Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ БЮДЖЕТОВ СТУДЕНТОВ САМАРЫ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
19 августа 2017г.

Аннотация: В статье приводится анализ исследования потребительских бюджетов самарских студентов. Анализируется зависимость потребительских бюджетов от социальных условий индивида, в которых протекают процессы потребления.

Потребление - одна из важнейших частей жизни любого человека. Ведь жизнь не возможна без удовлетворения, хотя бы первичных потребностей. Однако, не только первичные, природные потребности заслуживают внимания, но и прочие, социогенные потребности. Именно в данном контексте изучения потребления становится всё более значимым для социологии. Процесс потребления, имеющий социальную составляющую по своей природе, несомненно влияют на общество, институты, социальные процессы. Целью данной работы является представление данных социологического анализа, полученного в ходе исследования, и демонстрация социологического принципа анализа потребления как социально обусловленного процесса.

Студенчество - это группа населения, составляющая значительную часть населения любой развитой страны мира. Данная группа отличается своей собственной субкультурой, системой ценностей и мотивации, своими особенностями поведения. Данные особенности и определяют процессы потребления в данной группе. Человек вынужден приспосабливаться к изменению условий хозяйственной деятельности, в основе чего лежит правильно выбранный тип экономического поведения как системы навыков, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, соответствующих сложившимся социально-экономическим условиям.[1] Результаты исследования могут служить кладезью информации для помощи в формировании портрета среднестатистического современного студента. Также результаты исследования могут служить в качестве воспитательных и управленческих целей.

В рамках написания данной статьи было проведено  исследование  потребительского поведения студентов города Самара. Для исследования использовались два основных метода получения информации: дневникового наблюдения за потребительским поведением и интервью, уточняющие и дополняющие собранные данные. В итоге получены количественные и качественные данные, которые характеризуют самарских студентов-потребителей, и разработана социологическая модель потребительского поведения студента.

В статье хотелось бы представить основные реальные данные бюджета студентов различных социальных групп. Данные цифры и факты могут помочь лучше понимать современных студентов, их потребности и возможности. Характеристику потребления логично начинать с анализа потребительских бюджетов, которые являются неким располагаемым базисом, начинающим процесс потребления как активного действия.

Рассмотрим источники системы материального обеспечения потребностей студентов и проценты, которые упомянули студенты о наличии такого источника:

●                    Средства родителей - 86,9%

●                    Собственные заработки - 75,2%

●                    Стипендия - 34,0%

●                    Социальные выплаты - 9,0%

●                    Партнёр в собственной семье - 8,7%

●                    Другие родственники - 7,0%

●                    Гранты, специальные стипендии, конкурсы и т.п. - 3,2%

Сумма процентов составляет более 100%, так как у каждого респондента есть несколько источников дохода (минимум 2, чаще всего более 3).

Данные показывают, что большинство студентов не теряют связи с родителями, или, во всяком случае, остаются зависимыми от них в финансовом плане. На втором месте значатся собственные заработки студентов. Стипендию получают лишь 34% студентов Самары. Прочие же факторы дохода не являются настолько распространёнными, чтобы стать значимыми для формирования системы материального обеспечения потребностей студентов.

Также имеет смысл рассмотреть отдельно результаты бюджетов студентов работающих и неработающих. Во-первых, данные группы практически совпадают по численности. Во-вторых, данные группы имеют принципиальные различия.

Структура бюджета работающего студента представлена следующим образом (% указывают долю источника в совокупности бюджета студентов): 1. Собственный заработок - 58%. 2. Средства родителей - 28%. 3. Стипендия - 5%. 4. Партнёр в собственной семье - 1%. 5. Прочее - 8%.

Теперь рассмотрим структуру бюджета не работающих студентов: 1. Средства родителей - 83,2%. 2. Партнёр в собственной семье - 6,4%. 3. Другие родственники - 4,3%. 4. Стипендия - 2,8%. 5. Прочее - 3,3%.

Представим общую иерархическую структуру системы материального обеспечения по всем группам студентов, вошедших в выборку: 1. Средства родителей - 55,6%. 2. Собственный заработок - 27,8%. 3. Стипендия - 4,7%. 4. Партнёр в собственной семье - 3,7%. 5. Прочее - 5,7%.

Таким образом, можно выделить 3 стадии доходов студентов в обеспечении своего потребления.

Собственные заработки обеспечивают для разных студентов от 10 до 90% ресурсов потребления. В среднем же работающий студент обеспечивает своим трудом около 60% собственного потребления. Так как около трети студентов не имеют никакой работы, то данный показатель для них равен нулю.

Родители и родственники обеспечивают потребительские  запросы  подавляющего большинства студентов, однако, значение данного источника варьируется от 5 до 100%. Стоит учесть, что родители остаются приоритетным источником формирования средств потребительского бюджета.

Стипендия также является распространённым источником дохода. Более 30% студентов получают стипендию. Однако, данное значение не очень велико и составляет приблизительно 5%.

Одна из важных характеристик бюджета студента - это абсолютная величина в денежном выражении. Минимальная сумма величина месячного потребительского бюджета составила 2 740р. у иногороднего студента одного из вузов. Максимальным показателем стал бюджет в 64 000р, которым располагает самарская студентка. Но данные значения экстремальные. В основном (74% опрошенных студентов) месячный располагаемый бюджет составляет от 6 до 10 тыс. руб. Средняя сумма студенческого бюджета составила 8 240р. в месяц. Здесь стоит отметить, что рассматривается не сумма наличных денег, которыми располагает студент, а общий располагаемый бюджет, включающий потребление без оплаты (например, питание в родительском доме).

Также рассмотрим основные типы студентов на основании их системы материального потребления.

Работающие студенты. Зарплата для работающих студентов является основным источником дохода, формирующим их потребление. Необходимо отметить, что в плане реализации потребностей выгодно отличаются большие города.[2] Самара же является областным центром и предоставляет огромный спектр рабочих мест для студентов,  исходя из их графика и потребностей.  Так как данные студенты находятся в социальном поле производства материальных благ и услуг, то это кардинально изменяет структуру их потребления, определяет её.

"Студент - иждивенец". Основной источник обеспечения потребления такого студента - доход его семьи. К данному типу относятся студенты, потребительские бюджеты которых более чем наполовину состоят из обеспечения денежными средствами родителями или представителями родительской семьи, но не всех, кто получает от родителей возможность потреблять. К данному типу относится примерно 50% респондентов исследования. Среди них большинство неработающих студентов, хотя есть маленький процент и работающих студентов. Если рассматривать социально-демографические характеристики, то среди "студентов-иждивенцев" преобладают девушки. Также стоит отметить, что к данной группе относятся в большей степени студенты младших  курсов. Это обуславливается степенью несамостоятельности и несостоятельностью на интеллектуальном уровне. Порой получения образования является толчком для перехода индивида на более высокую социальную ступень, а полноценная трудовая деятельность несёт больший потенциал дальнейшего социального роста.[3]

Список литературы

 

 

1.        Ургалкин Ю.А., Бондарев С.И., Чеджемов Г.А. Экономическое поведение человека в условиях становления рыночной экономики в современной России// Экономика и социология.2014г.№4(24) С.20-23 (20)

2.        Чеджемов Г.А., Борисов С.В. Некоторые аспекты качества жизни в регионах России.// Вестник Самарского государственного экономического университета № 12(98), 2012г. С.127-131(129)

3.        Чеджемов Г.А. Основные факторы социальной стратификации российского общества в условиях его трансформации.// Вестник Самарского государственного экономического университета- 2006. №7 (25).-С.141-143(142)