Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЖЕНЩИН ВО ВЗГЛЯДАХ ПЕРЕДОВЫХ РОССИЙСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Освобождение крестьян, изменившее коренным образом экономические и социальные отношения России, привело значительную часть населения к необходимости изыскивать себе средства к существованию. Именно в это время в России и зародился «женский вопрос». На рынке труда появился незнакомый дотоле тип женщины, ищущей, подобно своему собрату мужчине, работы, обеспечивающей ей хлеб насущный. А вместе с ним пришло требование свободы образования, так как без этого все двери интеллигентного заработка оставались перед ней закрытыми… Разумеется, окончившие высшие учебные заведения женщины требовали также свободного доступа на государственную и частную службу» [4, С. 111]. В этой связи целесообразно обратиться к демократическим идеям, вдохновившим женщин на борьбу за свои права. Концепция о равноправии женщин являлась частью политико-культурной жизни прогрессивной интеллигенции. Она сформировалась как естественное требование жизни под влиянием демократических общественных преобразований в России. Проблема раскрепощения женщины, освобождения еѐ из-под гнета патриархального семейного уклада рассматривалась многими прогрессивными деятелями России, такими как Герцен А.И., Огарев Н.П. и другие. Так, А.И. Герцен, вспоминая в своих мемуарах «Былое и думы» о высокой нравственности, проявленной декабристками, размышлял таким образом: «Вообще женское развитие – тайна: все ничего, наряды да танцы, шаловливое злословие и чтение романов, глазки и слезы – и вдруг является гигантская воля, зрелая мысль, колоссальный ум. Девочка, увлеченная страстями, исчезла, и перед вами Теруань де Мерикур, красавица-трибун, потрясающая народные массы» [1, С.347]. Судя по мемуарам Герцена, в сознании передового русского человека его времени представления о таком женском героизме сплавлялись воедино с представлениями о мятежном бунтарстве героинь Французской буржуазной революции 1789 года, мечтавших о свободе и равенстве. Тут же, в «Былом и думах», Герцен описывает свою зарубежную встречу с одной из соотечественниц и называет ее за воинственный пыл и истовую веру в свое предназначение влиять на судьбу отечества «мирной Шарлоттой Корде» или «Шарлоттой Корде из Орла» [2, С.252]. На такой «сплавленной» символике шло, похоже, воспитание женщин его поколения – поколения революционных демократов, которое можно считать также и поколением первых отечественных феминисток и феминистов. Пирогов Н.И., автор множества статей и писем по женскому вопросу, в июле 1856 года опубликовал в журнале «Морской сборник» знаменитую статью «Вопросы жизни», получившую большой резонанс в обществе [6, С.248]. В статье женский вопрос рассматривался в ряду фундаментальных вопросов общественного развития. «Образование и воспитание женщины, – впервые во всеуслышание заявил знаменитый врач и педагог, «требует перемены» [7, С.71].
Значительное влияние оказали на мировосприятие образованной части женщин идеи Чернышевского Н.Г., Добролюбова Н.А., Михайлова М.И., Писарева Д.И., Тихонравова Н.С., Буслаева Ф.И. [8, С.32] Они выступали за уравнение женщин в правах с мужчинами, освобождение их из-под семейного гнета, вовлечение во все сферы общественной жизни. Так, Н.Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» поднял в нем тему эмансипации до уровня наиболее значимых проблем русской жизни. Для него гуманизация отношений между полами – обязательная основа радикальных перемен в обществе. Он рассматривал эмансипацию как процесс двусторонний, в равной мере необходимый и мужчине, и женщине. В знаменитом «четвертом сне» героини романа Веры Павловны появляется таинственная «светлая красавица». Прежде чем научить героиню новым принципам жизни, она раскрывает загадку своего происхождения: «Мужчина становился разумнее, женщина тверже и тверже осознавала себя равным ему человеком, – и пришло время, родилась я. Это было недавно». Любому шестидесятнику было ясно, что «светлая красавица» – символ свободы и равенства, возвещенных недавней французской революцией, и еще – символ новой женщины, ее обобщенный образ. У недоверчивого читателя пропадали последние сомнения на этот счет, когда на следующих страницах романа он вчитывался в суждения «светлой красавицы» о грядущем царстве свободы и справедливости, которые она призвана утвердить. «Новое во мне, – заявляла «светлая красавица», - равноправность любящих, равное отношение между ними, как людьми... Когда мужчина признает равноправность женщины с собой, он отказывается от взгляда на нее, как на свою принадлежность... Из него, из равенства, и свобода во мне, без которой нет меня» [9, С.276]. Чернышевский был убежден, что в преобразовании отношений между полами, в установлении партнерства, равенства, взаимного доверия и уважения, мужчина должен быть не просто активным началом, но, если нужно, и началом страдательным – ведь на нем лежит вина за многовековое рабство женщины. Чернышевский предлагал что-то вроде мер по «дискриминации» мужчины – его повышенной ответственности за перестройку отношений между полами, и в первую очередь семейных отношений. Чернышевский первым указал путь, по которому должны идти молодые женщины, если они хотят освободиться от домашнего гнета, – производственные ассоциации, артели. Девушки и женщины узнали о семье нового типа, о фиктивном браке. Это в значительной степени стимулировало их независимое поведение в семье и обществе. Образ Веры Павловны Розальской стал символом радикального освобождения женщин. М.Л.Михайлов – автор первого манифеста русского феминизма, литературный критик одним из первых в России выступил в защиту женщин. Его статьи «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе», «Женщины в университете», «Джон Стюарт Милль об эмансипации женщин», произвели в русских умах землетрясение» [5, С. 121] и стали программой действий для целого поколения русских девушек. Считая дискриминацию женщин одной из разновидностей социального гнета, Михайлов признавал право женщин на экономическую независимость, личную и духовную свободу, отвергал институт церковного брака. Среди радикально настроенной части интеллигенции становились популярными взгляды К.Маркса, Ф.Энгельса, А.Бебеля о классовой природе дискриминации женщин в условиях капитализма [3, С. 180]. В конце XIX – начале ХХ века проблемы раскрепощения женщин, уравнивания их в правах с мужчинами, вовлечения в общественно-политическую жизнь занимали умы все большего числа педагогов, учѐных, писателей, государственных деятелей.

 Список литературы
1. Герцен А.И. Былое и думы. – Ч. 1. – М., 1969.
2. Там же.
3. Гришина З. Женское движение (XVIII-XIX вв.) /Энциклопедия. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г., том 2.
4. Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М., 1972. – С. 62-81, цит. по Фиминизм и гендерные исследования. Сост. Успенская В., Тверь, 1999.
5. Михайлов М.Л. Женщины, их воспитание и назначение в семье и обществе // Утопический социализм в России. М., 1985; Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания: В 2 т. М., 1967. – Т. 1.
6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало ХХ вв. /Под ред. Э.Д.Днепрова. – М., 1976.
7. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. – М., 1953.
8. Тишкин Г.А. Чернышевский и раскрепощение женщин. // Чернышевский Н.Г. Эстетика, литература, критика. – Л.,1979; Тишкин Г.А. Чернышевский и проблема женской эмансипации. // Вестник ЛГУ, 1978. – № 20. – Вып. 4.
9. Чернышевский Н.Г. Что делать? М., 1957.