Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК УГРОЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
18 октября 2017г.

*Статья подготовлена в рамках государственного задания по проведению фундаментальных научных исследований по проекту «Конфликтологические прогнозы и сценарии Юга России» (№ 0260-2014-0005)

 

 

Географическое положение Ставропольского края сделала его привлекательным для различного рода мигрантов. В 1990-е годы основным видом миграции стала стрессовая, главным субъектом которой были вынужденные мигранты. К концу первого десятилетия XXI века риски региональной безопасности, обусловленные вынужденной миграцией (рост безработицы, увеличение полиэтничности населения, обострение межнациональных отношений, возрастание криминогенности в социуме и др.) утратили свою актуальность.

Несмотря не некоторую стабилизацию миграционных процессов и обусловленных ими негативных явлений на Ставрополье, сохранялась и даже несколько обострялась этнополитическая ситуация на Северном Кавказе в целом. С 2009 года состоялся переход северокавказского макрорегиона на негативный конфликтологический сценарий [1]. Это обусловило создание в 2010 году Северо-Кавказского федерального округа, в который кроме северокавказских республик был включен и Ставропольский край. Названные негативные процессы не были связаны с миграцией, а обусловлены активизацией террористических образований как внутрироссийских, так и международных.

Однако вхождение Ставропольского края с СКФО стало фактором миграции, которая в незначительном числе существовала давно, но существенно увеличилась последние 5-7 лет: это трудовая внутрирегиональная миграция из республик СКФО на территорию края, особенно в его восточные районы. Каково же влияние современного вида миграции на региональную безопасность и этнополитическую стабильность в крае?

Итак, к Ставрополью возрос интерес жителей соседних республик как к территории инвестирования, развития предпринимательства, бизнеса, к территории, где на относительно высоком уровне организованы социальные процессы. Наблюдается приток в край, особенно его восточные районы, представителей северокавказских республик для занятий бизнесом и предпринимательством. Наиболее активно здесь скупается земля. Как показала жизнь, гости из республик приезжают на Ставрополье на время, чтобы зарабатывать, например, выпасая многочисленные отары, потом подтягивают туда «своих». Наблюдается переход экономической активности из рук местного населения в руки приезжих. Иная социокультурная и этноконфессиональная принадлежность владельцев земли ведет к изменению традиционно сложившихся уклада и стиля жизни сельских поселений. Внутрирегиональная миграция на востоке края приводит к изменению этнического состава населения. В ряде территорий Ставрополья есть села и станицы, где их коренные жители из большинства превратились в меньшинство, например, в Левокумском, Степновском, Нефтекумском районах. Выросла численность даргинцев, ногайцев, карачаевцев, чеченцев, аварцев, кабардинцев, табасаранов, и др.[10]. Практически не осталось русских в селе Кара-Тюбе Нефтекумского района, гремевшего в советские времена богатыми урожаями и высокими надоями.

Изменение этнического состава в восточных районах Ставрополья обусловлено не только ростом выходцев из соседних республик, но и оттоком русского населения. В скором времени, по мнению экспертов, здесь не останется не только русскоязычного населения, но и коренных жителей – ногайцев. По словам руководителя региональной ногайской национально-культурной автономии Ставропольского края Заурбека Шерпеева, почти половина населения восточных районов в возрасте от 20 до 45 лет уже покинула родные аулы в поисках заработка и отправилась даже не в Ставрополь, а в Сочи, Москву, Санкт-Петербург, на Крайний Север [2].

Обусловлена столь негативная миграционная тенденция русских тем, что эти районы перестали быть объектом государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики. Данный факт вынужден был признать даже министр краевого правительства Александр Коробейников, курирующий социально-экономическое развитие восточных территорий: «У людей, живущих здесь, возникает мнение, что они не нужны государству, и у них теряется вера в будущее, люди начинают покидать восточные районы». Формируется такое общественное мнение на основе реальных событий: с Востока края уходят и закрывают свои территориальные отделения Сбербанк, Госстрах, налоговая инспекция и ряд других ведомств. [8].

