02 декабря 2016г.
В рамках работы с первокурсниками в Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) было проведено панельное исследование студентов первого года обучения.
С помощью генератора случайных чисел было отобрано 20 студенческих групп, и в них проведен опрос осенью 2015 года, в начале обучения. Весной, в конце второго семестра был проведен повторный опрос в тех же группах. Всего в первом исследовании приняло участие 307 человек, во втором 312 человек. Сравнение должно было показать динамику отношения к учебе.
Наиболее показательным для нас фактом стало то, что никакой динамики выявлено не было: результаты первого и второго исследования практически идентичны на большинстве факультетов. Это опровергает распространенное мнение, что студенты в течение первого года обучения существенно изменяют свою точку зрения по поводу выбранной специальности. Есть ряд исключений, о них мы напишем ниже.
Анализ данных показал, что большая часть студентов планирует после окончания вуза, работать по специальности, причем, особых различий по данному вопросу, между результатами первого и второго исследования, замечено не было, как и гендерных или иных корреляций при ответах на данный вопрос выявлено не было. Согласно полученным данным, юноши и девушки в равной степени имеют в планах работать по специальности.
Значимость факторов, повлиявших на выбор вуза и специальности, распределилась следующим образом: на первом месте у студентов «Интерес к специальности» (57,69%), вторым по популярности был вариант «Подходящие баллы за ЕГЭ/Экзамен» (42,31%), на третьем месте - «Наличие бюджетного места» (33,97%). Меньше всего, при выборе вуза и специальности, студентов беспокоит стипендия (4,17%), научная деятельность (5,45%) и наличие общежития (всего 8,97% респондентов отметили этот вариант).
Наибольшее влияние на выбор студента оказывает семья (50,5%), на втором месте стоит вариант «другое» - 19,2% (в основном, респонденты писали в данном варианте «самостоятельное принятие решения» и незначительный процент «так получилось») и третьим по частоте выбора стал ответ «друзья» (16%).
Для большинства студентов очень важна востребованность их специальности. Есть некоторые гендерные отличия: для девушек очень важна востребованность их специальности («Скорее, важно» отметили 38,8%, вариант «Очень важно» выбрали 57,3% студенток. Вариант ответа «Абсолютно неважно» не выбирался вовсе - 0%). В тоже время, среди юношей достаточно высок процент безразличных к актуальности выбранной специальности на рынке труда («Абсолютно неважно» - 4,4%, «Скорее, неважно» выбрали 13,4% студентов). Соотношение ответа «Очень важно» по данному вопросу также показало, что среди девушек процент заинтересованных в положительном исходе и дальнейшем трудоустройстве по специальности выше , чем среди юношей (46,6% и 57,3% соответственно). Что касается важности внеучебной работы в ВУЗе, то особых отличий по полу выявлено не было.
Актуальность преподаваемых дисциплин, в основном, важна для студентов всех
факультетов, однако, на РТФ и ФВС есть незначительный процент тех, для кого она не
имеет значения (2%), причем из этого числа 11,6% юноши, тогда как у девушек он составляет всего 3,9%. В то же время, степень удовлетворенности актуальностью
преподаваемых дисциплин по результатам первого исследования, несколько изменилась
во втором, так среди студентов РТФ, ФВС, РКФ и ФБ несколько возрос процент недовольных,
что продемонстрировано
на диаграмме 1.
Как видно из диаграммы, на данных факультетах увеличилось число студентов, выбравших, во время проведения второго исследования, ответы «Скорее, не доволен» и «Абсолютно не доволен».
Девушки в большей мере склонны положительно оценивать процесс обучения, в то время как
среди юношей
степень удовлетворенности процессом обучения
ниже.
Интересным, процесс обучения, считает большинство студентов,
однако, на всех
факультетах, кроме Гуманитарного, встречаются отрицательные ответы, в то время как
гуманитарии единогласно выбрали ответ «интересно».
