Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АБИТУРИЕНТЫ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА О ЕГЭ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Согласно Концепции модернизации российского образования37на период до 2010 года одним из главных приоритетов образовательной политики являлось обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования. В связи с чем, и был введен Единый государственный экзамен. Основными причинами введения ЕГЭ являются обеспечение объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ, повышение прозрачности процедуры приема в вузы, а также решение важной социальной задачи- обеспечение равных возможностей для абитуриентов из различных социальных групп при получении высшего образования. Как известно, до 2009 года каждый вуз самостоятельно формулировал и реализовывал свою собственную систему вступительных испытаний, а именно, выбор набора предметов и форму сдачи экзаменов, предъявляя конкретные требования к абитуриентам. В этих условиях выпускники школ, которые хотели получить высшее образование, должны были сдавать экзамены по окончании школы и отдельно в том вузе, куда они подавали документы. Но начиная с 2009 года, российские вузы обязаны принимать студентов на основе результатов ЕГЭ, который представляет собой систему стандартизированных экзаменов по различным предметам. Теперь ЕГЭ – это единственная форма выпускных экзаменов в школе и основная форма вступительных экзаменов в вузы. Главное преимущество ЕГЭ заключается в том, что на всей территории России при его проведении применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ, позволяющие сравнивать всех выпускников по уровню подготовки. Но полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения и находится в центре общественного обсуждения. Хотя ЕГЭ уже вошел в практику российского образования, но, тем не менее, до сих пор идут споры о том, каким образом повлияло на качество обучения его введение. О них спорят выпускники школ, педагоги, психологи, чиновники сферы образования, социологи и экономисты. Многие считают, что введение ЕГЭ является ошибочным решением, которое приводит к целому ряду негативных последствий, а другие делают акцент на достоинствах новой формы сдачи экзаменов. В связи с этим в июле 2014 года методом анкетирования было проведено социологическое исследование среди абитуриентов Южного федерального университета с целью изучения их отношения к ЕГЭ, а также выявления мотивов получения высшего профессионального образования. В исследовании были поставлены следующие задачи: во-первых, выявление уровня информированности выпускников о порядке проведения ЕГЭ. Во-вторых, определить трудности и формы нарушений, с которыми столкнулись абитуриенты во время сдачи ЕГЭ. В-третьих, охарактеризовать причины поступления в ЮФУ. В исследовании приняли участие 100 абитуриентов Южного федерального университета. Из них 50 юношей и 50 девушек. Большинство поступающих в университет - выпускники различных общеобразовательных учебных заведений Ростовской области. Прежде всего, абитуриентам был задан вопрос о том, создала ли школа все условия для получения хорошего среднего образования? Так, по мнению большинства респондентов, школа создала все условия для получения хорошего среднего образования – это 76% опрошенных. Однако 16% респондентов считают, что школа не обеспечила их такими условиями. Информация представлена на Рисунок 1.


37Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393)



Что касается уровня профессиональной квалификации учителей , то большая часть опрошенных   оценили уровень профессиональной квалификации учите лей своей школы ка к высокий – это 84% опрошенных  респондентов. Однако 16% респонден тов зая вляе т, ч то уровень профессионализма их учителем невысок. Результаты представлены на Рисунке 2.


Большинство опрошенных выпускников (88%) считает, что школа в полной мере информировала о сдаче, прохождении и подготовке к Единому государственному экзамену. Так о тве ти ли 84% респондентов мужского пола и 92% - женского. По мнения незначите льной части опрошенных (7%), школа недостаточно проинформировала и х об этом. Более по дробная информация представлена в Рисунке 3.




Результаты исследования свидетельствуют о том, что значительная часть абитуриентов отрицательно относятся к ЕГЭ, считая нынешнюю схему ЕГЭ легко уязвимой для фальсификаций – так ответили 36% опрошенных. Более четверти респондентов (29%) относятся к ЕГЭ положительно, при этом 16% считают, что ЕГЭ позволяет объективно оценивать знания, а 13% - что помогает побороть коррупцию при поступлении в вуз. Для более четверти опрошенных абитуриентов (27%) проблема ЕГЭ глубоко безразлична. Информация представлена в Табл.1.


Более половины опрошенных (52%) готовились к ЕГЭ с помощью репетитора, чуть менее четверти (22%) – с учителем в школе. Также значительная часть заявили, что готовились к экзамену самостоятельно – это 38%. Что касается результатов ЕГЭ, то более половины опрошенных респондентов (56%) довольны своими результатами, при этом полностью довольны лишь 13%. Но значительная часть респондентов недовольны результатами ЕГЭ – об этом заявили 38% опрошенных. Информация представлена на Рисунке 5.


