Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФЕНОМЕН «ТЕИСТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА» В РУССКОЙ ДУХОВНО- АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ. ТЕЗИСЫ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

Русский православный теизм представлен четырьмя школами, соответствующими четырем духовным академиям – Киевской, Московской, Санкт-Петербургской и Казанской.

Современными отечественными историками философии термин «теистический рационализм» применялся к гносеологической установке киевской школы духовно- академического теизма, представленной И.М. Скворцовым, О.М. Новицким, С.С. Гогоцким, П.Д. Юркевичем, П.И. Линицким [См. 1; 4; 5; 6]. Формирование самого феномена «теистического рационализма» как основы метафизических учений представителей Киевской духовной академии связывается в первую очередь с влиянием философско-метафизического учения арх. Иннокентия (Борисова) [См. 5; 6]. В то же время среди имеющихся публикаций ещё нет обобщающих исследований по истории формирования данного феномена, а также исследований, в целом анализирующих феномен «теистического рационализма» в русской духовно-академической философии XIX – начала XX веков. Таким образом, научная новизна данного исследования в том, что впервые осуществляется попытка комплексного, системного рассмотрения феномена

«теистического рационализма» (не только как историко-философского феномена, но и как фундаментальной познавательной и мировоззренческой позиции) в русской православной философии XIX – начала XX веков. Это в значительной степени связано с анализом философско-религиозных учений выдающихся философов, профессоров не только киевской, но и других русских православных духовных академий: Ф.А. Голубинского, В.Д. Кудрявцев-Платонова, А.И. Введенского, П.В. Тихомирова, М.И. Каринского, А.Е. Светилина, П.И. Нечаева, С.С. Глаголева, Ф.Ф. Сидонского, арх. Никанора (Бровковича), А.Ф. Гусева, В.А. Снегирева.

Автором проанализирован феномен «теистического рационализма» в целом: определены истоки данного феномена в постгегелевском западноевропейском теизме, который в свою очередь, коренится в платонизме и зрелой схоластике (томизме); в то же время, показано отличие православного рационализма и схоластицизированного рационализма зрелого средневековья.

«Теистический рационализм» в данном контексте рассматривается как особая, присущая только православному миросозерцанию, гносеологическая установка, основанная на вере в мистическую связь человека и Бога; тела, души и духа; «сердечной» интуиции и разума, которая становится одной из фундаментальных черт русской духовно- академической философии XIX – нач. XX веков.

Основаниями гносеологической установки «теистического рационализма» является своеобразный философско-религиозный синтетизм или синтетический православный рационализм: выполнение философией своих важнейших для жизни человека функций (мировоззренческой, ценностно-ориентирующей, воспитательной, проективной и т.д.) возможно только при сближении ее с религиозной верой, когда рациональное (т.е. подтвержденное логическими, гносеологическими и онтологическими аргументами) понятие Бога становится главной темой ее размышлений.

В данном контексте автор рассматривает следующие вопросы (поскольку, рассмотрение именно этих вопросов в философском творчестве духовных академистов раскрывает существо «теистического рационализма» и, в частности, их отношение к рациональному познанию):

- о взаимосвязи науки, религии и философии;

 - о соотношении мышления и бытия;

 - об исходном пункте (или началах) философии.

 Все эти вопросы (и смежные с ними проблемы) рассматривались русскими православными теистами на фоне критики эмпириокритицизма [См. 8], эволюционизма [См. 3], позитивизма и прагматизма [См. 2; 9] и, в целом эмпиристской и материалистской парадигмы, популярной в то время в философском и научном мировоззрении России и Запада. Кроме того, через всю историю философии проходит линия, с одной стороны полемики, с другой – взаимодействия, рационализма и эмпиризма, материализма и спиритуализма, материализма и идеализма.

Данный подход является вполне закономерным и целесообразным, так как именно на стыке решения этих философских проблем русскими духовно-академическими теистами происходило становление особого философско-гносеологического направления, рассматриваемого автором.

