Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФЕДЕРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
В первые годы советской власти вплоть до 30-х годов XX века руководство Советского государства предпринимало отчаянные попытки практической реализации теоретических положений национальной и федеративной политики, нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений, которые объективно способствовали укреплению советской власти в сложном многонациональном и проблемном северокавказском регионе. Руководство Советского государства прилагало огромные усилия (экономические, военные, политические и т.д.) для борьбы с повстанческим движением на Северном Кавказе, особенно в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Карачае, одновременно определяя сложный и противоречивый путь его социально-экономического, политического и культурного развития [1, 6]. Советское государство с первых лет советской власти предоставило малочисленным коренным народам Северного Кавказа статус автономий в составе РСФСР, что стало прочной основой национально-государственного строительства в регионе. Такая политика и практика, по мнению руководства Советского государства, должны были положить конец повстанческому движению, идеологии и практике сепаратизма, политическому и религиозному экстремизму и одновременно четко определить статус коренных народов Северного Кавказа в составе единого многонационального, федеративного территориально целостного советского государства [2, 10]. Советское государство уже в период Гражданской войны проводило продуманную и гибкую национальную и межконфессиональную политику, предоставляя малочисленным коренным народам право на национальное самоопределение в составе РСФСР. Государственные органы советской власти как в центре, так и на местах настойчиво и целенаправленно искали наиболее совершенную модель экономического, политического и культурного развития малочисленных народов Северного Кавказа в составе единого многонационального федеративного Советского государства. Советское государство с первых лет своего существования оказывало народам Северного Кавказа огромную помощь в социально-экономическом и политическом развитии. Однако социально-экономическое положение Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана, Кабарды, Балкарии и Карачая определялось общей тяжелейшей обстановкой, сложившейся в стране к концу Гражданской войны и в первые годы советского строительства[3, 13]. Так, «из 162 промышленных предприятий, находившихся в ведении совнархоза Горской республики, в 1921 году лишь отчасти работали 82, остальные стояли по причине отсутствия сырья и средств. Ведущие отрасли промышленности, нефтяная и цветная металлургия, находились в состоянии полного расстройства»[4, 6].
Следует подчеркнуть, что руководству Советского государства, благодаря гибкой и дальновидной национальной политики удалось уже в 20-е годы XX в. добиться больших результатов. Народы Северного Кавказа видели огромные усилия Советского государства, направленные на ликвидацию фактического неравенства ранее отсталых в экономическом и культурном отношении народов, на максимальное обеспечение их экономического, политического и культурного роста. Огромное значение для осуществления национальной и федеративной политики Советского государства имело правильное разрешение в регионе запутанного и сложного аграрного вопроса. Отметим, что на Северном Кавказе он был одним из самых острых вопросов социально-экономической и политической жизни [5, 20]. Однако осуществление мероприятий советской власти, направленных на обеспечение экономического, политического и культурного роста народов региона, не всегда поддерживалось частью населения. Причин для такого саботажа было несколько. Во-первых, загнанные в горы и леса, но недобитые антисоветские силы продолжали оказывать ожесточенное сопротивление советской власти. Во-вторых, органы советской власти на местах в проведении национальной, федеративной и конфессиональной политики не всегда проявляли необходимую гибкость, понимание сложной обстановки, допусками «силовой вариант» реализации установок ЦК РКП (б) и советского правительства. В-третьих, отдельные партийные и советские руководящие работники, в силу различных причин, недопонимали национальные, религиозные, бытовые и другие особенности, специфику малочисленных народов Северного Кавказа. Они обостряли и без того сложные, а порой и натянутые взаимоотношения органов советской власти и трудящихся масс. В-четвертых, различные националистические и религиозные идеологи вели систематическую, продуманную работу, направленную на возбуждение недовольства народом, или хотя бы его частью, советской властью[6, 249].Следует отметить, что по мере роста недовольства населением Советской властью силовой аргумент становился решающим и наиболее востребованным. Изучение истории межнациональных отношений, национально-государственного строительства на Северном Кавказе, военного и этнополитического противостояния в первые годы советской власти имеет важное научное и практическое значение. Именно такой подход помогает воссоздать более полную и объективную картину сложной, противоречивой политической жизни малочисленных народов Северного Кавказа, показать в целостном виде огромные мероприятия Советского государства в сфере национальной и федеративной политики и межнациональных отношений в сложном и проблемном регионе в 20-е - 30-е годы прошлого столетия. Необходимо показать гигантские усилия центральной советской власти, осуществлявшей в период Гражданской войны и в первые годы советского строительства наиболее оптимальную концепцию экономического, политического и культурного развития народов Северного Кавказа, предоставив им статус национальных автономий в составе территориально целостного Советского государства. Большое значение имеет объективное изучение того огромного влияния на народы Северного Кавказа, которое оказали произошедшие за указанный период социально-экономические, духовно-нравственные, политические, территориальные и административные изменения на многонациональное население региона, развитие хозяйственных, политических и культурных связей с русским и другими народами многонационального Советского федеративного государства. Это тем более актуально, что в 90-е годы XX в. на Северном Кавказе под влиянием многих объективных и субъективных факторов снова реанимировались проблемы периода Гражданской войны и первых лет советского строительства (сепаратизм, националистический и религиозный экстремизм, терроризм, бандитизм, ошибки и просчеты федерального центра в проведении национальной и федеративной политики, в реализации различных военных операций по наведению «конституционного порядка» на Северном Кавказе и т.