Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Борисоглебск
ВУЗ:
Дата:
10 декабря 2017г.

Социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, духовной и социокультурной сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система независимых от государства и самостоятельных общественных институтов и отношений, в задачи которых входят обеспечение условий для самореализации отдельных членов общества и коллективов, удовлетворение индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Эти интересы и потребности выражаются через семью, систему образования, научные, профессиональные, творческие и другие объединения, ассоциации, организации, предприятия и т.д.

Для понимания системы отношений необходимо рассмотреть основные функции социального управления. Это прежде всего та значительная роль, которую оно выполняет в соответствии с потребностями общественной системы, составляющих ее классов, социальных групп, индивидов. Характер и содержание функции определяются особенностями социального управления и его объекта. Социальное управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности, сохранение целостности самого общества и гармоничного развития.

Социальное управление разрешает постоянно существующие противоречия между личными и общественными интересами, соединяет, упорядочивает трудовые отношения и мотивы деятельности людей на пути реализации социальных целей.

Социальная функция управления осуществляется посредством регулирования отношений между отдельными общностями людей в соответствии с главными целями развития того или иного общества. Определение содержания этих целей, путей и средств их реализации является главным смыслом социальной функции управления. Процесс развития человека, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей всегда протекает в условиях объективно возникающих противоречий.

Социальная функция управления - обеспечение эффективного разрешения этих противоречий. Осуществление данной функции основывается на понимании социальной справедливости, адекватной социальному обществу. В своем развитии общество должно обеспечивать всем своим гражданам определенные социальные гарантии, общественно необходимый уровень жизни, удовлетворение личных материальных и духовных потребностей. Социальная функция управления состоит в устранении социально нетерпимых  различий  и  привилегий.  Её суть  заключается  в  поддержании  отношений  как   между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния и уровня жизни членов общества.

Если обратиться к социально-экономической функции, то здесь социальное управление должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей и существующей системой экономических отношений. Эта система призвана стимулировать трудовую активность человека, eгo творческий потенциал на основе материальной заинтересованности в результатах своего труда.

В управленческих отношениях можно выделить несколько аспектов - политический, экономический, этический - каждому из которых присуще две взаимосвязанные стороны - информационная и организационная. Поскольку управление всегда является функцией общественной власти, то в классовом обществе оно есть функция политической, государственной власти, и, следовательно, управленческие решения в классовом обществе всегда носят классовый характер.

В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты социального управления . В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник ( субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами. Следовательно, и в процессе социального управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит социальное управление - это информационный процесс с обратной связью.

В принципе обратной связи осуществляется информационное воздействие объекта управления на его субъект. В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию.

При этом важно помнить о том, что здесь субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями.

Характер социального управления в современных условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обусловливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления.

Принципы социально-политического управления обществом изменяются в зависимости от характера общественного строя, от форм государственной власти. Они, например, могут быть жестко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно «программировать» поведение «адресата», и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жесткие и мягкие принципы в «чистом» виде. Управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа

Как субъект, так и объект управления имеют сложную, многоуровневую структуру. В качестве субъекта управления выступают и социальные институты, организации (в том числе общественные), производственные коллективы и личности. В конечном счете, управленческие решения фактически принимает реальные личности, которые облечены соответствующей властью, предполагающий высокую меру ответственности. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого (административного) склада ума, который, с одной стороны, готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, а с другой - предполагает и природную одаренность. Необходимым условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и осуществления разумного контроля за eгo исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, полнота, оперативность и своевременность. Все это предполагает глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или лица. Объектом управления, в какой бы форме и на каком бы уровне он ни выступал (будь то предприятие, организация, учреждение или даже общество в целом), реально и фактически являются люди: коллективы или отдельные личности, которые наделены соответствующими человеческими качествами - умом, волей, талантом, а потому способны принимать соответствующие решения и выполнять их. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен воплотиться в действиях конкретных людей. В обществе осуществляется управление не только коллективами людей, но и природными процессами, например экологическими, а также технологией производства, размещением хозяйственных зон и т.д. Субъект и объект управления - понятия относительные То, что в одном взаимодействии выступает как субъект, в другом - как объект управления, и наоборот. И даже в пределах одного и того же взаимодействия субъект также управляется со стороны объекта, который в этом случае выступает уже в качестве субъекта управления. Поэтому эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его использованием не только сверху, но и снизу: бесконтрольный работник, как правило, морально разлагается, то же самое происходит и с руководителем. Принцип обратной связи применительно к социальному управлению выражается не только в исполнении и систематическом контроле, но, что самое важное, предполагает широкую инициативу, активное понимание, сотворчество и даже настоящее творчество тех, кто выступает в данной ситуации в качестве объекта управления. Управленческий замысел не только исполняется «от и до», а творчески конкретизируется и развивается, превращается в нечто большее, чем первоначальный замысел, влияя на корректировку исходной позиции на других ступенях управленческих решений. Обратная инициатива предполагает наличие в объекте управления не только некоторой суммы психологических начал, но и высокого чувства гражданственности, ответственности за свое дело, полного единения воли и действий руководителя и руководимого. В сущности, в этом раскрывается смысл и содержание демократизации управления, столь необходимой для его эффективного осуществления, особенно в экономической сфере жизни общества, реализующейся в работе каждого конкретного предприятия и трудового коллектива. Свое высшее выражение социальное управление находит в форме социального самоуправления, которое невозможно без высокой культуры, как объекта, так и субъекта управления, выражающейся в таких нравственно-психологических качествах, как честность, добросовестность, бескорыстие, критичность и самокритичность в оценке работы.

Управление необходимо в целях не только сохранения и поддержания функционального здоровья системы, но и ее развития. Особенно важной эта сторона управленческой деятельности становится при гармоничном типе развития. Управление в таких случаях становится рычагом или, наоборот, тормозом развития социальной системы.

Кроме общих законов развития и конкретных причин тех или иных социальных явлений необходимо при составлении управленческой программы учитывать ещё множество других факторов, например, морально-психологическую атмосферу в обществе, от которой зависит исполнение управленческого решения и учет принципа обратной связи. Необходимо ежеминутно сверять управленческую программу с конкретными интересами людей, с динамикой интересов, игнорирование которых может привести к неудаче в управленческой деятельности.

Управление требует выявления действующих в общественном механизме противоречий, их своевременного разрешения, не допускающего доведения этих противоречий до острого конфликта. При этом необходимо постоянно иметь в виду, что все в обществе взаимосвязано: управленческое решение, сосредоточенное только на одном звене, только на одном противоречии, может отрицательно сказаться на целостности общественного организма. Выделение какой-либо одной сферы со временем неизбежно приведет к тому, что и она начнет отставать. Системный подход является одним из ведущих принципов управленческой деятельности. Система управления не может стоять на месте, проявляя гибкость и эластичность, она должна всегда соответствовать динамике изменений общественной жизни.

Таким образом, социальное управление представляет собой особый вид общественных отношений и образует необходимый элемент любой сферы жизни общества. Идеалом исторического развития социального управления является такое коллективное общественное самоуправление, при котором субъект и объект управления составляют органическое функциональное единство .

 

 

 

Список литературы

 

1.       Борисов А. Ф. Социология управления. Учебник. М., 2014.

2.       Веселова Н. В Социальное управление и элементы его культуры. Обобщения и рекомендации.М., 2002.

3.       Граждан В. Д. Социология управления. Учебник. М., 2016.

4.       Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации.Монография. М., 2011.