Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОСТАНОВКА НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЁТ МЕЛИОРАТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2018г.

Несмотря на значительные просторы России, площадь земель пригодных для производства сельскохозяйственной продукции незначительна. Однако, строительство мелиоративных систем дало возможность вовлечения в сельскохозяйственный оборот большие площади земель.

Для планирования рационального использования сельскохозяйственных угодий, выбора альтернативных вариантов использования земель, обмена и продажи недвижимости, определения сумм страховых платежей от стихийных бедствий и штрафных санкций необходима полная информация об объекте недвижимости. Поэтому земельный кадастр, фиксируя обширный поток входящей информации, преобразует его в управляющую информацию.

Имущественные отношения в области мелиорации регулируются федеральным законом «О мелиорации земель» в соответствии с гражданским и административным законодательством.

Государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и на праве собственности субъекту Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации) [2].

В площадь мелиоративных систем включены не только земельные участки, но и многочисленные объекты недвижимости, от работы которых зависит получение высокого урожая сельскохозяйственных культур. Однако, земельные участки, являющиеся частью мелиоративных систем, и внутрихозяйственная сеть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц. Поэтому нарушена целостность мелиоративных систем.

В результате проведения экономических реформ и приватизации земель интересы собственников земельных долей и гидротехнических сооружений на мелиоративных системах, обслуживающих эти земли, пришли в противоречие. Таким образом, поставить на кадастровый учет мелиоративные системы как единый объект в настоящее время сложно.

Сельское хозяйство Приморского края существует в условиях муссонного климата. Неравномерное выпадение осадков определило строительство осушительных, оросительных систем и систем двойного регулирования водного режима почв. Площадь мелиорированных земель в Приморском крае составляет 245,6 тыс. гектаров, из них большую часть занимают осушительные системы, ими охвачено 172473 га. Оросительные системы в основном представлены рисовыми оросительными системами (66 тыс. га), которые расположены на территории Приханкайской низменности с луговыми глеевыми почвами.

Объекты мелиоративного комплекса Приморского края, находятся в введении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю» («ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз»).

По данным ЕГРН ГКН, в Приморском крае учтены 65 мелиоративных сооружения, из них в собственности – 18 мелиоративных сооружений, 3 из которых в федеральной собственности, в праве оперативного управления ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» находится 21 мелиоративное сооружение, общедолевых – 2, имущественная принадлежность трех не определена.

На федеральном балансе в настоящее время остались только крупные гидротехнические сооружения, магистральные каналы и межхозяйственные системы, а мелиоративные системы общего и индивидуального пользования, находящиеся в зоне их влияния, перешли в пользование субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мелиоративные системы общего и индивидуального пользования пришли в упадок, в том числе в связи с тем, что у сельхозпроизводителей не хватает средств на их восстановление. Без проведения мероприятий по восстановлению и реконструкции инженерных гидромелиоративных систем может привести к выходу их из сельскохозяйственного оборота.

В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 135) от 30.11.1994 N 51-ФЗ сооружения обслуживают главную вещь землю, неотделимы от нее, связаны с ней общим назначением (принадлежностью), следуют судьбе главной вещи [1]. Однако, при постановке на государственный кадастровый учёт «Кипарисовского стационара» – оросительной системы «Орошение опытно-производственного участка (площадью 8 га), сооружения были отделены от «главной вещи», вызвав тем самым проблемы при постановке на кадастровый учёт мелиоративного объекта целиком.

Кипарисовский стационар находился в пользовании научного института ДальНИИГиМ и был передан ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» на баланс, но был передан не полностью. Сельскохозяйственные угодья были оформлены этим институтом в частную собственность, а ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» передали только мелиоративную сеть, тем самым раздробив мелиоративную систему на части. Только после решения суда, о передаче земельного участка в оперативное управление ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз», Кипарисовский стационар был поставлен на кадастровый учёт.

На примере Владимиро-Александровской межхозяйственной дамбы обвалования, в ходе исследований процесса учёта мелиоративных объектов, выявлена проблема государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Во время реорганизации учреждений было утеряно распоряжение, на основании которого ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» должен был оформить право собственности. Поэтому регистрация права собственности и постановка на кадастровой учет данного объекта отложены на неопределенный срок.

В ходе исследований так же была выявлена проблема постановки на государственный кадастровый учёт Матвеевской ОС, находящейся в Чугуевском районе Приморского края. Два земельных участка на мелиоративной системе были оформлены в муниципальную собственность и сдавались в аренду сельхозпроизводителю. Территориальное управление Роскомимущество подало иск об истребовании данных земельных участков. В результате земельный участок и Матвеевская ОС были поставлены на кадастровый учёт.

Также, выявлена проблема взаимодействия государственных структур в вопросах наличия, состояния орошаемых и осушенных земель, что привело к нарушению законных прав Российской Федерации в отношении государственных гидротехнических сооружений и земельных участков, на которых они расположены и их обслуживают. ООО «Агро Дэсун Ханка», в лице директора – гражданина Республики Корея, приобретены объекты: РОС «Авангард» и РОС «Ильинская». В дальнейшем они были перепроданы ООО «Агро-Холдинг Ханкайский».

При этом были нарушены законные права Российской Федерации в отношении государственных гидротехнических сооружений и земельных участков, на которых они расположены и их обслуживают, так как гидротехнические сооружения необходимы как для производства риса, так и для защиты территории от наводнений.

Поэтому свидетельства о государственной регистрации права, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, на сооружения – рисовые оросительные системы с назначением нежилое, в составе: постоянные внутрихозяйственные оросительные каналы, водосбросные каналы, дороги протяженностью до нескольких сот километров, сооружений на сети до тысячи штук и более, а также внесение записи в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, не имеют правовых оснований.

Для решения вопросов постановки на государственный кадастровый учет мелиоративных систем, на основании вышеизложенных проблем, в Приморском крае рекомендуется: улучшение системы контроля, учёта, эксплуатации мелиорированных земель; улучшение взаимодействия государственных структур по вопросам наличия, состояния орошаемых и осушенных земель (Министерство сельского хозяйства РФ, Росреестр, Федеральная служба государственной статистики); унификация и стандартизация земельно- учетной документации, предоставление мелиоративных систем в целом под крупные формы землепользования.

В результате реализации вносимых рекомендаций могут быть достигнуты следующие результаты:

–    исключение противоречий в вопросах между земельным и имущественным законодательством (в частности форм прав собственности на имущество и землю);

–   сокращение, по сравнению с существующей практикой, времени, необходимого для подготовки документов и проведения государственной регистрации прав на мелиоративные объекты;

– восстановление мелиоративных систем.



Список литературы

 

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // [Электронный ресурс]     –    Режим          доступа:  URL:     http://www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287003&fld=134&dst=100817,0&rnd=0.25473902558656114#0 0736313698471387

2.      Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О мелиорации земель" // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/docum ent/cons_doc_LAW_8864/