Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ И РОССИИ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
29 октября 2017г.

Определить точный период времени, когда возникли первые пенсии, представляет достаточную трудность. Существует мнение, что первопроходцем в запуске функционирования системы пенсионных выплат является Юлий Цезарь, который предусмотрел пенсии для военных. В последующем пенсии для отдельных категорий граждан были предусмотрены в разных государствах в различные исторические периоды. Говоря о пенсионной системе в приближенном к современному ее виде, иными словами, универсальной пенсионной системе, исследователи, в целом сходятся во мнении, что впервые государственная система пенсионного обеспечения была введена в Германии в 1889 году Отто фон Бисмарком при помощи Закона о страховании и инвалидности по возрасту.

В дальнейшем подобные законы были приняты и в других европейских государствах. Данный факт позволяет думать, что европейские пенсионные системы существенно ушли вперед в своем развитии, что представляет собой необходимость анализа основных их механизмов для возможной имплементации в отечественную пенсионную систему, которая, несмотря на разнообразные попытки государства, остается на неудовлетворительном уровне: «Несмотря на все проводимые мероприятия по повышению размера пенсий, качество жизни старшего поколения по-прежнему остается далеким от стандартов развитых стран, а пенсионное обеспечение в целом представляет одну из острейших социально-экономических проблем России» [4, c. 122].

Между тем, отечественному законодателю необходимо обращаться к опыту зарубежных стран, хотя бы из соображений развития экономической основы государства: «Интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства потребует сближения пенсионного законодательства Российской Федерации с пенсионным законодательством других стран, и в первую очередь европейских, которые, хотя и установили высокие стандарты в этой области, однако имеют весьма рациональные пенсионные системы, позволяющие национальным товаропроизводителям оставаться конкурентоспособными» [3, с.].

Совсем недавно в России началось действие пенсионной реформы. Правоведами и экономистами не раз отмечалась ее объективная необходимость: «Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации, в первую очередь, обусловлено необходимостью ее адаптации к происходящим изменениям в экономической и общественной сферах. Одной из основных государственных задач в данной области является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе, а также борьба с теневой экономикой страны» [2, с. 94]. Однако результаты реформы и практическая ее реализация продолжают вызывать споры и до настоящего времени.

В этой связи обращение к зарубежному опыту пенсионного обеспечения в других государствах кажется наиболее обоснованным действием. Обратимся к пенсионной системе Германии – системе, которая, по общему мнению исследователей, является старейшей пенсионной системой в современном ее понимании.

Пенсионная модель Германии имеет распределительный характер, в отличие от Российской Федерации, где с 2002 года (несмотря на дальнейшие изменения) пенсионная система носит распределительно-накопительный характер. Получение пенсий возможно из трех источников: государственный бюджет, бюджет предприятия, на котором работает будущий пенсионер и, наконец, система бюджет негосударственных пенсионных фондов, в которых граждане Германии могут накапливать свою частную пенсию за счет личных взносов. Контроль за пенсионным страхованием и выплатами пенсий осуществляется Федеральным ведомством пенсионного страхования Германии (Deutsche Rentenversicherung Bund).

Государственная пенсионная система основана на равных по размерам отчислений (20, 3% от заработка работника) как со стороны работодателя, так и со стороны работника, в Пенсионный фонд. При выходе на пенсию, работник может рассчитывать на 70% от своей средней зарплаты. Данные положения указаны в Социальном Кодексе Германии. Минимальный трудовой стаж, при котором возможно получение пенсий – 5 лет работы без перерывов. Особенностью пенсионной системы является возможность получения такой пенсии иностранцами. Во время декретного отпуска у женщин или службы в армии взносы уплачивает государство.

Отдельного внимания заслуживает система определения пенсионного возраста в Германии – он может варьироваться в зависимости от года рождения пенсионера. Так, граждане, родившиеся до 1947 года, имели возможность выхода на пенсию в 65 лет. Граждане, родившиеся в период с 1947 до 1958 года должны прибавлять соответственно по одному месяцу к 65 годам за каждый прошедший год. Рожденные в 1958 году имеют право выхода на пенсию в 66 лет. Далее гражданам, родившимся в период с 1959 по 1963 года – к 66 годам прибавлять по два месяца за каждый год. Гражданам, родившимся с 1964 года, право уйти на пенсию предоставлено с 67 лет. На данный момент 67 лет – действующий пенсионный возраст в Германии. Однако заметно стремление законодателя увеличить этот возраст сначала до 68, а затем и до 70 лет. Это объяснимо тем, что при расчете пенсий в Германии используется так называемый принцип солидарности поколений: работающие в настоящее время оплачивают финансовое содержание нынешних пенсионеров. Причем чем больше и взносов они отчисляют, тем больше пенсионных прав получат в будущем.

Уходить на пенсию граждане Германии имеют право и до достижения ими пенсионного возраста. И пенсионное обеспечение им доступно в равной мере с теми, кто дожидается достижения 67 лет. Однако для этого им необходимо выплачивать взносы по 0,3% от их среднего заработка за каждый неотработанный до достижения пенсионного возраста месяц. При этом, выйдя на пенсию, гражданам доступно продолжение их трудовой деятельности.

Сниженный пенсионный возраст наблюдается и у представителей правоохранительных структур и лиц, занимающихся подземными работами. В связи с напряженностью своей трудовой деятельности они имеют право выхода на пенсию в 60 лет. Кроме того, выйти на пенсию на 2 года раньше имеют право те, кто в течение 45 лет уплачивал страховые пенсионные взносы.

