Новости
01.01.2023
Поздравляем с Новым годом и Рождеством!
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИНТЕЗ ДИЗАЙНА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ /DESIGN SYNTHESIS IN SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT/

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 июля 2018г.

Аннотация. В статье рассматриваются средства визуальной коммуникации, синтез и комплексность проектной культуры, а также слияние и целостность различных видов дизайна в объёмно-пространственной среде. О гармоничном взаимодействии некоторых форм социокультурной среды и их влияние на общую структуру в различных масштабах пространственной среды.

Ключевые слова: синтез; социокультурная среда; гармоничное взаимодействие разных видов дизайна; средства визуальной информации и коммуникации.

Необходимыми составляющими всякой созидательной деятельности является анализ и синтез. Понятия синтеза уместны, когда речь идёт о создании целостно-структурированного произведения. В современную эпоху, являясь свидетелями постоянных изменений в дизайне окружающей нас среды, в рамках проектной культуры, чётко обозначается синтез разнообразных дизайнерских направлений и их динамическое взаимодействие. Происходящие радикальные изменения и новые тенденции в дизайне являются важнейшим аспектом мировоззренческих ориентаций в системе ценностей, идеалов и норм. Синтез и комплексность проектной культуры, отражающаяся в разных видах дизайна проявляются в наглядной реальности в пространственной среде. По сути «средовой дизайн» стирает границы между формой и пространством, равно как между дизайном внутренних и внешних пространств. Однако их непосредственное слияние в объёмно-пространственной среде требует гармоничного взаимодействия в общей пространственной структуре. Если рассматривать архитектурные сооружения как большие кубические объёмы, то пустое пространство между этими сооружениями входят в общую композицию гармоничного взаимодействия пространственной среды. Ещё в V веке до н.э. древнекитайский философ и мудрец Лао-Цзы в своих афоризмах, в одиннадцатом стихе писал:

«Тридцать спиц сходятся в ступице,

но как раз промежутки меж ними составляют суть колеса. Из глины делаются горшки,

но как раз пустота внутри них составляет суть горшка. Стены с дверями и окнами образуют дом,

но как раз пространство меду ними составляет суть дома».

Как особую систему можно рассматривать синтез изобразительного искусства и дизайна.

Понятие синтез искусств, связывает отдельные виды искусств и подразумевает создание качественно нового художественного явления, посредством органичного соединения разных видов искусств в единое целое, причём, на более высоком уровне взаимодействия – концептуальном и стилеобразующем. Это синтез материальной и духовной среды бытия человека. Это явление обобщает идейно- мировоззренческое и композиционное единство в организации пространства, оказывая при этом многостороннее художественно-эмоциональное воздействие на восприятие человека. Включаемое в синтез новое произведение со всеми составляющими его художественными свойствами, функциями, характеристиками должно найти своё место в целом. Причём каждый из взаимодополняющих элементов, являясь одним из компонентов в общей структуре, не может быть исключён из целостной системы без разрушения этого целого. Различная деятельность труда и творчества людей реализуется в различных масштабах как в замкнутых пространствах, интерьера жилых и общественных помещений, так и в пространстве городской среды. Художественно-эстетический аспект среды может нести образно- эмоциональный характер, организуя при этом социокультурную среду, элементы которой в контакте с человеком формируют его предметно-пространственную среду.

Чтобы понять истинный смысл синтеза разных видов дизайна в общей структуре, мы должны конкретизировать некоторые из них. В архитектуре, например, глубже и полнее раскрывается художественный образ произведения в результате взаимосвязанного органического единства различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, таких, как графика, монументальная живопись, скульптура. Таким образом, создаётся целостный ансамбль в пространстве среды в новой эстетической и художественно-эмоциональной форме. Продолжить список конкретных видов дизайна с их гармоничным взаимодействием в структуре пространства, может дизайн интерьера, в единой композиции которого соединяются форма и пространство, предметы интерьера и мебель. Мощнейшим инструментом в пространственной композиции является колористическое решение. Именно цвет может как объединить, так и разбить пространство, используя цвет как нюанс, контраст, акцент, доминанту. При помощи цвета можно добиться главного - взаимодействия самых различных форм и предметов в интерьере.