Следует отметить, что коренное население в отличие от выходцей из республик не имели возможности успешно заниматься предпринимательством, в частности овцеводством. Объясняется это, прежде всего, разрывом экономических связей, а именно: исчезли закупочные организации, которые скупали шерсть и отвозили на Невинномысский шерстомойный комбинат – крупнейший в стране в 1980-е годы (комбинат перестал существовать еще в 1990-е годы); закрылись старые рынки сбыта мяса или скота, а вновь созданные мигрантами стали недоступными для коренных жителей восточных районов Ставрополья, а также степных районов Ростовской области и Краснодарского края [7]. При этом далеко не всегда мигранты, по мнению старожильцев, вели и нередко продолжают вести свой бизнес на законной основе. Подтверждает незаконное экономическое поведение выходцев из Дагестана и председатель региональной общественной организации народов Дагестана Сейдула Магомедов: «... нашим землякам есть о чем подумать в плане собственного поведения и ведения хозяйства. <...> К сожалению, наши земляки зачастую отпускают скот на вольные хлеба. Потравы. Конфликт. Не думаю, что и в Дагестане это кому-то понравится. Опять же несоблюдение ветеринарного режима. Все эти правила придуманы не случайно, и противопоставлять себя другим в таких ситуациях не стоит» [11].

Складывающаяся ситуация не могла не стать фактором региональной этносоциальной напряженности и даже конфликтности. Более 70 % преступлений, в том числе кражи и грабежи, в столице Северо- Кавказского федерального округа городе Пятигорске, согласно данным городского ОВД, совершаются приезжими из северокавказских республик [12]. Все это оказывает отрицательное влияние на региональную безопасность.

С точки зрения жителей края, усиливается значимость межэтнических отношений (отношений между русскоязычным коренным населением и мигрантами из соседних республик) как угрозы региональной безопасности: если в 2006 году в так считали 11,6 % респондентов, то в 2014 году – уже 39,6 %. Если в иерархии актуальных региональных проблем межнациональные отношения занимали в 2006 году 14 место из 15, то в 2014 году они вошли в тройку самых критических для Ставропольского края проблем. Такое восприятие межэтнических отношений коррелирует с оценкой их с точки зрения напряженности / спокойствия. Возросла доля респондентов, указывающих на рост напряженности и конфликтности между людьми разных национальностей (с 35,3% до 39,8 %). Сбываются предположения экспертов о сохранении латентной напряженности в межэтнической сфере на Ставрополье, что негативно отражается на региональной безопасности [1].

Кроме непосредственных столкновений между коренными жителями и мигрантами из соседних территорий «на бытовой почве» в городах и на селе появляются «новые» явления социальной жизни, которые усиливают недоброжелательные отношения к местных к приезжим. При выяснении обстоятельств, которые могут отрицательно влиять на взаимодействие людей, принадлежащих к разным этнокультурным и этноконфессиональным сообществам, было установлено [6] 1, что ими могут быть и национальные традиции, и религия, и даже нерусская речь.

Так, было установлено, что последние девять лет растет доля тех коренных жителей, которые испытывают напряженность, когда слышат вокруг себя чужую речь: с 29,0 % (2006г.) до 61,2 % (2014 г.) респондентов-ставропольчан [5]. Как отмечают эксперты, в советское время практически все, кто приезжал или учиться, или работать в край из республик Северного Кавказа, относительно хорошо говорили на русском языке. Сейчас становится распространенным использование в общественных местах нерусского языка, что вызывает у коренного населения недовольство. У местных жителей возникает восприятие собственной территории как «нерусского» региона. Именно такие чувства привели к появлению лозунга «Ставрополье – не Кавказ», который сегодня не активен, но может стать таковым завтра.

Наблюдается также увеличение доли тех жителей края, которые полагают, что национальные традиции в настоящее время зачастую становятся причиной межнациональных конфликтов. Например, на улицах Ставрополя, Пятигорска в ночное время неоднократно (21, 25, 28 и 31 октября 2010 г., 15 марта и 8 ноября 2012 г., 18 января 2013 г.) исполнялся танец «лезгинка», сопровождающейся нецензурной бранью, хлопаньем в ладоши, стрельбой вверх из травматического оружия [9]. Такие «ночные танцы», увы, приводят не только к негативному восприятию представителей северокавказских республик, но и к более трагическим событиям – «расстрелу» танцующих из травматического оружия [3]. Так, национальный танец превратился в фактор межнационального конфликта.

По убеждению четверти участников опроса в Ставропольском крае, религия также может разъединять людей. Ярким примером является скандал с хитжабами: запрет носить хиджабы в школе села Кара-Тюбе на востоке края [4], в Пятигорском лингвистическом университете и т.д. Появление хитжаба на улицах городов Ставропольского края также ведет к разъединению людей по национально-религиозным признакам. При этом важно отметить, что взрослые женщины-мусульманки, приезжающие из республик на время или проживающие в крае, как правило, не носят этот атрибут религиозной одежды – лишь платок, закрывающий волосы.