В XIX – начале XX веков в философии и науке преобладали сугубо материалистические тенденции, отрицающие метафизику (так, позитивизм отрицал познавательную ценность философского исследования, а единственным источником действительного знания считал источники эмпирические). Русские духовно- академические теисты защищали метафизику. Для них метафизика – ядро философии, это  чистая философия, та наука, специальной задачей которой является исследование оснований бытия и познания. За исследование и описание оснований бытия в составе метафизики отвечает онтология, а за исследование и описание оснований познания этого бытия - гносеология. Именно метафизика стремится к отысканию абсолютного начала всех вещей.

Но особенность и красота их точки зрения в том, что они вовсе не отрицали и позитивного эмпирического знания (и эмпирических методов в деле познания). Бытие целостно – в нем есть как материальная сторона, познаваемая эмпирически, так и (наряду с ней, а не только она одна) идеальная, познаваемая рационально. Духовно-академические теисты показывали, что бытие с необходимостью содержит в себе обе эти стороны, указывая при этом, что данное обстоятельство очевидно даже для простого обыденного сознания.

Отстаивая права метафизики перед наступлением позитивизма, по сути, профессора духовных академий отстаивали религиозное, теистическое мировоззрение, то есть мировоззрение идеалистическое. Но, принимая за исходные установки, установки идеалистические, они не отрицали при этом и важность материалистических положений (выводов), а видели их целостно,  пытаясь примирить материализм и идеализм.

Таким образом, отвергая, как рационализм, так и эмпиризм в их чистом виде (ровно, как и соответствующие им историко-философские модификации - идеализм и материализм), русские духовно-академические теисты показывали несостоятельность такого разделения и осуществляли попытки их примирения на основе целостного христианского православного миропонимания, где эмпирическое и рациональное начала в человеческом познании, дополняя друг друга, служат одной цели – истинному познанию бытия божественного и человеческого.

И с этой точки зрения русский духовно-академический теизм XIX – начала XX веков – явление уникальное. Со всей серьезностью восприняв от западноевропейского постгегелевского теизма ключевые тенденции (противостояние возрастающей роли позитивизма и эмпиризма в научной парадигме, защита метафизики и философии), но во многом и полемизируя с западноевропейским постгегелевским теизмом [См. 7], русские духовно-академические философы, на почве православного идеалистического мировоззрения сумели уравновесить и согласовать те крайности (как эмпиризма, так и рационализма), которых долго не могла избежать европейская философия. Отстаивая метафизику в век ее низвержения, профессора русских православных духовных академий Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани создавали свои красивейшие философские системы, синтезируя в них передовые достижения философии и науки своего времени.

Это придало строгость, академичность, целостность и онтологичность их философским концепциям. Таким образом, произошла своеобразная рецепция западноевропейского рационализма, и на почве православной философии (и в целом, православного мировоззрения) появился рационализм нового типа.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Бекжанова, Е.С. Религиозно-философская трактовка рационального познания в теистической системе П.И. Линицкого // Религиоведение. 2016. №3. С. 91-98

2.      Гаристова, Е.Ю. Критика западноевропейского философского позитивизма и прагматизма в русском духовно-академическом теизме XIX - нач. XX века : дис. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 2010. 151 с.

3.      Гаристова, Е.Ю. Соотношение веры и разума в православном философском теизме XIX века в контексте критики эволюционизма // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 37. С. 56 – 60.

4.      Климова, О.М. Концептуальные основы «теистического рационализма» П.И. Линицкого : авт. дис. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 2012. 18 с.

5.      Красотин, Е.П. Арх. Иннокентий (Борисов) и становление религиозно- философской школы в Киевской духовной академии во второй трети XIX века : дис. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 2007. 145 с.

6.      Красотин, Е.П. Взгляды архиепископа Иннокентия (Борисова) на соотношение философии     и     религии    с     позиций    «теистического     рационализма»    // Религиоведение. 2007. № 3. С. 142 – 148.

7.      Луценко, В.Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века / дис. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 2008. 166 с.

8.      Пишун, С.В. Психо-гносеологическая концепция эмпириокритицизма и ее критика в православном духовно-академическом теизме начала ХХ века // Религиоведение. 2009. № 1. С. 121-129.

9.      Пишун,     С.В.     Русский     православный     теизм     в     контексте     критики прагматического волюнтаризма У. Джеймса // Религиоведение. 2010. № 3. С. 112-116.