В ходе опроса абитуриенты отметили следующие трудности, с которыми столкнулись во время проведения ЕГЭ:
 сложность заданий – 44%;
 организация экзамена – 13%;
 волнение – 4%;
 списывали соседи – 2%;
 запутался с бланками – 1%.
При этом достаточно значительная часть опрошенных отметили, что не испытывали каких-либо трудностей на ЕГЭ – это 38%. Информация представлена на рис.6. Также большинство абитуриентов (58%) отмечает, что не заметили никаких нарушений на ЕГЭ. Но были выявлены следующие нарушения: 15% респондентов указывали, что выпускники пользовались мобильным телефоном, 7% - знали заранее ответы, 4% - выполнять задания помогали учителя, 1%- выносили КИМ, 1% - часто и надолго выходили из кабинета.


Одной из целей исследования также является выявление мотивов получения высшего профессионального образования, в том числе мотивы поступления в Южный федеральный университет. Большая часть абитуриентов считает, что получение высшего образования гарантирует им престижную работу в будущем – так считает 44% опрошенных. А 31% респондентов отмечают, что профессию, которую они выбрали, предполагает наличие специальных знаний, которые они смогут получить только в вузе. Но каждый пятый заявляет о том, что вуз является следующей ступенью их образования, и они не представляют другого развития событий. Результаты представлены в Табл.2.


Как известно, наиболее важным этапом профессионального развития человека является профессиональное самоопределение и выбор будущей профессии в ранней юности. И как мы знаем, выбор профессии – задача очень сложная. И для того, чтобы сделать этот выбор надо учитывать свои способности, интересы, знать возможности различных профессий и др. И как показывает опрос, большинство опрошенных абитуриентов (62%) еще не определились с выбором будущей профессии, при этом 56% опрошенных выбирают между несколькими специальностями. И только 34% респондентов давно определились с выбором профессии. Более подробная информация представлена в Табл.3.


Структура мотивов поступления в ЮФУ по массиву в целом представлена следующим образом:
1. Высокое качество образования/ престижность вуза – 83%;
2. Наличие интересной специальности – 51%;
3. Возможность найти хорошую работу по окончании вуза – 38%;
4. Удобное расположение вуза – 16%;
5. Насыщенная студенческая жизнь – 15%;
6. Учились родители, родственники, знакомые – 1%.
При этом 6% опрошенных абитуриентов высказались о том, что им вообще безразлично, в каком вузе придется учиться. Результаты представлены в Табл.4.


Также абитуриентов спрашивали об источниках, из которых они получили информацию о Южном федеральном университете. На первом месте оказался веб - сайт университета, на котором представлена вся необходимая информация для абитуриентов – этот источник выбрали 64% опрошенных. Наиболее эффективными из источников являются и те, которые представляют сферу межличностных отношений. Именно самое близкое окружение (родители, друзья, знакомые) в наибольшей степени ориентируют абитуриентов на поступление в университет. В среднем их отметило 54% абитуриентов. Нельзя не отметить значимости проводимых «Дней открытых дверей» и образовательных выставок, которые также вносят довольно весомый вклад в распространение информации о ЮФУ (см. Рисунок 7).


В заключение, абитуриентов спрашивали о том, какие условия необходимы для поступления в ЮФУ. Подавляющее большинство респондентов (93%) считает, что необходима успешная сдача экзаменов, т.е. вступительных испытаний, 7% - победа в конкурсах/олимпиадах, 4% - знакомства и связи, 3% - наличие высокой материальной базы. Результаты представлены на Рисунке 8.


На основании вышеизложенного следует констатировать, что в общеобразовательных учреждениях достаточно хорошо проводится работа по информированию обучающихся о проведении экзаменов в форме ЕГЭ, а при подготовке к единому государственному экзамену большинство выпускников надеется на репетиторство, дополнительные занятия с учителем, а не на знания, полученные в ходе учебных занятий в школе. Как показал опрос, однозначного отношения абитуриентов к ЕГЭ пока не наблюдается. Одни считают, что нынешняя схема ЕГЭ уязвима для фальсификаций, а другие отмечают, что ЕГЭ позволяет объективно оценивать знания выпускников, а также помогает побороть коррупцию при поступлении в вуз. Что касается непосредственно самого проведения ЕГЭ, то одни указывают на то, что задания были сложными, а другие, что не испытывали на экзамене никаких трудностей. Такая же ситуация и с нарушениями на ЕГЭ: более 58% абитуриентов заявили, что не заметили каких-либо нарушений во время ЕГЭ, остальные указывают на различные виды нарушений, в том числе пользование мобильным телефоном, помощь преподавателей и др. Значительная часть абитуриентов считает, что без высшего образования они не получат престижную работу, при этом большинство из них не определись с выбором будущей профессии. Основными мотивами выбора Южного федерального университета являются высокое качество образования/престижность вуза, наличие интересной специальности и возможность найти хорошую работу по окончании вуза. Необходимым условием для поступления в ЮФУ, по мнению абитуриентов, является успешная сдача вступительных испытаний.

Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393).