Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННОМ ФЭНТЕЗИ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

Современная культура, в частности экранная насыщена элементами вымышленных образов и миров. Особое влияние экранная культура фэнтези оказывает на читателей-подростков. Потребители предпочитают различные форматы и типы фэнтези: героическое фэнтези (описывает приключения физически сильных героев), эпическое фэнтези (классика жанра, представленная Дж. Толкином), тёмное фэнтези (dark fantasy; находится на стыке готики и фэнтези), разнообразные саги о вампирах (например, популярные «Сумерки» С. Майер), стоит упомянуть и юмористическое фэнтези (высмеивает типичные черты жанра фэнтези)1. Среди всего этого многообразия особого внимания заслуживают произведения, которые можно было бы смело вручить подростку не только 17, но и 12-13 лет. К таким книгам, ставшим уже классикой жанра, относятся произведения Роальда Даля («Джеймс и гигантский персик», «Чарли и Шоколадная Фабрика», «Матильда»), Нила Геймана («Коралина в стране кошмаров», «Звёздная пыль», «История с кладбищем»), Джоан Роулинг (серия книг о Гарри Поттере), Филипа Пулмана (трилогия «Тёмные начала»), а также Терри Пратчетта («Плоский Мир»)2. В этих произведениях автор создает вымышленный мир, полный приключений и тайн; эти книги относятся к качественной литературе, позволяющей человеку развиваться в разнообразных направлениях, постигать глубины человеческой природы, особенности поведения и взаимоотношений, позволяющей познакомится с такими сложными понятиями, как моральный выбор, мировоззрение и формирование личности. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что система образов в фэнтези обширна и разнообразна. Эти образы как правило, основаны на мифологии, либо на фантазии автора, либо вытекают из реально существующих объектов действительности. В системе образов, лингвисты отмечают мифологические и абсолютно вымышленные образы. В произведениях Джоан Роулинг, мифологические существа встречаются довольно часто, представленны они кентаврами, фениксом по имени Фоукс, «общиной» великанов3.

 

1 Основные темы, образы и сюжеты английской литературы конца XIX – начала XXI века: материалы научно-практических конференций «Филологическое образование и современный мир», состоявшихся в ЗабГГПУ в 2011 и 2012 гг. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2013.C.113


 Не менее интересны образы вымышленных существ. В основе подобных образов лежит фантазия автора и каламбур. Мастером таких образов был, например, Льюис Кэрролл. В Стране Чудес мы встретим и Бармаглота, и Чеширского кота (необычен он тем, что улыбается) и бутербродочек. Персонажи абсолютно вымышленные встречаются не только у Кэрролла, так, хоббит является плодом воображения Дж. Толкина, а Роальд Даль убедительно изображает неких Умпа-Лумпов4. Произведения фэнтези, вне всякого сомнения, связаны с литературной сказкой, так как, по нашему мнению, система образов, их функции и типология у этих жанров во многом сходны. Следовательно, приёмы создания образов в фэнтези совпадает с приёмами создания образов в литературной сказке. Рассмотрим первый

 

2Там же

3Батурин Д.А. Неомифологическая сущность фэнтези.//Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2013. -№ 3 (35).-С.123

4Демина А.В. Архетип героя в литературе жанра фэнтези.//Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2013.- № 2 (35). -С.310




приём. При создании образа автор фэнтези часто прозаическое, обыденное превращает в сказочное, волшебное. Так, животные обретают речь, разум и человеческие чувства вперемежку с эмоциями. Например, при создании образа кота («Коралина в стране Кошмаров»), Нил Гейман подчёркивает тот факт, что в вымышленном («другом мире») кот мог не только говорить, но и реалистично рассуждать. Ещё один пример превращения прозаического в волшебное – наделение «обычного» человека сверхъестественными или же просто волшебными способностями. Так, Матильда у Роальда Даля не была просто умной и доброй девочкой, она владела самыми настоящими сверхъестественными способностями, могла передвигать предметы силой мысли5. Второй приём, который обширно используют авторы фэнтези – вовлечение обычных объектов в вымышленный мир. Этот приём создания образов можно найти практически в любом произведении жанра фэнтези. Мир волшебников, созданный Джоан Роулинг является миром, который соседствует с нашей реальностью. Как правило дети маглов (не волшебников) не могут попасть в Хогвартс (школа чародейства и волшебства), но иногда делаются и исключения (например Гермиона Грейнджер, подруга Гарри Поттера) и тогда обычные объекты, которыми чаще всего служат сами персонажи, вовлекаются в вымышленный мир. Другой пример – в произведении Нила Геймана «История с кладбищем», мальчик случайным образом попадает на кладбище, где его вопреки законам загробного мира воспитывают призраки. Мир героев подросткового фэнтези многолик и ярок, правильная трактовка образов способствует адекватному восприятию произведения в целом, усиливает его воспитательное значение. Именно образы, являются носителями основной мысли и морали, поэтому исследование образной системы, несомненно, полезно и важно. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образы главных героев в подростковом фэнтези имеют и собственные функции. Во-первых, как всякие художественные    образы,    они    обладают    такими    функциями,    как познавательная, коммуникативная, эстетическая и воспитательная6. Для фэнтезийного или сказочного образа особое значение имеет последняя функция: несмотря на то, что многие произведения, принадлежащие к жанру фэнтези, перечитываются и взрослыми, всё же в первую очередь они адресованы детям. Образам принадлежит, поэтому, ключевая позиция в разработке идей и тем произведения, и при интерпретации текста они рассматриваются как важнейшие элементы в структуре целого»7.

