебных постановлений по проекту имеется положительное заключение Правительства Российской Федерации. Предлагаемый закон станет важным шагом на пути совершенствования российской судебной системы, позволит обеспечить принципиально новый уровень независимости суда и эффективности правосудия. Представленные законодательные изменения приведут к существенному повышению доверия общества к суду, сделают систему судов общей юрисдикции, построенную по принципу "один суд - одна инстанция", более прозрачной и понятной для граждан и организаций.

16 февраля 2018 года состоялось рассмотрение законопроекта в Государственной Думе в первом чтении. Ознакомившись со стенограммой заседания, можно сказать, что несмотря на бурное обсуждение данного проекта, наличие сложных и требующих дополнительного анализа вопросов со стороны депутатов, представителю Верховного Суда России и секретарю Пленума Верховного Суда РФ Мамотову В.В. и содокладчику доктору юридических наук, профессору Крашенинникову П.В., получилось достойно отстоять концепцию законопроекта на данной стадии рассмотрения, и убедить представителей народа в целесообразности его принятия, и совместными усилиями добиться, что бы в перспективе судебная система Российской Федерации продемонстрировала независимость и повысила доверие людей к судебной системе в целом. Соответственно, законопроект требует соответствующих поправок, которые будут учтены и внесены до следующего чтения.

Перспективы судебной реформы не ограничиваются только образованием отдельных самостоятельных судов апелляционной и кассационной инстанции. Существенные изменения предполагается в дальнейшем внести и в нормы уголовного процессуального законодательства, регламентирующие основания и порядок рассмотрения дел в данных инстанциях.

Председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев на пленарном заседании Совета судей РФ, в мае 2018 года предложил повысить роль кассационных инстанций, проверяющих уже вступившие в законную силу решения. Подчеркнув «Для эффективности работы этих судов необходимо установить правило сплошной кассации в суде первой и кассационной инстанции для решений районных судов и мировых судей, и правило сплошной первой и второй кассаций для решений судов областного звена и равных им судов. Также акцентируется внимание на том, что Президиумы областных и равных им судов, апелляционных и кассационных инстанций судов общей юрисдикции не наделяются полномочиями по формулированию универсальных правовых позиций и разъяснений».

И как указал Вячеслав Лебедев, Верховный Суд России считает, что "первая кассация" в судах общей юрисдикции должна стать реальным и эффективным механизмом правовой защиты. Она должна рассматриваться как самодостаточная судебная инстанция, эффективно устраняющая нарушения закона. Судебная реформа предполагает, чтобы новые кассационные суды общей юрисдикции рассматривали кассационные жалобы не по модели "выборочной кассации", а по модели "полной кассации", при которой каждая кассационная жалоба рассматривается коллегией из трех судей в судебном заседании с приглашением сторон. То есть, предполагается отмена нормы уголовного процессуального права, где кассационная жалоба (протест) проходит первую стадию рассмотрения дела единолично судьей. Как показывают статистические данные как по России, так и по Оренбургской области, не более 10 % жалоб (представлений) попадают на рассмотрение в судебном заседании кассационной инстанции. Возможно это было бы оправдано, если было бы высокое качество рассмотрения дел, в отношении которых было отказано в рассмотрении в судебном заседании кассационной инстанции. Однако, как показывают результаты статистики, имеет место быть определения, выносимые кассационной инстанцией Верховного Суда РФ, где судебные акты, вынесенные судьей кассационной инстанции субъектов федерации единолично, отменяются и направляются на рассмотрение в судебном заседании кассационной инстанции. Поэтому, предполагается, что кассационные суды начнут рассматривать абсолютно все жалобы и протесты.

Сплошная кассация поможет гражданам лучше объяснить и донести свою позицию, которая на сегодняшний момент чаще всего не может быть услышана судом ввиду особенности работы кассационной инстанции и позволит защитить нарушенные права граждан. Это будет лучше и эффективнее с точки зрения всей судебной системы в целом.

В целом, с принятием указанного законопроекта, в стране должна будет создана полноценная четырехступенчатая судебная система как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, включающая суды первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные суды.

Гражданам России, также как и практикующим юристам, включая профессиональных адвокатов и судей, осталось лишь дождаться прохождения законопроекта через все его стадии рассмотрения, вплоть до подписания Президентом РФ и официального опубликования, внедрения в жизнь, и уже в ходе судебной практики оценить его плюсы и минусы, с последующими изменениями и дополнениями, которые потребуются в ходе правоприменительной деятельности.

 

Список источников

 

1.        Стенограмма заседания Государственной Думы от 16 февраля 2018

2.        «Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации» Под ред. Карпова А.И. – М.: Юрайт, 2009. – 736 с.

3.        Судебная реформа России: проблемы совершенствования процессуального законодательства» по материалам научно – практической конференции Москва, 28 мая 2001 г. «Городец»

4.        Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. На 30 декабря 2008 г.

5.        Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174 – ФЗ: по сост.На 21 декабря 2013 г.

6.        Потапов В.Д. основы начала проверки судебных решений контрольно – проверочных стадиях и производствах уголовного судопроизводства России: автореф. дисс. ...докт. юрид. Наук / В.Д. Потапов. М. 2013. 68с.