Что касается взаимоотношений в учебной группе, то результаты исследования показали низкий
процент
недовольных
коммуникациями с одногруппниками на всех факультетах. Сравнение двух исследований не выявили значительных изменений по
данному вопросу.
Гендерных различий также не наблюдается.
Хорошие взаимоотношения с администрацией вуза, несомненно важны для каждого студента, поэтому, проанализировав данные, можно сказать, что на всех
факультетах имеется низкий процент недовольных, в большинстве своем это юноши. В то же время, следует отметить,
что на ГФ, ЭФ и ФБ, студенты полностью довольны взаимоотношениями с администрацией
вуза
(варианты ответа
«Скорее, не доволен», «Абсолютно не доволен» отсутствовали). Отношения с преподавателями у студентов складываются хорошо, есть допустимый процент тех, кто выбирал ответы «Скорее, не доволен», «Абсолютно не доволен» (14%), но также как и в предыдущем вопросе, на ГФ, ЭФ и ФБ, количество данных ответов минимально. Гендерных различий не наблюдается. Сравнение данных первого и второго исследования изменений не выявило.
Таким образом, исследование показало следующее:
1.
Большинство студентов ТУСУР положительно оценивают различные аспекты учебы в вузе и планируют в будущем работать по специальности. Им интересен процесс обучения, несмотря
на то, что учеба дается не всегда легко. Большая часть студентов 1 курса обучения набора 2015 года имеет в планах в дальнейшем работать по специальности, их устраивает то, что предлагает университет: всевозможные клубы по интересам, научно-исследовательская деятельность, внутри- и межвузовские
мероприятия, тьюторская поддержка, взаимоотношения с преподавателями, сам процесс
обучения и т.д. Стоит отметить позитивный настрой
студентов гуманитарной
направленности (ГФ, ЭФ, ЮФ): на этих факультетах студенты более склонны к положительной оценке внутренних и внешних факторов различных сторон учебной жизни, особенно, ГФ. В то же время, на ГФ велик процент тех, кто в будущем не желает
работать по специальности (более 60%).
2. Основными факторами выбора университета и специальности студенты назвали интерес к специальности, подходящие баллы по ЕГЭ (экзаменационные баллы) и наличие
друзей в вузе, что говорит
о хорошей репутации ТУСУР в народной среде. Что касается человеческого
влияния на выбор, то по-прежнему, мнение семьи в авторитете и часто
становится решающим, а следующим по популярности шел ответ "самостоятельное
решение". В этом вопросе были некоторые
отличия по полу, а именно, на юношей
немалое влияние при выборе вуза и специальности оказали школьные учителя, в то время как
на девушек - сотрудники вуза.
3.
Вопреки существующим стереотипам о сложности технического образования для
женщин, процент тех, кто считает учебу легкой, выше среди девушек. Несмотря на большое количество мотивированных студентов, есть стабильный, хоть и невысокий, процент равнодушных ко всему студентов (около 10%, из них 80% - юноши), Студенты описывают учебу как сложную, но интересную и признают актуальность и пользу преподаваемых дисциплин. Если говорить о гендерных отличиях, то по результатам исследований, среди тех студентов, которые равнодушны к процессу учебы и
дальнейшему трудоустройству, процент юношей выше: 15% юношей выбирали ответ
"Абсолютно неважно" при ответе на разные вопросы анкеты, в то время как среди
девушек этот показатель
не поднимался выше 5%.
4.
Отсутствие динамики между двумя исследованиями показывает, что дело не в том, что некоторые студенты разочаровываются в специальности, а в том, что мотивация учиться изначально отсутствовала – им было неинтересно изначально, и также им неинтересно сейчас. Среди этих студентов преобладают лица мужского пола. Что в свою
очередь также противоречит стереотипу, существующему в нашем университете, что
среди девушек процент «случайных людей» на технических специальностях выше.