Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
      Устойчивость социально-экономического положения крупного и самодостаточного территориального образования, сохранение им политического и экономического статуса в значительной мере определяются не только наличием внешних и внутренних угроз, но и способностью и возможностью региональных структур управления своевременно оценивать внешние и внутренние угрозы безопасности социальным, экономическим и природным составляющим инфраструктуры региона, обеспечивать разработку и реализацию комплекса превентивных мероприятий противодействия источникам риска, осуществлять полномасштабные действия по ликвидации возникающих кризисных явлений и их последствий. На стратегическом уровне планирования внутренней безопасности субъекты регионального уровня государственного управления должны стремиться к выявлению и определению интересов региона (субъекта федерации), но учитывать при этом национальные интересы государства, поскольку именно властная элита в условиях России, как правило, выступает ведущим упорядочивающим фактором функционирования регионального сообщества. К ключевым приоритетам здесь следует отнести разработку единых основ разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Требования, которые могут составить основу федеральной законодательной базы по обеспечению региональной безопасности, должны иметь установку на правовую корреляцию с учетом региональных особенностей России. Практика укрепления вертикали власти, ликвидация ассиметрии федеративных отношений, приведение законодательства субъектов Федерации в соответствие с Конституцией России стали важнейшей государственной проблемой в осуществлении региональной политики. Взаимодействие федерального и регионального уровней государственного управления оказывает большое влияние на политическую безопасность государства, от этого также зависят функционирование экономического механизма страны, хозяйственные связи, условия движения товаров, капитала и рабочей силы, а, следовательно, экономический потенциал страны, ее экономическая безопасность. Оно в значительной степени зависит от уровня политического консенсуса и политической стабильности. Если в обществе нет согласия по фундаментальным основам общественной жизни, политические противоречия между федеральными и региональными элитами таят в себе заряд политического напряжения и возможность дестабилизации в целом. Закрепляя сложившиеся де-факто взаимоотношения центра и регионов, территориальных образований между собой, федерализм, по сути, стал следствием договора компромисса[2]. Исходя из этих предпосылок, правовые основы региональной безопасности в федеративном государстве необходимо рассматривать не как обособленный процесс, всеобщую теоретическую модель, а как явление, отражающее специфику развития той или иной страны. В этой связи сторонники «чистой» системы национальной безопасности утверждают, что региональная безопасность не может рассматриваться в качестве самостоятельной системы и является составным элементом системы национальной безопасности. Создание же системы региональной безопасности приводит лишь к формированию дублирования функций органов государственной власти. Однако в научной литературе все больше сторонников находит позиция, согласно которой региональная система безопасности должна формироваться как отдельная подсистема национальной безопасности.
      В качестве доводов в пользу данной точки зрения приводится утверждение о том, что регионы обладают собственными интересами, что обусловливает их обязательное участие в системе национальной защиты. Например, В.Е. Аксаков утверждает, что в структуре федеральных интересов доминируют интересы государства и общества в целом, а в структуре региональных интересов – интересы личности и общности[1]. Это представляется не совсем верным, т.к. законные интересы личности и групповые интересы всегда реализуются через соблюдение интересов государства и общества в целом, к тому же все они являются предметом защиты единой государственной системы. Поэтому региональные интересы интегрированы в систему национальных интересов и неразрывно связаны друг с другом. В то же время необходимо учитывать, что предметы обеспечения как национального, так и регионального уровней государственной безопасности не совпадают, а деятельность соответствующих органов государственной власти не должна дублироваться. К тому же система региональной безопасности, с точки зрения оперативности управления и понимания специфических особенностей региональных угроз, стоит на порядок выше, нежели система национальной безопасности. Между тем выходом из сложившейся ситуации может стать четкое законодательное определение не только пределов компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, установление порядка их взаимодействия, но и определение стадийности угроз. В этом плане следует согласиться с мнением А.Н. Фролова, что если анализировать особенности и специфику рисков и угроз на общенациональном уровне, то необходимо, в первую очередь, рассматривать объективно действующие особенности национальной безопасности применительно к конкретным территориальным сообществам – регионам[4]. Так, региональные жизненные пространства отличаются друг от друга не только уровнем террористических угроз, сепаратизма, национализма, но и разной структурой социально-политических, экономических и иных проблем. Поэтому выделение регионального уровня национальной безопасности в качестве специального института вполне оправдано и своевременно. В этом случае акцентируется внимание на существование особой группы проблем выявления общего и особенного в рисках и угрозах национальной безопасности в различных регионах, что должно в конечном итоге интенсифицировать процесс их адекватного и эффективного разрешения и устранения возникших последствий. Регион как субъект национальной безопасности характеризуется определенной инфраструктурной целостностью, разрушение которой и создает те или иные региональные угрозы. Однако указанная система инфраструктурных связей может возникать не только внутри одного субъекта РФ, но и между ними, причем не обязательно в непосредственно прилегающих друг к другу субъектах. Вполне закономерным видится ее отражение в системе региональной безопасности, что требует создания многомерной организационной, правовой и административно-политической конструкции. Следовательно, можно утверждать, что политико-правовая сущность федеративной государственности предполагает выделение двух взаимосвязанных уровней обеспечения и защиты жизненно важных интересов и потребностей граждан – федеральный и региональный. Данные уровни представляют собой системы публично-правового выражения общенациональной системы интересов личности, общества и государства с учетом этнополитических, социально-культурных и территориальных особенностей. При этом региональная безопасность, с одной стороны, выражает специфическую систему многофакторной политико-правовой реальности отдельного территориального пространства, устойчивость и качество управленческой и социально-политической систем, а также состояние нормативной защищенности жизненно важных интересов и потребностей, стратегических ресурсных элементов региона; с другой – представляет собой подсистему национальной безопасности государства, является комплексным политико-правовым институтом в общей системе федеративной государственно-правовой организации. В настоящее время незавершенность институционально-нормативного обеспечения взаимодействия федеральных органов власти и региональных властных институтов и структур, равно как и отсутствие механизмов согласования приоритетов правовой политики государства в сфере национальной безопасности, формирует две разновекторные тенденции. С одной стороны, усиливается давление со стороны центральных органов власти, направленное на восстановление своих властно-правовых позиций и политико-правового контроля над региональными процессами. С другой стороны, это и усиление сопротивления региональных институтов власти «реваншистской» рецентрализаторской политике федерального центра[3]. Данные тенденции объективно ослабляют национальную систему безопасности, в том числе и безопасность конкретного территориального сообщества.


 Список литературы
1. Аксаков В.Е. Правовые основы обеспечения внутренней безопасности региона (на примере Московской области): дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2003.
2. Коженко Я.В. Концепция сильного государства в контексте модернизации государственной власти в России: историко-правовой аспект // Философия права. 2010. № 4. С.56-59.
3. Пашковский П.В. Политико-правовое обеспечение региональной безопасности России: проблемы и стратегии // Философия права. 2008. № 6. С.118-120.
4. Фролов А.Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения: дисс. … канд. полит. наук. – Ростов н/Д, 2006. С.18-19.