Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 октября 2017г.

Под процессуальной формой стадии уголовного судопроизводства понимается определенная процессуальная процедура, определенный порядок выполнения, производства процессуальных действий, определяемый содержанием непосредственных задач, целей данной стадии и особенностями выражения в ней общих принципов процесса. Как справедливо отмечают Л. Б. Алексеева, А. М. Ларин и М. С. Строгович, «…в процессуальном праве значение правовой, именно процессуальной формы особенно велико в силу самой сущности уголовно-процессуального закона, уголовного судопроизводства» [5, с. 18].

Как свидетельствует анализ правоприменительной практики, существующая в настоящее время процессуальная форма стадии возбуждения уголовного дела как начального этапа досудебного производства не в полной мере гарантирует обеспечение законных интересов лиц, являющихся участниками данной стадии.

В Концепции судебной реформы, разработанной в 1991 г., отмечалось, что административная по своей природе доследственная проверка заявлений и сообщений о совершении преступления до возбуждения уголовного дела по сути представляет собой суррогат расследования. При этом информация добывается непроцессуальными, то есть наименее надежными в контексте уголовного судопроизводства, средствами [3, с. 88].

Между тем, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, который вступил в действие с 1 июля 2002 года, доследственная проверка не была ликвидирована. Более того, законодатель федеральным законом от 04.07.2003 № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации» [1] предусмотрел возможность продления срока проверки сообщений о преступлениях до 30 суток в случае проведения документальных проверок или ревизий.

Через три года, федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ [2] «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» перечень способов проверки заявлений и сообщений о преступлениях был существенно расширен. В настоящее время дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа при проверке сообщения о преступлении вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, в установленном УПК РФ порядке изымать документы и предметы (при этом в Кодексе порядок их изъятия не закреплен), назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов (в том числе психологов), давать органу дознания  обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Принятием федерального закона от 04.03.2013 № 23-ФЗ законодатель сделал серьезный шаг и в направлении защиты прав и законных интересов невластных участников стадии возбуждения уголовного дела. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечена возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. В УПК РФ (ст. 49 и ч. 1.1 ст. 144) закреплены следующие права этих лиц: 1) право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ, 2) право пользоваться услугами адвоката, в том числе право лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, пользоваться помощью защитника; 3) право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ; 4) право на применение мер безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в порядке ч. 9 ст. 166 УПК РФ (не приведение в протоколе данных о личности). Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

Несмотря на отмеченное, порядок уголовно-процессуальной деятельности на данном этапе досудебного производства и в настоящее время детально не регламентирован, в отличие от всех последующих   стадий    уголовного    судопроизводства.    При    этом,    как    справедливо    отмечает Л. Н. Масленникова, «в условиях режима законности общественные отношения, возникающие при осуществлении процессуальной деятельности, могут существовать только как юридические отношения, и не могут выступать в виде фактических отношений вне процессуальной формы» [8, с. 18-19].

Между тем, для того, чтобы фактические отношения в стадии возбуждения уголовного дела признавались уголовно-процессуальными, они должны быть урегулированы нормами уголовно- процессуального права, поскольку «правоотношений не может быть, пока нет нормы, которая бы регулировала эти отношения. Иначе говоря, уголовно-процессуальное правоотношение – это всегда результат регулирования поведения граждан, государственных органов и должностных лиц при возбуждении дела, его расследовании, судебном разбирательстве и при производстве в других стадиях уголовного процесса» [6, с. 77].

Следует также отметить, что в связи с особенностями, касающимися участников стадии возбуждения уголовного дела, ее процессуальной формы, наряду с уголовно-процессуальными существуют и иные общественные отношения, регулируемые другими отраслями права (преимущественно административного) и ведомственными нормативными актами, «в результате чего ряд прав и законных интересов соответствующих участников не обеспечены уголовно-процессуальными гарантиями, что требует детальной законодательной регламентации предварительной проверки информации о преступлениях» [7, с. 15-17].

Следует также отметить, что фактически участниками стадии возбуждения уголовного дела, не имеющими соответствующего процессуального статуса, могут являться (и в этом заключается специфика стадии в том виде, в котором она предусмотрена в УПК РФ): 1) очевидцы происшествия (по сути являющиеся свидетелями), 2) иные лица, у которых отбираются объяснения (например, бухгалтер предприятия, на котором предположительно было совершено отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), 3) лица, пострадавшие от преступления, 4) лица, заподозренные в совершении преступления. Отмеченное обстоятельство влечет необходимость внесения соответствующих дополнений в УПК РФ, закрепив права, обязанности и ответственность, во- первых, очевидцев происшествия и иных лиц, у которых отбираются объяснения, по сути являющихся свидетелями; во-вторых, заявителя о преступлении; в-третьих, лиц, пострадавших от преступления; в- четвертых, лиц, заподозренных в совершении преступления.

Принимая во внимание вышесказанное, представляется целесообразным отказ от стадии возбуждения уголовного дела как самостоятельной стадии российского уголовного процесса и трансформация досудебного производства в предварительное расследование как первую стадию российского уголовного процесса.



Список литературы

 

1.   Федеральный закон от 04.07.2003 № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №  27 (часть I). Ст. 2706.

2. Федеральный закон от 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 9. Ст. 875.

3. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. 110 с.

4. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.09.1963 «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1963. № 36. Ст. 661.

5. Алексеева Л. Б. Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности / Л. Б. Алексеева, А. М. Ларин, М. С. Строгович; Отв. ред. В. М. Савицкий. – М.: Наука, 1979. – 320 с.

6. Божьев В. П. Уголовно-процессуальные правоотношения / В. П. Божьев. – М.: Юрид. лит., 1975. – 176 с.

7.    Марфицин П. Г. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис… канд. юрид. наук / П. Г. Марфицин. – М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1993. – 20 с.

8. Масленникова Л. Н. Процессуальное значение результатов проверочных действий в доказывании по уголовному делу: Учеб. пособие / Л. Н. Масленникова. – М.: Академия МВД РФ, 1993. – 58 с.