Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИЗНАКИ ПРОТЕКТОРАТСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ УРЯНХАЙСКОГО КРАЯ В НАЧАЛЕ XX В.

Авторы:
Город:
Кызыл
ВУЗ:
Дата:
29 октября 2017г.

Протекторатство в международных отношениях довольно распространённая форма зависимости одного    государства    со    стороны    другого,    иногда    специалисты    протекторатство    называют «покровительством». Институт протекторатства в межгосударственных отношениях были исследованы в научных работах Авалова З. Д.,1 Шахматова В.В.,2 Пайчадзе Г.Г.,3 Губаревич-Радобыльского А. А.,4 Эйхельмана, 5 и др. Но  после изучения научных  работ, приходишь к выводу, что протекторатство не достаточно глубоко исследовалось учеными. Нет признаков протекторатства, необходимо разграничить протекторатство от конфедерации и федерации, в конце концов, возникает следующий вопрос протекторатство это форма колониализма или нет.

Как видим в истории государства и права России, международном праве примеров протекторатства было достаточно, чтобы исследовать понятие и признаки протекторатства. Однако, определения протекторатства толкуются по-разному среди историков, правоведов, политологов и этнографов. Вот какое определение дает Евгеньева А. П. в Малом академическом словаре понятию протекторатства. Протекторат, одна из форм колониальной зависимости, при которой государство сохраняет лишь некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет другое государство.6

Следующее определение, Протектора́ т (лат. protector - покровитель) - форма межгосударственных отношений, при которой одно государство находится под защитой (в первую очередь военной) другого государства. Протекторатом также называется защищаемое государство. Государство, осуществляющее протекторат, называется протектором.7

Как видим, данные определения по-разному толкуют понятие протекторатства и это не удивительно, мы  привыкли  понимать  протекторатство  как  форму зависимости,  а  некоторые  ученые  понимают протекторатство как форму колониальной зависимости. Чтобы разобраться в этом, нам необходимо определить признаки протекторатства, что раньше никто из исследователей не делал.

 

1 Авалов З. Д. Присоединение Грузии к России, 2 издание, 1906. М.: - С. 56.

2 Шахматов В. В. Внутренняя Орда и восстание Исатая Тайманова. Алма-Ата, 1946. С. 19

3 Пайчадзе Г.Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983. С. 148-- 154.

4 Губаревич-Радобыльский А. А. Экономический очерк Бухары и Туниса. Опыт сравнительного исследования  двух систем протекторатов. СПб., 1905. С. 3.

5 Эйхельман. Хрестоматия русского международного права, I, стр. 451.

6    Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П. 1957—1984. С. 24.

7 "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910. М.: С. 68.



Протекторатство со стороны Российской империи в отношении других государств была довольно распространенной формой влияния. Так, соглашение о покровительстве со стороны кахетинского царя Александра II с Федором Иоанновичем, когда было определено, что Федор Иоаннович становится «государем Грузинских царей». Фактически означало признание со стороны царя Александра II, власти  русского царя в 1556 г. Российское протекторатство в отношении Восточной Грузии в 1783 г., когда был подписан Георгиевский договор о защите Картли-Кахетинского царства от османской и персидской угрозы. Этот договор предполагал, что в обмен на размещение русского экспедиционного корпуса на территории Восточной Грузии, Картли-Кахетинское царство все внешнеполитические действия будут согласовывать с Санкт-Петербургом, а нахождение русских войск на территории Грузии защитить ее от Османской империи. Протекторатство завершилось в 1801 г., когда Грузинское царство окончательно вошло в состав Российской империи в качестве губернии8.

Следующим примером протекторатства, является крымский полуостров, в результате русско-турецкой войны в 1774 г. Крымское ханство получило независимость от Османской империи и попало под протекторат Российской империи, а в 1783 г. Крым согласно указу Екатерины II был включен в состав России.

