18 марта 2016г.
Вперѐд, фанат, скорее в путь команду поддержать, Вперѐд, фанат, дорога ждет на выезд нас опять,
С друзьями пить, врагов гонять и сутками не спать, Вперѐд, фанат, дорога ждет на выезд нас опять!
Нам километры не страшны, чем дальше, тем смелей, Пока команде мы нужны, всегда мы будем с ней!
(с) фанатский фольклор
Мотив дороги имеет глубокие мифологические корни. В представлении древних славян, дорога «ритуально и сакрально значимый локус, имеющий многозначную семантику и функции. Дорога соотносится с жизненным путем… она место, где определяются судьба, доля, удача человека… разновидность границы между своим и чужим пространством» [2, с. 124].
Е.Н. Елеонская, рассматривая вопросы сюжетостроения сказок, отмечала особую роль мотива дороги в произведениях данного фольклорного жанра. «Дорога в сказке – это место всевозможных полезных и таинственных встреч, неожиданных приключений, счастливых и горестных случайностей. Отправление в дорогу – в сказке это начало новой жизни, возможность общения с чудесным…» [1, с. 73]. Подтверждая слова Елеонской, подобный вывод относительно былин сделал В.Я. Пропп: «В сказке и в эпосе действие очень часто начинается с того, что герой выезжает из дома. Путь героя как бы представляет ось повествования» [4, с. 92], «героем песни является тот, кто в начале ее отправляется в путь» [3, с. 279]. Для русского этноса передвижения всегда играли заметную роль в жизни, процесс расселения и освоения огромных территорий не закончен и в настоящее время. По характеристике Т.Б. Щепанской – «Русские – движущийся этнос с самосознанием оседлого» [6, с. 8]. Дорога для русского человека всегда была изменением, выходом за рамки обыденности и повседневности, а значит, чем-то непонятным и страшным. Дорога – символ «дезорганизации и беспорядка» [6, с.35], поэтому существует множество примет, поверий и обычаев, связанных с дорогой, входивших ранее в традиционные обряды проводов, необходимые для того, чтобы оттянуть момент ухода в дорогу. Так, например, на сегодняшний день сохранился обычай «присесть на дорожку» и досчитать до десяти.
В позднетрадиционном фольклоре мотив дороги достаточно интересно трансформировался у футбольных фанатов. Связана такая трансформация с принципиально другим ее восприятием в болельщицкой среде.
Для фанатов дорога – это известный путь, по которому ты уже отправлялся не один раз. Это или поход на стадион:
И не судите нас, любимые, так строго, Что мы так часто ходим на "Спартак". У нас по жизни есть одна дорога –
На стадион, где красно-белый флаг! [5].
Или поездка на тренировочную базу, где можно понаблюдать за игроками и тренерами:
В Тарасовку мы едем и слышим звон мячей, Сегодня мы увидим кумиров москвичей [5].
Самой главной «трассой» считается выезд в другой город, либо в другую страну. Такие путешествия воспринимаются болельщиками как приключение, испытание, возможность проявить себя. В дороге они чувствуют себя более свободными, чем дома, «беспорядки» привлекают их, а не отталкивают:
Аты-баты, шли фанаты С песней про «Спартак».
И по ветру развевался Красно-белый флаг [5].
Или:
Твори бардак – мы здесь проездом! [5].
Кризисная ситуация «ухода в дорогу» классического и раннетрадиционного фольклора в среде фанатов не воспринимается таковой, даже если на выезд едет один человек:
Выхожу один я на дорогу,
В темноте кремнистый путь блестит, Это значит, что опять в субботу
Всех «Спартак» московский победит! [5].
В фанатской среде мысль о «невозвращении» не допускается. Фанат следует из «пункта А» в «пункт А» с кратковременным пребыванием в «пункте Б». После выездного матча болельщики провожают друг друга кричалками. Так, среди фанатов ЦСКА принят такой заряд:
Провожаем коней – хэй-хэй! [5].
Дорога для фанатов – это и есть дом; путешествия, «выезда» овеяны особой романтикой:
Мы в такие шагали дали, Что не очень-то и дойдѐшь!
В электричках ночей не спали, невзирая на снег и дождь.
Мы в холодной воде не тонем, в КПЗ сидим не грустим.
Да, мы питерские фанаты,
и «Зенит» наш непобедим! [5]. или:
С поезда ссадили, ну и что ж? Хэй! Хэй!
Разве мы об этом вспоминаем?
С выбранной дороги не свернешь! За Спартак мы выезд пробиваем! [5].
Чужой город, являющийся, так называемым «пунктом Б», изначально воспринимается как вражеское пространство. Фанаты стараются «завоевать» его на время своего присутствия – «раскрасить город в свои цвета». С этой целью используются флаги, рисуются граффити, расклеиваются стикеры:
Идет фанат по городу, По незнакомой улице.
И от знамен спартаковских Вся улица красна.
Не обижайтесь, граждане, На «Спартака» московского,
Ведь за него фактически Болеет вся страна [5].
Что касается стикеров и граффити, они выполняют еще одну функцию – выступают в роли невербального средства коммуникации. Это явление можно соотнести с традиционными приметами фольклорных жанров, где путешественники часто оставляли идеограммы: метки, зарубки, рисунки, чтобы была возможность вернуться, найти обратный путь.
