Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ УК РФ 1996 Г

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
       Разработка и принятие УК РФ 1996 г. имеют свою не безынтересную и длительную историю, которая довольно подробно описывается в юридической литературе46. В период с 1988 по 1994 г. в России было подготовлено свыше десяти проектных работ47. Первый и наиболее известный проект Уголовного кодекса России был разработан в 1991-1992 г.г. рабочей группой, созданной при Министерстве юстиции РФ48.
   Данный проект УК исходил из следующих концептуальных положений: 1) оптимального обновления УК, интенсификации уголовно-правовых мер борьбы с преступностью; 2) всеобъемлющей реализации принципов законности, справедливости, равенства (вины), гуманизма; 3) приоритетности охраны жизни и здоровья гражданина; 4) верховенства международного уголовного права над внутринациональным; 5) неуклонного следования двум генеральным направлениям уголовно-правовой политики: суровой ответственности за тяжкие преступления и криминальный рецидивизм, с одной стороны, декриминализации преступлений и либерализации наказания в отношении преступлений небольшой тяжести и случайных правонарушителей - с другой; 6) всемерного повышения профилактических возможностей уголовного закона49.
       Вот как описывает этот проект один из главных его разработчиков - Б.В. Волженкин. В данном проекте была впервые выделена самостоятельная глава об уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Принципиально новыми подходами отличались глава о хозяйственных преступлениях, где была сделана попытка отразить кардинальные перемены, происходившие в условиях перехода к рыночной экономике, следствием чего являлось появление в проекте УК статей об ответственности за лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, нарушение порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг, ложное и злостное банкротство, нарушение антимонопольного законодательства, незаконное использование товарного знака, коммерческий подкуп, разглашение коммерческой тайны, промышленный шпионаж и др. Глава о должностных преступлениях основывалась на новом понимании должностных преступлений как совершаемых только публичными служащими. В проект были включены самостоятельные главы об экологических и транспортных преступлениях50.
        Впервые в законопроектной практике была применена оригинальная методика унификации и оптимизации санкций с применением ЭВМ, прошедшая экспертизу во Франции. Она отрабатывалась группой программистов под руководством профессора С.В. Бородина. Ее применение позволило устранить умозрительность конструирования санкций и четко их систематизировать51.
     Проект был в октябре 1992 г. внесен Президентом РФ в Верховный Совет РФ для доработки и рассмотрения. Однако в силу обострившихся противоречий между Верховным Советом и Президентом и других причин, главным образом субъективного характера, данный проект не был рассмотрен Верховным Советом52.
     В октябре 1994 года в Государственную Думу были внесены два проекта УК РФ. Один – Президентом, другой – альтернативный – депутатами В.И. Илюхиным и В.Д. Филимоновым, который базировался на первом президентском проекте 1992 г53. Во внесенном Президентом проекте содержались дискуссионные положения, связанные с отказом от материального определения понятия преступления, введением уголовной ответственности для юридических лиц, исключением административной преюдиции, исключением исправительных работ из системы наказаний, введением еще одной разновидности неосторожной вины – преступного невежества и ряда других54.

  45 Статья написана по заданию Министерства образования и науки РФ № 29.1367.2014/к на выполнение научно-исследовательской работы в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности.
46 См., напр.: Курс уголовного права. В 5 т. Т. 1. Общая часть: Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2002. С. 56-57; Кузнецова Н.Ф. К истории проектов уголовных кодексов Российской Федерации // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995, № 2. - С. 54-63 и др.
47 См.: Российское уголовное право. Общая и Особенная части: учебник. В 3 т. Т. 1. Общая часть. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Лопашенко. – М.: Юрлитинформ, 2014. С. 23 (автор главы – Н.А. Лопашенко).
48 См.: Энциклопедия уголовного права. Т. 1. Понятие уголовного права. – Издание профессора Малинина – ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2-е изд. СПб., 2008. С. 704-705 (автор главы – Б.В. Волженкин).
49 См.: Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А.И. Коробеева. Т. I: Преступление и наказание. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. С. 186 (автор главы – Н.Ф. Кузнецова).
50 См.: Энциклопедия уголовного права. Т. 1. Понятие уголовного права. С. 705.
51 См.: Курс уголовного права. В 5 т. Т. 1. Общая часть: Учение о преступлении. С. 57 (автор главы – Н.Ф. Кузнецова); Бородин С.В. Пути оптимизации выбора санкции при разработке проектов уголовных кодексов республик (юридический аспект) // Советское государство и право. 1991. № 8. С. 73-89.
52 См.: Энциклопедия уголовного права. Т. 1. Понятие уголовного права. С. 706.

