Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МИГРАНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Процесс управления миграционными процессами в Санкт-Петербурге по сей день остается социально необходимым и политически значимым. Естественная убыль населения, демографическое старение Санкт-Петербурга создают необходимость компенсирующей миграции, восполняющей как постоянное население города, так и объемы трудовых ресурсов. Резкое сжатие трудового потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического направления социальной политики города.

Но очевидно, что понимание миграции не должно сводиться только к фактору демографического регулирования структуры населения государства-реципиента, в условиях глобализации, формирования новых форм коммуникации, развития мирового рынка труда, важно учесть, что говоря о миграции в северо-западном регионе, в частности Санкт-Петербурге, отнюдь не всегда можно говорить о влиянии на воспроизводство населения, поскольку миграция в основной своей массе носит маятниковый характер, предполагающий ограниченное по времени пребывание в стране с целью получения заработка и улучшения условий жизни в стране исхода, следовательно индивидуальные жизненные сценарии мигрантов не всегда направлены на то, чтобы остаться в стране на постоянное место жительства.

В этой связи, основная концептуальная проблема современной миграционной политики Санкт-Петербурга — проблема приоритета выбора, в ком нуждается город в трудовых ресурсах или будущих гражданах. Ситуация регулирования миграционных процессов напрямую связана с решением данного вопроса, так как его нерешенность ведет к малоэффективным мерам в социально-экономической политики города.

В настоящее время российское миграционное законодательство практически не предусматривает, что вместе с «трудовыми ресурсами» в Санкт-Петербург пребывают и семьи.    Отсутствует    четкий   порядок   миграционного   учёта    в   отношении   близких родственников мигранта, в особенности детей.

Государственная система социального обслуживания, в частности Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации» предусматривает, что действие настоящего закона распространяется в равной степени, как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев, а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан8.

 Следовательно, только легально и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на социальную помощь и поддержку со стороны государства. Термин «постоянно проживающий иностранный гражданин на территории Российской Федерации» ссылаясь на 1 гл. ст.1 Федерального закона № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» трактуется как лицо, получившее вид на жительство, а это сравнительно небольшой процент миграционной массы, тем самым социальная поддержка со стороны города наиболее уязвимым категориям иностранных граждан – бездомным и недокументированным мигрантам, в особенности женщинам и детям – не представляется возможным для государственных социальных учреждений9.

 Однако, стоит отметить, что в предыдущие годы основным актором социальной политики выступало государство и его полномочные органы, то в условиях демократизации общества и переходе к рыночным отношениям, а также с введение нового законодательства наряду с государственными органами субъектами социальной политики становятся и социальные институты гражданского общества, причем не только номинально, но и реально, примером правового оформления служит Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, в рамках которой, приоритетной задачей ставится развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания услуг, в том числе частичное преобразование государственных и муниципальных учреждений социальной защиты в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг. В соответствии с этим  обстоятельством,  в  настоящий  момент  в  Санкт-Петербурге  функционирует ограниченное число негосударственных организации, занимающихся проблемами миграции. Систему негосударственной поддержки мигрантов образует благотворительный фонд поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП–фонд» под руководством Якимова Андрея Николаевича, оказывает содействие в решение проблем мигрантов в области нарушения трудовых прав, в вопросах, связанных со статусом, в широком смысле - запреты на выезд, перспективы оформления разрешения на временное проживание, вида на жительства, российского гражданства, вопросы нарушения миграционного законодательства, проблемы с патентами, с медицинскими полисами. Проводит бесплатные консультации социального плана: получение образования, вопросы здравоохранения.

 

8    Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 30 декабря 2013 г. № 6271

9     Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ 1 гл. ст.1 « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 г. № 3008.


Широко известная организация, а именно Санкт-Петербургское отделение Российского Красного Креста оказывает юридическую помощь беженцам, в рамках интеграционного центра осуществляет занятия по русскому языку, компьютерной грамотности, проводит интеграционные лекции, на которые приглашаются различные государственные структуры - УФМС, Комитет по межнациональным отношениям, Комитет по социальной политике. На базе Красного Креста функционирует бесплатная общероссийская «горячая» линия 8 800 333 00 16 по вопросам миграционного законодательства и предотвращения торговли людьми.

Региональная общественная организация «Дети Петербурга», имеющая два основных направления деятельности помощи детям трудовых мигрантов и беженцев, а именно обучение русскому языку и проведение культурно-просветительских программ для детей. Основная цель деятельности с момента образования организации ( апрель 2012 года) - социальная интеграция и языковая адаптация детей мигрантов. Кроме того, с 2014 года организация стала посредником для реализации стипендиальной программы Ромского образовательного фонда, позволяющей детям цыган получать высшее образование. Все проекты данной организации бесплатны для принимающих в них участие детей.

Очевидно, что даже с учетом последних изменений в социальном законодательстве в области доступа негосударственных общественных организаций к социальному обслуживанию граждан, необходимо создавать механизмы содействия в осуществлении социальной поддержки мигрантов негосударственными организациями для управления миграционными процессами. Третий сектор играет роль катализатора действий социальной политики в области миграции – с одной стороны смягчает негативные эффекты миграционных процессов, а с другой создает возможность эффективного контроля действий    государственной власти, а также заботится о правах наиболее уязвимых категориях иностранных граждан. Негосударственные организации, как правило, малы, и работают в большой степени на бескорыстном энтузиазме своих членов и добровольцев, это предоставляет возможность быстрой адаптации к изменениям миграционной обстановки и потребностям мигрантов.

 

 

Список литературы

 

 

1.    Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/(дата обращения: 12.08.2016).

2.    Описание программы [Электронный ресурс]// Российский Красный Крест. Справочный материал URL: http://spbredcross.org/programms/334/opisanie-programmyi (дата обращения: 10.08.2016)

3.    Рыбаковский Л.Л. Исследование миграции в России /Л. Л. Рыбаковский // Социология в России. М., 2013. 293 с.

4.    СПБ РОО «Дети -Петербурга» [Электронный ресурс] // Справочный материал URL:http://detipeterburga.ru/ ( дата обращения: 12.08.2016) 

5.    Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 30 декабря 2013 г. № 6271

6.     Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ 1 гл. ст.1 « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 г. № 3008.