д.)[7]. Следует особо подчеркнуть, что именно в 90-е годы XX в. в Российской Федерации сформировались политики и политические силы, которые для «укрепления российского общества» предлагали и продолжают предлагать «оптимальные механизмы решения проблем Северного Кавказа», среди которых имеются и такие авантюристические и чрезвычайно опасные, как ликвидация национальной государственности коренных народов Северного Кавказа, свести их политическое право к культурной автономии[8].До сих пор в Российской Федерации есть политические силы, желающие кардинально изменить историю и судьбу народов Северного Кавказа, существенно занизить их государственно-правовой и политический статус, ссылаясь на большую опасность существования республик в составе Российской Федерации, неэффективность сложившейся при советской власти административно-территориальной системы, национально-государственного устройства, якобы тормозящей социально-экономическое, федеративное, культурное развитие Российской Федерации. Есть даже такие политики и политические силы, которые предлагают вернуться к дореволюционному принципу государственного обустройства страны, где вместо республик везде «должны быть губернии». Следует подчеркнуть, что эти политики и политические силы не желают замечать бесперспективность и авантюризм подобных предложений и рекомендаций, которые в случае их практической реализации могут привести к развалу по национальному признаку Российской Федерации[9, 43]. Анализ национальной и федеративной политики Советского государства на Северном Кавказе с первых лет советской власти и до 30-х годов, начального этапа национально-государственного строительства в многонациональном и многоконфессиональном регионе, сопровождавшийся вооруженной борьбой советской власти и различных антисоветских вооруженных сил, охватывает территории Республики Дагестан, Чеченской республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской республики и Карачаево-Черкесской республики. 1917 - 1937 годы - сложнейший период Гражданской войны и грандиозных политических, экономических, культурных преобразований не только в жизни малочисленных горских народов Северного Кавказа, но и других народов Советского, федеративного государства. Революция 1917 г. в России, кровопролитная Гражданская война, которая на Северном Кавказе велась с особой жестокостью в специфических условиях, дальнейшее вооруженное противостояние советской власти и антисоветских повстанческих отрядов в 20-е - 30-е годы XX века, советская модернизация в сложном регионе стали масштабными и судьбоносными событиями в истории дагестанцев, чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, черкесов и других малочисленных народов.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года в России стали серьезным импульсом для активных поисков национально-государственного устройства горских народов Северного Кавказа, подвергавшихся в условиях царского самодержавия дискриминации, беспощадной эксплуатации, гонениям и притеснениям. Гражданская война и военно-политическое противостояние в первые годы советской власти на Северном Кавказе стали трагической страницей в истории народов региона. В то же время, именно в этот период был заложен фундамент национально-государственного строительства коренных народов Северного Кавказа, политического и культурного прогресса, бывших угнетенных и потому отставших в своем экономическом, политическом и культурном развитии горцев. Таким образом, указанный период истории наполнен масштабными событиями, которые имели как негативные последствия, так и позитивные в судьбе горских народов. О негативных и позитивных последствиях до сих пор не умолкают споры не только профессиональных историков, но и представителей других профессий, включая политических, общественных и религиозных деятелей[10]. Таким образом, период кризиса центральной государственной власти в России (СССР), на Северном Кавказе традиционно реанимируются причины сепаратизма, экстремизма, терроризма, межнациональной и этнополитической напряженности[11]. Выйдя из кризиса, руководство Советского государства в конце 20-х - начале 30-х годов XX века нашло возможности «навести порядок» в мятежном регионе (в том числе и силовыми методами). Однако «наведение порядка» силовыми методами, с использованием армейских частей, с физическим уничтожением многих тысяч людей не был показателем эффективности властей. Следовательно, органы государственной власти, используя военную силу для «наведения порядка» на Северном Кавказе, не решали серьѐзные проблемы, а лишь временно «заглушали» (события в 90-е годы XX века на Северном Кавказе подтверждают данный вывод).


Список литературы
1. Кравченко И.Н. Реализация государственной политики России в Северокавказском регионе // НаукаПарк. 2013. № 5 (15). С. 2-6.
2. Кравченко И.Н. Противостояние федерального центра и Чеченской республики: исторический аспект // НаукаПарк. 2013. № 6 (16). С. 9-13.
3. Кравченко И.Н., Гузынин Н.Г. О роли концепции государственной национальной политики в России // НаукаПарк. 2014. № 5 (25). С. 16-19.
4. 4.Гузынин Н.Г., Кравченко И.Н. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе // НаукаПарк. 2014. № 4 (24). С. 2-7.
5. Кравченко И.Н. О необходимости совершенствования политики Российской Федерации на Северном Кавказе в начале XXI века // НаукаПарк. 2013. № 6/3 (19). С. 19-26.
6. Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в аграрных вузах // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 2 (14). С. 248-251.
7. Кравченко И.Н. Взаимоотношения федерального центра и Чеченской республики в 90-е гг. XX века: исторический аспект// Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Владикавказ, 2005.
8. Кравченко И.Н. Взаимоотношения федерального центра и Чеченской республики в 90-е гг. XX века: исторический аспект // дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Владикавказ, 2005.
9. Кравченко И.Н. Чеченский кризис: причины, характер, последствия (90-е годы XX века) // Монография. Кравченко И.Н. Владикавказ, 2010.
10. Асеев Ю.И., Кравченко И.Н. Мировой кризис и бизнес-сообщество России // Монография. Асеев Ю.И., Кравченко И.Н. Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та. 2013.
11. Асеев Ю.И., Кравченко И.Н. Россия накануне очередного мирового кризиса // Учебное пособие. Асеев Ю.И., Кравченко И.Н. Ставрополь: АГРУС Ставропольского аграрного гос. ун-та. 2014.
12. Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Проблемы и перспективы реализации государственной политики России в Северокавказском регионе // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 16. С. 60-65.