      Выходом из сложившейся ситуации явилось создание согласительной комиссии, объединившей эти два проекта в один, который и был, в конечном итоге, рассмотрен Государственной Думой. В результате длительной законодательной процедуры, где имело место и отклонение закона Советом Федерации, и вето Президента, в 1996 году был принят ныне действующий Уголовный кодекс РФ.
     Данный закон разрабатывался и принимался в непростое для России время. Этот сложный период был ознаменован, как принято говорить, крупнейшей геополитической катастрофой XX века - распадом СССР. После обретения полной независимости в Российской Федерации настала пора коренной реформы, затрагивающей все отрасли права, в том числе и уголовное право. Если говорить о предпосылках формирования уголовного законодательства, то в первую очередь нужно обозначить существовавшие в то время первичные или базисные социально-экономические отношения, так как правовые отношения предопределяются именно материальными отношениями.
      В начале 90-х г.г. в России начались радикальные экономические преобразования. Указом Президента со 2 января 1992 г. была проведена либерализация цен, приведшая к гиперинфляции в экономике, резкому падению курса рубля по отношению к твердой конвертируемой валюте, обесцениванию накоплений населения (отсутствовал инфляционный коэффициент по вкладам граждан в сберегательных кассах, поэтому все банковские вклады населения были полностью обесценены). Гиперинфляция сразу же привела к значительному снижению реального размера всех денежных доходов населения (в первую очередь, заработной платы и пенсий). В реальном секторе экономики произошел резкий спад, вызванный, в первую очередь, кризисом неплатежей, повышением цен.
    Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %55.
    Дальнейшие экономические преобразования вылились в крупномасштабную приватизацию государственных предприятий. Причем это было проведено с повсеместным и грубым нарушением закона (яркий пример - знаменитые залоговые аукционы), с реализацией государственных активов по остаточной стоимости, т.е. почти «бесплатно».
      На фоне таких негативных социально-экономических факторов как обнищание подавляющего большинства населения, сопровождающегося высочайшей степенью расслоения по доходам, кризис неплатежей, мошенническая приватизация, сокращение производства и увеличение безработицы (как следствие, повышение смертности и снижение рождаемости), не мог не вырасти уровень преступности.
       Большие возможности получения «легких» денег, объявленная свобода общественных отношений, а главное - ослабление государственного контроля придали реформам криминальный характер. В 1991-1993 годах, когда происходили наиболее радикальные политические и экономические перемены, произошел наибольший всплеск преступности, значительно вырос не только уровень преступности, но и доля преступлений, непосредственно направленных на жизнь, здоровье и имущество граждан. Так, количество зарегистрированных убийств или покушений на убийства в 1993 году стало в 1,8 раза больше, чем в 1991 году; тяжких телесных повреждений - в 1,6 раза; разбойных нападений - в 2,2 раза; грабежей - в 1,8 раза. В последующие годы (1994-1999) уровень преступности, по данным МВД РФ, оставался очень высоким (в среднем 1750 зарегистрированных преступлений на 100 тысяч граждан ежегодно) и в 2000 году составил 2,952 млн. зарегистрированных преступлений56.

53 См.: Полный курс уголовного права. Т. I: Преступление и наказание. С. 188.
54 См.: Энциклопедия уголовного права. Т. 1. Понятие уголовного права. С. 707.
55 См.: Львов Д.С., Овсиенко Ю.В. Об основных направлениях социально-экономических преобразований // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.
56 См.: Коленникова О. А. Рыночные реформы и ослабление безопасности населения / Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. С. 272—281.

       Среди иных факторов, вызвавших всплеск преступности, можно отметить ухудшение нравственного состояния общества и ослабление воздействия норм морали. К этому, в свою очередь, подтолкнула произошедшая в стране смена общественно-экономической формации, сопровождавшаяся утерей существовавших идеологических ориентиров, резким снижением материальной обеспеченности населения, повальная безработица и др. Здесь также уместно будет упомянуть о хроническом недофинансировании правоохранительных органов, следствием чего становилось их ослабление, в том числе и из-за кадровых утечек, и из-за повышения их коррумпированности.
     Кроме социально-экономических, необходимо выделить еще и политико-правовые предпосылки формирования уголовного законодательства. При реформировании законодательства, в первую очередь, диктовалась необходимость избавления уголовного права от существовавших советских политико-идеологических установок. Также необходимо было адекватно отреагировать на новые вызовы. В частности, необходимо было криминализировать деяния, посягающие на зарождающиеся экономические отношения, будь то незаконное предпринимательство, монополизация товарных рынков и недобросовестная конкуренция, уклонение от уплаты налогов и др.
      Принятие Конституции РФ 1993 г. вызвало необходимость учета при формировании нового уголовного законодательства принципиально иной иерархии ценностей (личность – общество – государство). Конституционные нормы отныне разрешали применение смертной казни только за посягательства на жизнь; также устанавливалась равная правовая охрана различных форм собственности. Эти и иные положения следовало учитывать при принятии нового уголовного кодекса.
      Приведенные выше социально-экономические и политико-правовые факторы не только свидетельствовали о своевременности реформирования уголовного законодательства, но диктовали принятие абсолютно нового уголовного закона.