Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
       Законопроект о передаче религиозным организациям имущества, которое после 1917 года было национализировано советским правительством, разрабатывался Министерством экономического развития РФ с 2007 года. Процесс затянулся, в частности, из-за разногласий по ряду принципиальных положений между Минэкономразвития и Минкультом РФ. Позже в дело вмешался премьер Владимир Путин, который в январе 2010 года на встрече с патриархом Кириллом заявил, что необходимо ускорить процесс передачи государством церковной собственности и придать ему правовые рамки. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (пункт 3 статьи 21, пункт 2 статьи 22), а также Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (пункт 2 статьи 50, пункт 1 статьи 56) указывают на право религиозных организаций на бесплатное получение в собственность или предоставление в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Однако практика применения указанных норм выявила необходимость законодательно установить важные аспекты реализации данных прав религиозных организаций, такие как: определение понятия имущества религиозного назначения; особенности распоряжения объектами, неразрывно связанными (по территориальному, архитектурному, функциональному и иным признакам) с объектами религиозного назначения, подлежащими передаче; порядок инициирования передачи; требования к составу прилагаемых документов для реализации передачи; обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение государственным и муниципальным имуществом, передать имущество религиозного назначения религиозным организациям соответствующей конфессиональной принадлежности при наличии всех предусмотренных законом оснований для передачи; и т.д. Данный закон сразу вызвал в обществе двоякую реакцию. Сторонники закона считают, что религиозные организации (в большей степени РПЦ) в России серьезно пострадали от советской власти и незаконно были лишены своего имущества в советский период. Например, О.А. Иванюк поддерживает возвращение Церкви исторически принадлежащего ей имущества. Противники передачи религиозным организациям имущества против передачи такого имущества, которое представляет собой историческое и культурное наследие страны. Выступают против этого закона многие представители российской культуры. По словам петербургского реставратора Ю. Г. Боброва, уже есть несколько примеров, когда переданные церкви реликвии были утрачены навсегда. Пример Троицкого собора, в котором установили современную систему кондиционирования, отчего иконы все посыпались и потеряли свой прежний вид. В церкви пока нет структур, способных на профессиональном уровне обеспечивать всестороннее исследование, реставрацию и хранение памятников.
      Однако самая большая угроза состоит в том, что отношения между церковью и государством могут повторить дореволюционные опыт, т.е. жестко обозначить привилегии РПЦ в рамках большого процесса становления РПЦ МП как собственника. Превращение какой-либо церковной организации в крупного собственника может привести к приданию церкви политических функций, сращиванию государственных и церковных структур. От этого будет страдать и государство, и религиозные организации.
     Передача имущества религиозного назначения является безвозмездной только для религиозных организаций. Расходы религиозных организаций на оформление необходимых для принятия решения о передаче документов не являются платой за имущество. Они характерны для любой установленной нормативными правовыми актами процедуры оформления права собственности. А публично-правовые образования сталкиваются с необходимостью поиска иного недвижимого имущества для размещения государственных органов (органов местного самоуправления) или унитарных предприятий (учреждений), ранее располагавшихся в зданиях (сооружениях), подлежащих передаче религиозным организациям. При этом не исключено, что в государственной (муниципальной) собственности отсутствует недвижимость, пригодная для размещения соответствующих органов (организаций). Новый объект надо либо строить, либо покупать.
      Закон должен обеспечить непрерывность в случае передачи зданий, строений, сооружений, располагающихся в них государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки (школ, больниц, библиотек, социальных учреждений), органов обеспечения общественного порядка, безопасности и обороноспособности государства и др. государственных и муниципальных организаций.
        Законопроект предполагал устранить имеющиеся пробелы в действующем законодательстве в сфере передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также облегчить доступ религиозным организациям к имуществу религиозного назначения для осуществления своих функций, снять остроту проблемы передачи имущества, которое уже используется религиозными организациями. В целом закон должен способствовать реализации конституционного права граждан на свободу вероисповедания в балансе с обеспечением исполнения законодательно установленных функций публично-правовых образований, а также устранить правовую неопределенность в отношении имущества религиозного назначения, не востребованного религиозными организациями. Острым моментом является рост расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в случае финансирования предоставления государственным и муниципальных организациям, использующим передаваемые объекты религиозного назначения, иных объектов недвижимого имущества. В результате безвозмездного отчуждения недвижимого имущества в пользу религиозных организаций происходит недополучение доходов от использования данного недвижимого имущества, находившегося в государственной или муниципальной собственности. Закон устанавливает процедуру реализации права религиозных организаций на безвозмездное получение имущества в собственность или в пользование, ранее установленного федеральными законами.
     8 декабря 2011 года, через год после вступления в силу закона 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», была создана специальная комиссия по рассмотрению заявлений религиозных организаций о передаче такого имущества. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 года № 678 установлен порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче им в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения. Согласно утвержденному актом правительства РФ Положению, комиссия рассматривает вопросы о передаче федерального имущества. Комиссия создается на постоянной основе Министерством экономического развития РФ. Руководство комиссией осуществляет представитель Минэкономразвития РФ. В состав комиссии входят представители Министерства обороны, Министерства культуры, Управления делами Президента РФ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций и специалисты в области религиоведения, культурологии, права и других областях. В состав комиссии при необходимости могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти. В задачи комиссии входит урегулирование разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, а также рассмотрение заявлений физических и юридических лиц о возможных нарушениях их прав и (или) законных интересов в связи с принятием решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения либо действиями (бездействием) уполномоченного органа в связи с рассмотрением заявления религиозной организации.


 Список литературы
1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
2. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2011 года № 678.