Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 октября 2017г.

По итогам референдума, проведенного 16 марта 2014 г. на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, большинством голосов (96,77%) [17] было принято решение о воссоединении Крыма с Россией на правах субъектов Российской Федерации.

С момента принятия Республики Крым в состав Российской Федерации согласно соответствующему Договору от 18 марта 2014 г. [1] и образования двух новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополя начался процесс интеграции Республики Крым в правовую систему России, в том числе с марта 2014 года началось реформирование системы местного самоуправления [11].

С целью оптимизации системы местного самоуправления в соответствии с правовым полем Российской Федерации, следует в первую очередь обратиться к определению понятия местного самоуправления.

Понятие местного самоуправления закреплено в нормах международного права и национальных законах, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления (1985) [2], которая ратифицирована Россией и определяет его как способность «органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

С учетом того, что до 2014 года местное самоуправление в Республике Крым развивалось в рамках украинского законодательства, объективно возникает необходимость сравнения правовых подходов к пониманию местного самоуправления в Российской Федерации и в Украине.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19]

Закон Украины от 21.05.1997

№ 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» [10]

Местное самоуправление в Российской Федерации –

форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в Украине – это

гарантированное государством право и реальная способность территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка, города – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

 

В законодательстве Российской Федерации и Украины сущность местного самоуправления соответствует Европейской хартии местного самоуправления, однако в России как в стране с федеративной формой государственного устройства с многонациональным составом учитываются интересы каждого из субъектов, что закреплено на законодательном уровне.

Весьма значимым также является вопрос о территориальной организации местного самоуправления в образовавшемся субъекте Российской Федера ции.

Необходимо отметить, что с точки зрения понятийного аппарата законодательство Украины отличается. Так, в соответствии со статьёй 6 Закона Украины от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» [10] первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальная громада.

Территориальная громада согласно закону - это жители, объединенные постоянным проживанием в пределах  села,  посёлка,  города,  являющихся  самостоятельными  административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сёл, имеющих единый административный центр [10, ст.1]. В то же время данный закон, не уточняет, что составляет территорию территориальной громады, и какие земли к ней относятся (земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития села, посёлка, города или другие земли, независимо от форм собственности и целевого назначения).

В упомянутом законе отсутствуют положения, определяющие порядок установления и изменения границ территориальной громады, которые могут происходить как по инициативе самой громады, органов местного самоуправления так и органов государственной власти Украины.

В свою очередь, с момента принятия Конституции Украины (1996 г.) [14] и базовых нормативно- правовых актов по вопросам местного самоуправления, развитие местного самоуправления в Украине фактически осуществляется на уровне территориальных громад городов областного значения (в настоящее время – городские округа), так как подавляющее большинство территориальных громад из-за их чрезмерной раздробленности и чрезвычайно слабой материально-финансовой базы оказались несостоятельными выполнять все полномочия органов местного самоуправления.

Началом реформирования местного самоуправления Украины послужило принятие Кабинетом Министров Украины распоряжения от 01.04.2014 г. №333-р «Об одобрении Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине» [18]. Основной идеей является децентрализация власти в стране, существенное расширение полномочий территориальных громад, изменение системы управления на областном и районном уровнях, усиление организационной и финансовой самостоятельности территориальных громад - сельских, поселковых, городских.

Вместе с тем, процесс подготовки и принятия нормативно-правовых актов, необходимых для создания законодательной базы реформы местного самоуправления затянулся. Так например, согласно этапам реализации концепции реформирования местного самоуправления, в первоочередном порядке должны были быть внесены изменения в Конституцию Украины о создании исполнительных органов областных и районных советов и распределения полномочий между ними, что до сих пор не осуществлено.

Фактически изменения правовых основ местного самоуправления на территории полуострова произошли в результате принятия 11 апреля 2014 года новой Конституции Республики Крым и закрепления в ней Раздела об основах местного самоуправления [13], который устанавливает правовые основы его реализации. В Республике Крым признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно [13, ст.8].

С целью развития основных положений Конституции Республики Крым, уже в соответствии с законодательством Российской Федерации, были приняты региональные нормативные правовые акты.

На сегодняшний день на территории Республики Крым принят Закон Республики Крым от 21 августа 2014 г. №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» [6], в котором закреплены положения о принципах территориальной организации местного самоуправления в Республике Крым, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, структуре органов местного самоуправления, муниципальном сотрудничестве в Республике Крым, ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с нормативными правовыми актами об установлении границ муниципальных образований [3] и об административном территориальном устройстве [5] на территории Республики Крым осуществлено преобразование городов республиканского значения в городские округа, семь из которых образованы посредством укрупнения территорий, ранее существующих 39 административно- территориальных единиц (городов, сел и поселков).

Таким образом, можно отметить уменьшение общего числа муниципальных образований по сравнению с периодом действия украинского законодательства на территории Крымского полуострова с 305 до 250 единиц.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19] реформированию подверглась и организационная система местного самоуправления.

На примере столицы Республики Крым, города Симферополя можно отметить следующие изменения. До принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, организационная система местного  самоуправления  Симферополя  соответствовала  такому  муниципальному  образованию  как городской округ с внутригородским делением. Однако после вхождения в состав Российской Федерации данный вид муниципального образования не был предусмотрен региональным законодательством.