Рассматривая взаимодействие графического дизайна с пространством среды, можно сказать, что формированию социокультурной жизни способствуют именно графический дизайн, которому отводится ведущая роль в системе визуальной информации. Если в качестве элементов визуальной культуры города выступают такие рекламные носители как световые табло, оформление витрин магазинов, баннеры, пилоны, в сочетании с предметной средой (городская мебель), то роль связующего звена в системе взаимодействующих коммуникаций отведена графическому дизайну: реклама успешно взаимодействует с компьютерной графикой, плоское пространство трансформируется в объёмные формы современной городской среды.

По природе своей, дизайн окружающей среды общечеловечен. К антропологическим свойствам человека обращены сегодня и современный дизайн и современная архитектура. Идеи французского архитектора и дизайнера ХХ века Ле Корбюзье и по сей день остаются актуальными. Он писал, «Дом есть прямое порождение антропоцентризма, …возобновление контакта с человеческими масштабами».

Совокупность взаимосвязей различных деятелей искусств: архитекторов, дизайнеров, художников, социологов можно отнести к социокультурной среде, где непосредственным участником является сам человек. В этом легко убедиться, рассматривая синтез средств визуальной коммуникации в разных городах и странах. В результате глобализации информационного пространства, подача и восприятие визуальной информации коммуникантами становится адекватным, поскольку не требует ни объяснений, ни комментариев, ни знания языка.

Детализируя некоторые виды дизайна можно синтезировать их в разных масштабах. Так, например, рассматривая рекламный плакат как средство визуальной коммуникации можно его представить, как в малых масштабах замкнутого пространства, так и на баннерах в масштабах наружной городской среды. Неразрывная связь графического дизайна с дизайном среды подтверждается необходимостью научно обоснованного решения задач в организации гармоничной объёмно-пространственной структуре.

Мир стремительно меняется, темпы смены трендов и модных циклов ускоряются. Мобильный и временный характер трендов в дизайне приобретается также и предметным наполнением пространства, которое устаревает очень быстро. Как это ни парадоксально, дизайн, ориентированный на абсолютное и вечное, выходит недолговечным и это «старение» можно считать изначально в нем запрограммированным. Однако, несмотря на всё это, никогда не стоит забывать о комфорте и функциональности, поскольку именно комфорт является показателем человекоориентированности дизайна.

Приёмы гармоничного объединения всех этих элементов заключаются в ключевом слове «среда». Современный дизайн восстанавливает утраченную эстетическую целостность взаимодействия внутренней и внешней формы предмета и обретает единство гармоничного художественно-эмоционального образа окружающей нас среды.

 

Список литературы

 

1.        Вартанова Л.К. О способности творить/В книге: Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн/коллективная монография. Стерлитамак, 2017. С. 16-22.

2.        Вартанова Л.К. Интернациональный язык графического дизайна/В книге: Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн/коллективная монография. Стерлитамак, 2017. С. 22-29.

3.        Вартанова Л.К. Оригами как метод творческого выражения/Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Издательство: Ваш формат. Москва, 2018. С. 389-395.

4.        Вартанова Л.К. Дудлинг как метод креативного мышления в графическом дизайне//В книге: Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн/коллективная монография. Стерлитамак, 2017. С. 6-16.

5.        Смирнова М.А. Ассоциативная композиция//Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Издательство: Ваш формат. Москва, 2018. С. 407- 412.

6.        Смирнова М.А. Графическая стилизация учебного натюрморта//Культура, наука, образование. Нижневартовск, 2015. С. 451-453.

7.        Смирнова М.А. Формообразование в изобразительном искусстве и дизайне//Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Москва, 2017. С. 252-253.