В начале ХХ в. начинается новая колониальная экспансия, когда все ведущие европейские государства находились в режиме ожидания, «нового передела мира», в ожидании войны и незримо были поделены на союзы. Первая мировая война доказала этот факт, когда царская Россия вступившая в союз с Антантой на стороне Франции и Англии против кайзеровской Германии. Отношения России и Японии были сложными, но они учитывали соглашения 1907 и 1916 гг. о защите своих интересов на территории Дальнего Востока.

Правительство Российской империи в отношении Урянхайского края, действовало следующим путем. Учитывая интересы своей страны в Центральной Азии, Россия с одной стороны, стремилась защитить русских граждан проживающих в Урянхайском крае, которые еще XVII в. переселились на эту территорию. С другой стороны, протекторатство над Урянхайским краем усилит влияние России над Монголией и Китаем. Но геополитически, Россия обязана была учитывать интересы ряда европейских государств, Японии, которые не хотели усиления Российской империи на Дальнем Востоке и в Урянхайском крае. С учетом всех этих факторов, Правительство России не спешило с решением вопроса «об урянхайских отношениях», а обращения тувинской знати - нойонов (местные феодалы) Тувы, которое стремилось войти под покровительство России было оставлено без внимания. В официальном письме к Николаю II от 15 февраля 1912 г., тувинские лидеры, амбы-нойон Комбу-Дорбу, Агбан-Демчи отмечали: «Мы, урянхи танну, были подданными маньчжурского хана и следовали своей религии буддистов… Посему единогласно решив, посылаем  сие Почтенному нойону для сведения и просим о таком довести к стопам великого  белого государя с просьбой не отказать нам в своем покровительстве».9

Но, тувинская делегация, направленная в Петербург на границе с Россией была остановлена, сам Иркутский генерал-губернатор запретил вступать в переговоры с тувинской делегацией, а начальнику Усинского пограничного отряда было дано указание, «все возбужденные вопросы будут решены вне зависимости от отношения к ним урянхов».10 В этот период царское правительство вело сложные переговоры с Китаем по вопросу Внешней Монголии, поэтому избегала вопросов связанные с Урянхайским краем, учитывая, что Монголия стремилась присоединить Туву к себе в качестве одного из районов. Российский император, Николай II с учетом всех событий принимает решение Совета министров от 08 ноября 1911 г. «…Оценивая наиболее целесообразные способы мирного укрепления за нами Урянхайского края, Совет Министров на первом плане ставит заселение означенного края русскими переселенцами (в 400 000 душ поселенцев). Именно этим путем могут быть созданы в рассматриваемом крае такие условия, которые впоследствии, при более благоприятной для нас политической обстановке, дадут нам поводы сделать китайскому правительству заявления о наличности там таких крупных русско-государственных интересов, которые побуждают нас принять долю участия в устройстве дальнейшей судьбы края».11


8   М. Х. Вступление Грузии в состав Российской Империи, Юридический Вестник, 1891 г., 7-8, стр. 316-361. Автор, однако, не выясняет окончательного присоединения грузинских владений и незнаком с данными, опубликованными в Архиве Государственного Совета. (См. также З. Д. Авалов. Присоединение Грузии к России, 2 издание, 1906).

 9 История Тувы: В 2 т. – Т. I – «-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. – Новосибирск: Наука, 2001. – 367 с. С. 312.

10    Международные отношения в эпоху империализма: Документы из архивов царского и Временного правительства. 178-1917. – Сер. III: 1914-1917 гг. – М.; Л., 1933. – Т. II. – С. 281-282.



В данной ситуации российская дипломатия проявила высшее мастерство, отмечая, что на территории Урянхайского края проживают русские подданные, которые требуют защиты со стороны Российской империи. Поэтому в одностороннем порядке правительство России, без учета мнения представителей Китая и Монголии назначило особо уполномоченное лицо с предоставлением ему обязанностей в защите русских и предоставлением административных функций. Фактически, такое назначение обязывало учитывать мнение России при решении «урянхайского вопроса».

