Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: НОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

В основе политической коммуникации в политической сфере лежит обмен информацией между основными политическими группами общества – управляющими (государство, лидеры) и управляемыми (электорат, последователи). В ходе информационного обмена происходит взаимодействие и взаимовлияние управляющих и управляемых: управление, оказывая влияние на последователей, воздействуя на них, призывая следовать какой- либо идее (промоушн товар), предлагают услуги (политический товар), стремятся достичь политического согласия и взаимопонимания.

Основная цель и функция политической коммуникации - функция воздействия. На современном этапе развития общественно-политической жизни общества в политической коммуникации политики и государственные деятели для оказания воздействии на последователей прибегают к новым коммуникативным технологиям.

Актуализация функции воздействия в политической коммуникации достигается за счѐт употребления не только вербальных, но и специфических невербальных средств общения.

К невербальным средствам общения в политической коммуникации относятся, кроме различных телодвижений – поз, жестов, и визуальные средства общения: визуальные контакты, политическая реклама, нейролептическое программирование (НЛП), видеоролики, теледебаты, теледискуссии, а также символический способ общения.

Поза – значащее положение человеческого тела, сохраняемое в течение определѐнного времени. Поза свидетельствует об отношении одного к другому: выражает статусную позицию говорящих, показывает эмоциональное состояние собеседников, отражает степень приязни или неприязни беседующих. И в связи с этим фактические положение коммуникантов относительно друг друга может быть разным.

В работах американских ученых Алана Пиза и Рея Бердуистелла делается попытка описания различных поз. Так, различаются властная поза, горделивая поза, поза ложного доверия, закрытая поза, открытая поза, защитная поза, поза самоконтроля, поза замкнутого человека, эмоциональная поза, социально-ориентированные позы [1].

Сведѐнные вместе лодыжки или прижатые лодыжки – это тоже позы, присущие политиками. Такая поза часто используется в политической коммуникации, когда политик, сидящий в кресле с чуть вытянутыми ногами и руками, сжимающими подлокотники кресле с чуть вытянутыми ногами и руками, снижающими подлокотники кресла, проявляет скрытую враждебность или конфронтацию к отношению к представителю другой партии, лагерю.

Из этого следует, что позы в процессе общения дополняют речь коммуникантов и служат самостоятельным средством контакта, т.к. выражают фактическое социальное положение коммуникантов относительно друг друга.

Жесты – это знаковые единицы общения и сообщения, которые имеют мануальные, мимические или другие пантомимические выражения, выполняют коммуникативные функции, характерные воспроизводимостью и смысловой ясностью для представителей каких-либо наций или членов какой-либо национальной группы. Наиболее часто встречается харизматический жест – жест «перчатка», «шпилеобразной жест», жест соединение пальцев обеих рук «куполом», ладони при этом не соприкасаются. Жест свидетельствует о жажде власти, желании «завалить собеседника».

Визуальные средства общения – это прежде всего визуальные контакты. Они являются исключительно важной частью политического общения. Зрительные контакты – одна из распространѐнных форм политического общения. Политики часто при проведении переговоров используют социально-ориентированный взгляд для выражения социальных отношений – «превосходства – подчиненности», также социальных отношений человечности, милосердия, доброжелательности. Наиболее часто используется «социальный взгляд», выражающий социальные отношения превосходства: холодный, колючий, острый, строгий, пронизывающий, серьезный властный, оценивающий может держать подчинѐнного на дистанции.

Политическая реклама способ распространения информации о свойствах – или сути политических идей в целях создания или привлечения последователей на свою сторону, распространения сведений о ком-либо в целях создания популярности. Используется в период выборов.

Слоган – ключевой знак, помещающийся в самом начале рекламы и содержащий главную информацию. Выражается в виде экспрессивных конструкций. В политической деятельности слоган представляет собой политический плакат.