Отдельного внимания заслуживает система профессиональных пенсий. Размеры пенсионных надбавок, которые отчисляют работодатели, зависят от заработной платы сотрудников. Как правило, такие отчисления накапливаются в собственных фондах работодателя или в частных банках.

При наличии возможности делать более значительные отчисления в страховые фонды будущие пенсионеры Германии имеют возможность обращаться в частные страховые компании, которые позволяют им самостоятельно определять сумму ежемесячных взносов.

В 2002 году министром труда и социальных отношений Германии была предложена система субсидирования, предполагающая обеспечение дотациями и налоговыми льготами тех, кто использует систему частных пенсионных накоплений. Подобный финансовый ход был сделан из соображений решения той проблемы, которая присутствует на данный момент и в Российской Федерации – старение нации, что является причиной невозможностью обеспечить в полной мере пенсионными выплатами в нужной мере всех пенсионеров.

Сама пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую жизнь, и выглядит следующим образом: «Rente = EP * ZF * RAF * aRW», где Rente – ежемесячная пенсионная выплата, выраженная в евро, EP – пенсионные баллы, накопленные пенсионером, ZF – выходной коэффициент, RAF – коэффициент, определяющий вид пенсии и, наконец, aRW – актуальная стоимость пенсионного балла на момент выхода пенсионера на пенсию. При этом, согласно параграфу 63 шестой книги Социального кодекса Германии, пенсионный балл – сумма пенсионных отчислений в течение одного года от зарплаты равной среднестатистической годовой зарплате всех застрахованных в пенсионном фонде. Таким образом, наиболее частой является ситуация, когда количество пенсионных баллов равна количеству лет трудового стажа. Что касается коэффициента ZF, то он связан непосредственно с тем моментом, когда пенсионер решил выйти на пенсию. Если он сделал это своевременно – при достижении им пенсионного возраста, величина коэффициента равна 1. Соответственно, коэффициент может варьироваться – если выход на пенсию был преждевременным, то коэффициент будет меньше единицы (уменьшается на 0, 003 за каждый календарный месяц, который предшествует пенсионному возрасту), если пенсионер продолжает заниматься трудовой деятельностью после достижения им пенсионного возраста – его ZF увеличивается на 0,005 за каждый календарный месяц, следующий после достижения установленного возраста.

Заслуживает внимания и такой реализуемый в Германии принцип, как принцип выравнивания пенсионных накоплений в связи с расторжением брака. Таким образом, если один из супругов заработал большую пенсию, чем другой, например, если женщина занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, то при расторжении брака, ежемесячно выплачиваемые пенсии будут поделены поровну.

Позиционирование Германией себя как социального государства не позволяет ей каким-либо образом дискредитировать государственную политику в области пенсионных правоотношений. Действительно, подобная модель пенсионной системы, безусловно, заслуживает внимания. Так, представляется довольно перспективной имплементация в российскую систему пенсионного обеспечения принципа выравнивая пенсионного накопления и заимствования практики выхода на пенсию граждан, не достигших пенсионного возраста при их самостоятельных отчислениях в Пенсионный Фонд.

Не следует упускать из внимания тот факт, что пенсионный возраст в Германии значительно превышает пенсионный возраст в Российской Федерации. И даже несмотря на то, что отечественным законодателем время от времени предпринимаются попытки его повышения – вряд ли в ближайшем будущем он достигнет отметки «70». Однако причины повышения пенсионного возраста в обеих пенсионных системах являются лишь попытками искусственной нормализации соотношения работающих граждан и пенсионеров – к сожалению, на данный момент развития экономической основы государств едва ли можно представить более доступный инструмент увеличения части государственного бюджета, отведенного для пенсионных выплат.

В этой связи кажется вполне обоснованным предложение о развитии института частных пенсионных накоплений. Для поддержки подобной государственной политики государство могло бы обратиться к практике Германии относительно введения дотаций и налоговых льгот для граждан, осуществляющих внесение взносов в негосударственные пенсионные фонды. Однако для граждан Российской Федерации характерна тенденция недоверия к негосударственным, коммерческим финансовым предприятиям, что вполне объяснимо с точки зрения историко-политических событий, а также исходя из основ менталитета нации. Предположительно, уровень доверия может наблюдать объективный рост в случае, если государство усилит контроль за подобными организациями и ужесточит меры юридической ответственности за финансовые правонарушения, осуществляемые этими юридическими лицами и их административным составом.

Кроме того, автор солидарна с учеными [1, 6, 7], считающими, что органы прокуратуры в результате осуществления надзорной и правотворческой деятельности, могут внести существенный вклад в защиту пенсионных прав российских граждан и совершенствование пенсионной системы Российской Федерации.

 

Список литературы

 

1.     Евдокимов К.Н. Роль конституции РФ в развитии современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // Проблемы совершенствования прокурорского надзора сборник статей. Иркутск, 2013. С. 9-13.

2.     Прокофьев Н. Н. Особенности преобразований российской пенсионной системы // Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 2. С. 94-103.

3.     Скурова А. В. Особенности негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 4. С. 56-69.

4.     Сухорукова  Е. В.  Пенсионная  система  России:  проблемы   и   перспективы реформирования // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 5. С. 122-138.

5.     Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Амосова Т.В. Сравнительное правоведение : учебное пособие / Под редакцией А.В. Юрковского. – Иркутск, 2016. – 175 с.

6.     Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции : учебное пособие. - Иркутск, 2012. - 199 с.

7.     Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности : учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. - Иркутск, 2014. - 239 с.