Следует учитывать, что установление такого муниципального образования влечет за собой необходимость формирования бюджетов внутригородских районов. В свою очередь Республика Крым на сегодняшний день является дотационным регионом и не в состоянии обеспечивать себя самостоятельно в полном объеме. В связи с чем, с целью обеспечения согласованности решений вопросов местного значения, а также концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов для их эффективного использования, в настоящее время применение данного вида муниципального образования нецелесообразно.

В то же время, на территории современной России данный вид муниципальных образований является нераспространенным. На сегодняшний день внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования применяется только в трех городских округах из 520 (Челябинск, Самара, Махачкала).

В соответствии с Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. №16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым» [4] opгaны мecтнoгo caмоупрaвлeния нa тeppитоpии Pecпублики Кpым пpиoбрeли нoвый cтатуc. Согласно данному закону, главой местной администрации в городских округах и муниципальных районах является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального  образования, ранее такая альтернатива не предоставлялась. Сельский, поселковый, городской голова являлся главным должностным лицом территориальной громады, соответственно, села, поселка, города [10, ст.12].

Принятие региональных законов урегулировало вопрос порядка прохождения муниципальной службы на территории Республики Крым [7], которыми также установлен реестр должностей муниципальных служащих [9].

В то же время  проведена  оптимизация   аппарата   управления  в  Крыму.  Согласно данным Министерства финансов Республики Крым численность муниципальных служащих в органах местного самоуправления Республики Крым на 01.03.2014 г. составила 7629,5 человек, а на 01.10.2016 г. 6283 человек.

При этом, одной из проблем на территории полуострова является дефицит квалифицированных кадров и как указал Председатель Государственного Совета Республики Крым Константинов В.А. «в этой связи нам нужно ставить вопрос обучения и подготовки кадрового резерва» [12]. Данная проблема требует принятия и специальных, дополнительных мер по укреплению кадрового потенциала местного самоуправления Крыма со стороны федеральных органов власти, а также органов власти субъекта.

Вместе с тем на территории полуострова действует Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Крым» целью, которой является не только становление, развитие и укрепление местного самоуправления, но и участие в создании системы подготовки кадров муниципальной службы.

Нeсмотря на более чем 10 летний опыт реформирования местного самоуправления в России с момента принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проблемы развития местного самоуправления как института демократии, все еще не решены в полном объеме. При этом, местная власть, на что обратил внимание Президент России В.В. Путин, «должна быть устроена так … – чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой» [16]. В Республике Крым остаются законодательно неурегулированны вопросы бюджетного характера, также в региональном законодательстве об административных правонарушениях существуют пробелы выраженные в отсутствии ответственности за правонарушения ухудшающие надлежащее благоустройство территорий муниципальных образований или отсутствие уполномоченных лиц по составлению административных протоколов и другие.

На территории Республике Крым удалось не просто принять в кратчайшие сроки базовые правовые акты, касающиеся организации местного самоуправления в регионе, а также обеспечить оптимизацию системы муниципальных образований, перестроить организационную основу работы органов местного самоуправления и оптимизировать аппарат управления, вопреки существующим проблемам.




Список литературы

 

1.       Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 14. -  ст.1570.

2.       Европейская хартия местного самоуправления – Страсбург, 1985. // Бюллетень международных договоров. – 1998. -  N 6.

3.       Закон Республики Крым от 05.06.2014 № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» // Крымские известия.- 2014. - № 118-119. - (5529-5530).

4.       Закон Республики Крым от 05.06.2014 № 16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым» // Крымские известия. – 2014. - № 118-119. - (5529-5530).

5.       Закон Республики Крым от 06.06.2014 № 18-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Крым» // Крымские известия. – 2014. - № 118-119. - (5529-5530).

6.       Закон Республики Крым от 21.08.2014 № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» // Крымские известия. - 2014. - № 172. - (5583).

7.       Закон Республики Крым от 16.09.2014 № 76-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым» // Крымские известия. – 2014. - № 188. – (5599).

8.       Закон Республики Крым от 16.09.2014 № 77-ЗРК «О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым» // Крымские известия. – 2014. - № 188.

9.       Закон Республики Крым от 16.09.2014 № 78-ЗРК «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Крым» // Крымские известия. - 2014. - № 188. - (5599).

10.    Закон Украины от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» // Відомості Верховної Ради України. – 1997. - № 24. - ст.170.

11.    Занко Т.А. Новые субъекты Российской Федерации: изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти: (выступление) // Право и управление. XXI век. - 2014. - № 2. - С. 108-109.

12.    «Кадровые дырки» зияют в системе местного самоуправления крымских районов – Константинов [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Крыминформ» - 2016 - 11 ноября. - Режим доступа: http://www.c-inform.info/news/id/45574 (дата обращения: 01.04.2017)

13.    Конституция Республики Крым [Электронный ресурс] : от 11.04.2014 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный. Дата обновления 06.03.2017

14.    Конституция Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. - № 30. - ст.141.

15.    Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19.05.1999 № 514-2/99 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Автономной Республике Крым» // СНПААРК. – 1999, - № 5. - ст. 465.

16.    Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации – 2013 – 12 декабря. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825  (дата обращения: 01.04.2017)

17.    Проведение общекрымского референдума [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного Совета Республики Крым – 2014 – 16 марта. – Режим доступа: http://crimea.gov.ru/news/06_03_2014_111 (дата обращения: 01.03.2017)

18.    Распоряжение Кабинета Министров Украины от 01.04.2014 № 333-р «Об одобрении Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине»// Офіційний вісник України. – 2014. - № 30. – ст.831.

19.    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 501- ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. - ст.3822.