 

5 Там же


Разные учёные выделяют разные функции образов, так, В.Я. Пропп, в отличие от И.В. Арнольд, рассматривает функции сказочных образов с точки зрения их действий. Поскольку жанр детского фэнтези очень тесно связан со сказкой, можно утверждать, что функции сказочного образа, выделенные В.Я. Проппом, могут быть применены и к жанру фэнтези. Под функцией в данном контексте понимается поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. В.Я. Проппом выделяются такие функции, как «отлучение одного из членов семьи из дома» (например, у Дж. Роулинг, как в классической сказке, действие начинается с отлучения Гарри Поттера из дома). Другой пример функционирования фэнтэзийного образа по Проппу – «нарушение запрета»; данная функция встречается практически во всех сказках и произведениях жанра (например, Коралина у Нила Геймана вопреки всем запретам всё-таки заходит за дверь, ведущую в другой мир). В.Я. Пропп, также выделяет такие функции как: обращение к герою с запретом, разведка антагониста, попытка антагониста обмануть жертву, жертва поддаётся обману, нанесение антагонистом вреда одному из героев, недостача, обращение к герою, решение героя, герой покидает дом, испытания героя, реакция героя на действия дарителя, получение волшебного средства, герой достигает объекта поисков, борьба героя и антагониста, победа над антагонистом, ликвидация начальной беды или недостачи, возвращение героя8. В.Я. Пропп выделяет ещё ряд функций, но для произведений, написанных в жанре фэнтези, вышеперечисленных функций вполне достаточно, так как после возвращения героя, чаще всего, действие сворачивается.

      

6 Там же

7 Батурин Д.А. Неомифологическая сущность фэнтези.//Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2013. -№ 3 (35).-С.123


Можно сделать вывод, что персонаж, создаваемый автором фэнтези, имеет как черты художественного образа в целом, так и обладает специфическими особенностями присущими только ему (например, функциями, по Проппу). Всё это в совокупности, обеспечивает создание ярких, запоминающихся, оригинальных героев, свойственных именно детскому фэнтези. Реальное сочетается с мифологическим, образуя в этом сплетении сложную, динамически развивающуюся систему, направленную на исполнение многих функций и создание незабываемого сказочного мира чудес, иного мира, находящегося по соседству9.

     

8 Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. Собрание трудов. – М.: Лабиринт, 1998.С.12

9 Попова Г.В. Фэнтези и сказка: к вопросу о дифференциации жанров.//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. -2012.-№ 2. -С. 77

Список использованной литературы

 

1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка:учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Иностр. яз.». – М.: Просвещение, 1990. – 300 с.

2. Даль, Роальд: [сайт]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Даль,Роальд. 

3.Основные темы, образы и сюжеты английской литературы конца XIX– начала XXI века: материалы научно-практических конференций«Филологическое образование и современный мир», состоявшихся в ЗабГГПУ в 2011 и 2012 гг. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2013. – 276 с. 

4.Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. Собрание трудов. – М.: Лабиринт, 1998. –512 с.

5. Фэнтези: [сайт]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Фэнтези.

  6               .Чарли    и    Шоколадная    Фабрика    [сайт].    –    URL:    http://ru.wikipedia.org/wiki/Чарли_и_шоколадная_фабрика_(книга).

 7               .Попова Г.В. Фэнтези и сказка: к вопросу о дифференциации жанров.//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. -2012.-№ 2. -С. 77-80.