Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗ ИСТОРИИ ЦИРКОВЫХ ПАРТИЙ ДРЕВНЕГО РИМА: ОТ ОБЩЕСТВ ОТКУПЩИКОВ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ГРУППИРОВКАМ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
10 декабря 2017г.

По мере того, как конные состязания, проводившиеся в Большом Цирке древнего Рима, становились систематическим мероприятием и набирали популярность, становясь одним из самых популярных зрелищ, естественным образом возрастала потребность римлян в лошадях и возницах для устройства игр.

Первоначально поставкой лошадей для беговых состязаний ведало государство, отдававшее ее на откуп. Общества таких откупщиков постепенно развились в самостоятельные предприятия, ведавшие всем необходимым для скачек. Эти особые общества или клубы (factionеs), образованные как правило богатыми сенаторами или всадниками, имели председателя (dominus factionis) и вели переговоры с участниками состязаний [1, с. 511]. Вполне возможно, что эти объединения владели огромными табунами лошадей и даже рабами [3, с. 217].

Уже в республиканский период существовали два общества или «партии»: общество светлых или белых (factio vitrea или albata) и общество красных (factio russata), названные так, очевидно, по цвету туник возниц, их представлявших. Первые упоминаются у Горация [4, Сатиры. I. 7] и Диона Кассия [7, LXI.6.3], вторые – у Ювенала [13, Сатиры.7] и Диона Кассия [7, LXI.6.3].

В эпоху Империи появилось еще два общества: «голубые» или «синие» (factio veneta) и «зеленые» (factio prasina). Общее число партий (4) некоторые исследователи объясняют тем, что именно четыре колесницы обычно участвовали в беге [3, с. 217]. О «зеленых» пишут Ювенал [13, Сатиры.11], Светоний [10, Калигула. 55. 2, Нерон. 22. 1], Петроний [8, LXX], Дион Кассий [7, LIX. 14. 67], Иосиф Флавий [6, XIX. IV. 4], что видимо говорит об их значительной популярности. «Синие» или «голубые» встречаются только у Светония [10, Вителлий. 14. 3] и Диона Кассия [7, LXI. 6. 3]. Во времена поздней Империи произошло слияние партий: «белых» с «зелеными», «красных» с «голубыми» [11, c. 250].

Позднее Домициан « … к четырем прежним цветам цирковых возниц прибавил два новых, золотой и пурпуровый…» [10, Домициан. 7. 1]. По одной из версий, «золотые» были командой, состязавшейся на лошадях из конюшни самого императора [2, с. 461]. Впрочем, существование этих двух обществ носило скорее временный характер [1, с. 512].

Даже римским императорам не удавалось скрывать своих пристрастий и симпатий к цирковым партиям: так, Калигула [10, Калигула. 55. 2], Нерон [10, Нерон. 22. 1], Коммод [3, с. 217] и Гелиогабал [3, с. 217] сочувствовали «зеленым», а Вителлий [10, Вителлий. 14. 3] и Каракалла [3, с. 217] – «синим».

Что же символизировали цвета цирковых партий?

Как сообщает Тертуллиан, «белый был посвящен зиме, из-за белизны снега, а красный – лету, из-за красноты солнца. Впоследствии, как из стремления к удовольствию, так и из суеверия, красный одни посвятили Марсу, другие белый посвятили Зефирам, зеленый – Матери Земле или весне, голубой – Небу и Морю или осени» [12, О зрелищах. 9]. В императорскую эпоху цвета стали в большей степени указывать на политические различия: синие отождествлялись с аристократией, зеленые – с народом, остальные же к ним примыкали [9, с. 199]. Во времена поздней Империи можно констатировать: «… изгнанная с государственной арены партийная жизнь нашла себе убежище в цирке…» [5, с. 366]. В свете этого неудивительно, что некоторые римские правители зачастую выражали свои политические взгляды и симпатии не только, скажем, в сенате, но и в ходе цирковых состязаний, оказывая внимание той или иной партии, например, «Вителлий, ярый сторонник фракции синих, похоже, получил титул правителя нижней Германии только благодаря поддержке одного из влиятельных людей, связанных с синими» [9, с. 200].

Таким образом, цирковые партии, возникшие из объединений откупщиков, обеспечивавших поставку лошадей для игр, и различавшиеся изначально лишь по цвету туник их возниц, по мере своего развития приобрели весомое политическое значение. Противостояние команд в римском цирке стало одной из форм политической борьбы. Как следствие, принадлежность к одному из четырех цветов (каждый из которых в древние времена символизировал времена года либо языческих богов) позволяла судить о политических взглядах граждан империи.

Список литературы

 

1. Велишский Ф. История цивилизации: быт и нравы древних греков и римлян. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 704 с.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1988. – 496 с.

3. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001. – 576 с.

4.     Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Пер. с лат. Под ред. М. Гаспарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 479 с.

5. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб.: Марс, 1995. – 380 с.

6. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. / Пер. Ф.А. Генкеля. – Мн.: Беларусь, 1994.

7.     Кассий Дион. Римская история / Пер. с древнегреч. // Из истории античного общества: Межвузовский сборник. Вып. 6-88. / Под ред. Е.А. Молева. – Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1999.

8. Петроний. Сатирикон / Пер. с лат. под ред. Б. Ярхо. – М.: Правда, 1991. – 598 с.

9.   Робер Ж.-Н. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой. – М.: Новое лит. обозрение,2004. – 400 с.

10.    Светоний. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. М. Гаспарова. – М.: Художественная литература, 1990. – 250 с.

11. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. – М.-Л.: Наука, 1964. – 161 с.

12. Тертуллиан. Избранные сочинения / Пер. с лат. Э. Юнца, И. Маханькова и др. – М.: Прогресс,1994. – 443 с.

13. Ювенал. Сатиры / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. – СПб.: Алетейя, 1994. – 222 с.