Складывается ситуация, в которой русскому населению в собственном регионе становится крайне некомфортно жить. Местное население уверено, что те, кто приезжает к нам, должны вести себя примерно так, как мы с учетом дагестанской ментальности ведем себя в Махачкале. И если происходит иначе, люди выражают неодобрение [2].

Сегодня можно говорить об отсутствии открытых столкновений между местным населением и мигрантами из соседних республик. Но результаты исследований констатируют наличие латентного противостояния, которое при «незначительном» поводе может перерасти в трагическое событие. Так, за последние годы возросла доля участников опроса, прогнозирующих ухудшение отношений между людьми различных национальностей в ближайшие 2-3 года: соответственно с 22,2 % до 60,5 %. Факты свидетельствуют о том, что происходит смещение причин этнополитической нестабильности в крае в целом и в студенческой среде в частности, из объективной социально-экономической сферы в социокультурную, чувственно-эмоциональную. Восточная мудрость гласит: «Люди не любят того, что не знают» и, как показывает жизнь, одна из причин напряженности во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, низкой культуре межнационального общения. Поэтому в северокавказском регионе следует говорить не о противостоянии разных культур, а о противостоянии образованности и необразованности. Только серьезная кропотливая просветительская работа даст позитивный результат. При этом данная работа должна сопровождаться активной социально-экономической политикой местных органов власти, последовательной борьбой с коррупцией и другими мерами, имеющими общероссийскую актуальность.

 

1 Исследование проведено в 2006- 2014 годах в рамках реализации проекта «Социальное самочувствие населения как информационная основа инновационного развития поликультурного макрорегиона» Подпрограммы фундаментальных исследований президиума РАН «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе» Программы «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез». Руководители проекта: член-корр. М.К. Горшков, проф. Г.Д. Гриценко.



Список литературы

 

1.          Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: экспертная оценка // Социс. 2016. № 1. С. 93-100.

2.          Бондаренко М. С востока Ставрополья уходят русские. Миграция меняет национальный состав населения в регионе // Независимая газета. 2015. 17 сентября. URL: http://www.ng.ru/regions/2015-09- 17/5_stavropol.html (дата обращения: 20.05.2017).

3.          В Ставрополе расстреляли танцоров лезгинки // Русский обозреватель. 2013. 21 августа. URI: http://www.rus-obr.ru/tags/stavropol (дата обращения: 1.07.2017).

4.          В школе села Кара-Тюбе на Ставрополье нашли альтернативу хиджабам // Вестник Кавказа. 2012.

22 октября. URI: http://vestikavkaza.ru/news/V-shkole-sela-Kara-Tyube-na-Stavropole-nashli-alternativu- khidzhabam.html (дата обращения: 1.07.2017).

5.          Гриценко Г.Д. Социальное самочувствие ставропольчан в контексте социальной политики государства // V Столыпинские чтения. Публичная политика и социальные науки материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. В.М. Юрченко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 93 98

6.          Гриценко Г.Д., Лепилкина О.И., Маслова Т.Ф., Стризое А.Л., Шульга М.М. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект // Под ред. М.К. Горшкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 176 с.

7.          Гриценко, Г.Д., Маслова, Т.Ф. Поселок - «призрак» – точка на карте Юга России // Социологические исследования. 2013. № 12. С. 87-95.

8.          Куватов А. Миграция граждан на Востоке края может вызвать потрясения // Новости Дум Ставропольского края. 14 сентября 2017. URL: https://dumsk.com/novosti/novosti-dumsk/449-migracziya- grazhdan-na-vostoke-kraya-mozhet-vyizvat-potryaseniya.html (дата обращения: 20.05.2017).

9.          Мужчин, танцующих лезгинку на улицах ... // News 2. URI: https://news2.ru/story/274427/(дата обращения: 1.07.2017).

10.       О национальном составе населения и миграционных процессах в Ставропольском крае: аналитическая записка Информационно-аналитическое управление аппарата Думы Ставропольского края. 2012. URL: http://www.dumask.ru/analiticheskie-materialy/item/11991 (дата обращения: 20.05.2017).

11.       Представитель РД М. Халилов провел ряд рабочих встреч с главами районов Ростовской области.URL: http://www.minnaz.ru/news_open.php?id=828 (дата обращения: 20.05.2017).

12.       Экспансия кавказцев в сопредельные регионы // Кавказ: русский взгляд. URL: https://www.facebook.com/russkiykavkaz/posts/216326438491807 (дата обращения: 1.07.2017).