Знаковой функцией обладает также дорожная одежда, связанная с необходимостью при встрече с незнакомыми людьми обозначить свой статус. Например, бродячих ремесленников можно было «опознать по их снаряжению – по кнуту, перекинутому через плечо, коновала – по сумкам с многочисленными ремешками и кольцами» [6, с. 126]. Cейчас в этих целях используются надписи на футболках (например, «CSKA on tour»), а также фанатские шарфы клубных цветов, также с надписями («Едем, чтобы победить. Зенит СПб», «Я люблю свою команду. Арсенал Тула» и т.д.).
Традиционным является и проявление агрессии как одной из форм дорожной коммуникации. Фанаты часто вступают в драки, «накрывают» автобусы и поезда. Агрессия со стороны гостей по отношению к хозяевам проявляется также на текстовом уровне:
Мы приехали, чтобы победить!
(на мотив песни «Yellow submarine», The Beatles) [5]. или:
Мы в такие ходили дали, что не очень-то и дойдѐшь, Мы такие команды рвали, что не очень-то и порвѐшь…[5].
Интересно, что вражеский стадион не воспринимается фанатами как чужое пространство. «Стадион, в том числе гостевой сектор – это мой дом…» – признается один из фанатов ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) [7]. Попав на сектор, фанат чувствует себя как на родном стадионе:
Мы долго-долго ехали и наконец приехали! [5].
Видимо, восприятие даже чужого стадиона как крепости связано с четким разделением секторов на стадионах в России. Существуют «домашние» сектора и «гостевые». Для фанатов клуба принципиально, чтобы на «домашний» сектор не попали фанаты гостей. Родным считается только «своя» часть стадиона. Именно поэтому фанаты «Зенита» запретили отдавать «Вираж» болельщикам ЦСКА, а болельщики «Локомотива» бойкотировали матч, когда традиционно их южную трибуну отдали «Спартаку». Соответственно, «гостевой» сектор для выездных фанатов – своего рода временный дом.
Находясь на стадионе, фанаты исполняют различные тексты, в которых одним из главных является мотив пути/дороги:
Мы пол-Европы исколесили и это наш победный путь.
Зайдем на сектор, достанем флаги, ведь наша крепость – это стадион.
Под наши песни, под наше пиро наш ЦСКА идет вперед [5].
Помимо словесного творчества упоминание дороги можно встретить и время «перформанса», так, например, болельщики сборной России вывесили огромный баннер в поддержку команды в матче отборочного турнира чемпионата Европы-2016 с Австрией, прошедшем 14 июня 2015 на стадионе Открытие Арена в Москве. На полотнах были изображены два фаната, идущие по дороге во Францию-2016 [8].
Одним из главных дорожных атрибутов для фаната является алкоголь. Анализируя классические тексты фольклора, сохраняющие приметы народного быта, принято считать, что выпивка используется как «средство преодоления дорожного неуюта, суррогат домашнего тепла» [6, с. 329]. Фанаты же, для которых дорога ассоциируется со свободой и вседозволенностью, рады возможности выпить алкоголь в компании своих друзей, ведь на самих стадионах запрещено находиться в состоянии алкогольного опьянения.
Мы бухали, ночами не спали, на вокзалах мы бичевали; Голод и холод нас не пугали, но одно мы точно знали: Вперѐд, фанат, скорее в путь команду поддержать, Вперѐд, фанат, дорога ждет на выезд нас опять…[5].
Кроме того, алкоголь, естественно, поднимает настроение и добавляет приключений, в поисках которых болельщики и отправляются на выездные матчи:
В собаках, дизелях, товарняках Фанат стремался.
И где бы ни был, как Скотина нажирался. В кармане ни гроша,
Фанатская душа
На выезд позовет как алкаша, алкаша... [5].
Но, конечно, главная цель таких путешествий – поддержать любимую команду, где бы она ни играла.
Этому и посвящено большинство «выездных» текстов:
Всегда мы будем там, где б клуб наш ни играл [5]. или:
Нам километры не страшны, чем дальше, тем смелей Пока команде мы нужны, всегда мы будем с ней!
Оле-оле-оле-оле, оле-оле-оле; Оле-оле-оле-оле, оле-оле-оле [5]. или:
Все мысли наши только о победе, Наш клуб – с тобой мы будем навсегда!
И где играешь ты – туда мы едем, Великий и могучий ЦСКА! [5].
Итак, говоря о мотиве дороги в текстах футбольных болельщиков, можно выявить ряд сходств с традиционным его пониманием в русской культуре, однако в целом восприятие дороги фанатами принципиально иное. Они настолько привыкли проводить время в пути, следуя за любимой командой, что воспринимают дорогу не как оппозицию дому, а как сам дом.
Список литературы
1. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов. – М., 1994.
2. Левкиевская Е. Дорога / Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. – Т.2. – М., 2009.
3. Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958. 279
4. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976. 92
5. Фольклорный архив авторов статьи.
6. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. «Индрик», М., 2003.
7. Как все устроено: питерский Вираж. – http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Ca9HaXM- eqEJ:www.eurosport.ru/football/russian-premier-league/2014- 2015/story_sto4600718.shtml+&cd=10&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (Опубликовано: 13/02/2015 в 11:53).
8. Фанаты сборной России устроили красочный перформанс. – http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:HbvEnOOHMfUJ:www.sport- express.ru/football/euro/2016/news/886402/+&cd=26&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (Снимок страницы по состоянию на 21 июня 2015 18:51:33).