Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

    Определив место местного самоуправления, как института власти, Конституция Российской Федерации 1993 го да [1] указала на то, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает именно самостоятельное решение населением вопросов местного значения, которые закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 го да № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

     Реализуя вопросы местного значения, для органов  местного самоуправления исключительную важность для осуществления за дач имеет такой инструмент, как муниципальные финансы.

     В условиях сложившейся реальности сельские поселения и муниципальные районы практически полностью за висят от помощи вышестоящих бюджетов, в этой ситуации особенно трудно сельским поселениям, чьи собственные доходы минимальны , при этом обязанностей у этого уровня власти довольно много. В соответс твии с Федеральным законом от 6 октября 2003 го да № 131-ФЗ «Об общих принципа х организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] на э тот уровень возложено около 40 функций. С такими ограниченными финансовыми ресурсами качественно реализовать  собственные полномочия очень трудно, если не сказа ть, ч то практически невозможно. В этих условиях бо льшинс тво се льских а дминистраций вынужде но передавать и передае т на районный уровень те функции, ко торые он и не в состоянии исполнить самостояте льно. Однако, часты и та кие ситуации, ко гда районные органы местного самоуправления не иду т навс тречу органам местного самоуправления сельских поселений по тем же финансовым причинам. Таким образом, ситуация скла дывае тся та к, ч то по закону местное самоуправление в сельских поселениях существует, а до хо дов, и, следова те льно, с тимулов к развитию территорий в поселе ниях не имеется .

     Зачастую органы местного самоуправления забывают о том, что муниципальные финансы – это не только финансы, которые поступают из бюджетов федерального и регионального уровней, но и собственные средства муниципального образования, образуемые за счет  деятельности органов местного самоуправления (доходы от штрафов, аренды муниципальной собственности и др.). Соотношение источников муниципальных финансов и определяет самостоятельность муниципальных образований. Ведь если в структуре местных финансов преимущественное положение занимают федеральные и региональные средства, то появляется определенная зависимость от государства, которая заключается в ограничении целевого направления средств на нужды населения муниципального образования. В этих условиях органы местного самоуправления должны стремиться к увеличению именно собственных доходов, образуемых за счет их деятельности.

    Но самостоятельность местных финансов зависит также в значительной степени не только от самой финансовой деятельности органов местного самоуправления, но и от степени профессионализма органов, занимающихся организацией финансовой работы, в с вязи с чем, необходимо четко выстроить финансовые отношения, включая порядок предоставления межбюджетных трансфертов, эффективно использовать механизмы стимулирования финансовой самостоятельности муниципальных образований.

     Заметим, что органы местного самоуправления час то забывают о том, что вопросы местного значения – это их обязанность, их полномочия, предусмотренные действующим законодательством, за неисполнение или ненадлежащие исполнение которых наступает различного рода ответственность, в том числе и уголовная, а также может быть применена, предусмотренная Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ  « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], процедура удаления главы муниципального образования в отставку.

    Безусловно, дополнительные источники доходов нужны , но муниципальные образования должны сами самостоятельно хотеть и решать вопросы местного значения, например, путем выявления административных правонарушений, привлечения к административной ответственности,   взимания штрафов. Однако, на  деле вы ходит, что никакого стимула наводить порядок в муниципальных образованиях, следить за благоустройством и решением иных вопросов местного значения у глав муниципальных образований не имеется, а ведь расширение доходной базы, особенно сельского местного самоуправления, напрямую зависит именно от их инициативы. Главам муниципальных образований нужно поощрять создание новых производств и рабочих мест, поддерживать предпринимательство  на селе, стараться сделать свое муниципальное образование привлекательным для инвесторов, молодежи, поддерживать инициативу людей.

     Кроме финансовых проблем на селе, безусловно, существует та ка я проблема, как дефицит ка дров. Три специалис та сельс кой а дминистрации просто не в сос тоянии эффективно реализова ть все возложенные на них полномочия, да и управленческих, профессиональны х, в том числе юридических и экономических, знаний явно недоста точно. Именно поэтому в ряде субъектов проводятся мероприятия по повышению квалификации муниципальных служащих, принимаются соответствующие программы повышения   эффективности муниципального управления [3] .

    На основании изложенного, полагаем, ч то именно грамотное руководство, организация работы, а главное – желание пополнить свой бюджет финансами, стремление решить самостоятельно вопросы местного самоуправления, как того требует действующее законодательство, – все это поможет достичь определенных положительных результатов в развитии муниципальных образований.



Спис ок лите ратуры

1.   Конституция Российской Федерации [Текст] // М., 2007.

2.   Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текс т] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.№ 40. Ст. 3822. (с изм. и доп.).

3.   Государственная программа Орловской  области «Повышение эффективности государственно го и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества», утвержденная постановлением  Правительства  Орловской области  от 29 ноября 2012 года  №   444 «Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданско го общества» [Эле ктронный ре сурс] // Государственная специализированная информационная система «Портал Орловской области - публичный информационный центр» http://www.ad m.o rel.ru, 21.12.2012.