29 марта 1914 г. министр иностранных дел С. Д. Сазонов обратился к русскому царю Николаю II с докладной запиской: « … я почел долгом высказать мои соображения о возможности удовлетворить эти прошения принятием населения Урянхайского края под русское покровительство. … По общему порядку, из факта установления протектората России над урянхами должно вытекать для них обязательство не иметь никаких отношений с иностранными властями иначе, как через посредство лица, представляющего на месте российское правительство».12 В докладной записке, представленный С. Д. Сазоновым, русский царь Николай II собственноручно наложил резолюцию «Согласен 04 апреля 1914 г.». Протекторат Российской империи в отношении Урянхайского края подписанный Николаем II в 1914 г., фактически определил судьбу тувинского народа и территория Тувы была включена в состав Енисейской губернии Восточно-Сибирского генерал-губернаторства и был назначен комиссар по делам Урянхайского края. В 1944 г. Тувинская народная республика одна из последних входит в состав СССР. 13

Итак, субъектами протекторатства выступают «протектор» – более сильное государство, которое обязуется оказывать поддержку слабому государству, перед третьими государствами-агрессорами. Вторым субъектом, выступает государство, находящееся под протекторатом или «протежируемое государство». В протекторатстве выступают три основных субъектов, государства которые заключили соглашение с передачей части межгосударственных полномочий более сильному государству и третьи страны, которые обязаны учитывать международный договор, интересы государства-протектора и протежируемого государства.

Протекторатство, скорее регулируется международным правом, а не внутригосударственным, это связано с тем, что одним из принципов в данной отрасли является принцип равенства всех субъектов международного права основанных на договорных отношениях, при этом не создается общая союзная власть как в конфедерации или федерации. Отсутствует общий государственный орган как в унитарных государствах. Правовой основой является соглашение между двумя странами, которые передают часть своих функций в межгосударственных отношениях более сильному государству. Покровительствующее государство приобретает право контроля во внешнеполитических отношениях, но не вмешиваясь во внутренние дела зависимой страны.

Протекторатство это не колониализм, который предполагает эксплуатацию и разграбление местных жителей слабой страны, как это было на примере Великобритании в отношении Индии в XIX-XX вв., а именно покровительство с возможность совместного и взаимовыгодного ведения совместного хозяйства обеих стран.

Все исследованные нами исторические факты подтверждают, что протекторатство имеет свои отличительные признаки, которые позволяют нам разграничить протекторатство от колониализма, агрессии, конфедерации и федерации.

Таким образом, признаками протекторатства являются:

-    защита своего государства или территории от захвата третьих стран, которые также имели свои политические, экономические интересы, но были вынуждены считаться с интересами более сильного государства;

- протекторатство это не колонизация одного государства другим, это межгосударственное соглашение, направленное за покровительство более сильного государства;

- субъектами протекторатства могут быть не только государства, но и территории, которые находятся в стадии образования государства или государственноподобные образования;

 

11 Русско-китайские отношения. 1689-1916: Официальные документы. – М., 1958. – С. 103.

12 Там же. 282.

13   Дулов В.И. Присоединение Тувы к России в 1914 г. // Ученые Записки Тувинского НИИЯЛИ. Вып. 7. Кызыл.

1959. С. 16-20.



-    обязательным условием протекторатства, является передача межгосударственных функций, более сильному государству с подписанием межгосударственного соглашения;

-   народы, которые попали под протекторат, как показала история и межгосударственные отношения не стремится к выходу из покровительства и не воюют за свою независимость путем национально- освободительной борьбы.

Покровительство России в отношении урянхов было на руку не только правящей элите, но и самому тувинскому народу, как показало время, протекторат позволил образовать Тувинскую народную республику с последующим вхождением в состав СССР.