В современных условиях во время проведения предвыборных компаний кандидат от различных политических партий во время теледебатов и теле-дискуссий часто используют НЛП с целью влиять на оппонентов или противников: 1. Прием ошарашивания оппонента быстром темпом речи, сменной обсуждаемых тем и постановкой сразу множества вопросов (сочетаний ритможестов с вербальными); 2. Установка- приказ: неоднократное повторение зычным голосом какого – либо утверждения абсолютно без аргументаций; 3. Эффектная связка как прием НВП. Телеролик, в котором показываются фрагменты чужих побед: то стартуют космонавты, то хоккеисты, выигрывают кубок. И политик снимается в этом телеролике на их фоне.

Миф используется в политической коммуникации в процессе реализации социальных отношений «лидер- последователь». Это такие отношения, в которых между лидером и последователен поддерживаются равноправные отношения.

Л.П. Крысин говорил о трех типах социальных отношений, которые актуализируются в процессе общения. Эти отношения реализуются в ходе выполнения определенных социальных ролей, которые также сводятся к трем типам отношений: 1. Роль первого участника ситуации выше роли второго участника ситуации; 2. Роль первого участника ситуации ниже роли второго участника ситуации; 3. Роли участников ситуации равны [2].

По словам Г.Г. Почепцова, «лидеры выступают в роли банка данных, из которых черпаются все серьезные идеи» [3].

Популярность лидера у политиков объясняется тем, что лидер как набор сюжетов имеет наибольшую степень повторяемости, и новый политический сюжет может возникать на основе существующих лидеров.

В современной политической сфере размытое представление о мифологических героях присутствует всегда, когда лидеры предстают перед народом. От того, насколько конкретный политик сумеет подогнать свой образ о Великом лидере, насколько он сумеет «одетъ» на себя одежды мифического лидера, в значительной степени зависит его популярность. Чтобы соответствовать образу героя и настоящего лидера, важно сконструировать не только настоящие действия лидеров, но и его прошлое [4,132].

Лидер – это руководитель партии, который стремится выглядит в глазах последователей великим лидером. Великий лидер – это бесстрашные и мужественные герои, которые появляют тогда, когда некогда царившее благополучие нарушается ужасными событиями: бедствиями или нашествиями врагов. Герой призван высшими силами избавить страну и народ от врагов от несчастья. Он лидер, справедлив к друзьям, беспощаден к врагам. В конце концов он одерживает победу.

Именно поэтому в сфере политики жанр политической биографии занимает особое место. Биография настоящего лидера не похожа на биографию простого человека. Это прежде всего декларация, провозглашающая один главный принцип – служение народу и состоящая из символов, порождаемых определенной идеологией.

Часто биография лидера состоит не только из того, что он делал, но из того, что он не делал. Так, например, отсутствие политического опыта и неучастие в тех или иных видах политической деятельности может рассматриваться как заслуга кандидата на лидерский пост. Отсутствие работы в политической сфере может преподноситься как свидетельство политической чистоты, «неучастие в закулисных политических сделках», отсутствие связи с «коррумпированной властью». Политический неопытный претендент легко может быть выставлен как истинный представитель народа, который, если его изберут, будет представлять власть народа и защищать народ.

В политической сфере мифы выступают в роли банка данных, из которых черпают все серьезные идеи и цели. Даже если не признавать существования архетипов, то определенный набор сюжетов возникает с опорой на них, имеет высшую степень повторяемости, ср.: «Один дом». «Мой дом – моя крепость». Идея мифологична, поскольку задает четкую интерпретацию мира.

Чтоб бы ни происходило, мир вознаграждается достойным героем, имеющим дом, защищающим его, в том числе свою семью, свой народ, отечество.

Анализ политической коммуникации и некоторых невербальных средств общения в политической коммуникации позволяет нам отметить, что данная коммуникация направлена прежде всего на осуществление общественных связей политических социальных институтов с электоратом, с последователями для оказания влияния, воздействия и достижения политического согласия.

 

Список литературы

1.     Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород 1992.

2.     Крысин Л. П. Социальная маркированность языковых единиц // Вопросы языкознания. 2000. № 4.

3.     Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века М.: Рефебук, 2009.

4.     Лосаев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: 1982.