Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Семья, ка к социа льная сис тема, предс тавляе т собой органическое единс тво социаль ной общности, социальной организации и куль туры. Поэтому структурно она может быть представлена в тре х аспекта х. Во - первы х, ка к совокупность объедине нны х и нди ви дов; во-вторы х, как иерар хия социальный ролей и с татусов; в- третьи х, как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Будучи структурной целостностью, семья сочетает в себе свойства социальной группы, организации и института. Семья как специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, складывается на базе совместной разносторонней деятельности, взаимной моральной ответственности и взаимопомощи. В ней реализуются не только потребности общества, но и потребности личности. Социальный институт семьи инструментально связан со всеми сферами жизнедеятельности общества - экономической, политической, социокультурной и духовной, поэтому является своеобразным барометром, чутко реагирующим на любые изменения социальной жизни. Все сказанное определяет институт семьи в качестве одного из важнейших факторов социальной эволюции. Семья выступает компонентом социальной структуры общества и формой социально-ценностного бытия людей, что и обуславливает ее субъектную самодостаточность. Семья создается и функционирует как единый организм для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей всех членов семьи. Одной из таких потребностей в жизни членов семьи, в данном случае - подростка, выступает выбор профессии, профессиональное становление, профессиональная мобильность. В процессе выполнения воспитательных функций, семья, как социальный институт, должна принимать во внимание возрастные и психологические особенности подростков. Семья, выступая единым инструментом, зачастую ведет психологическую работу по подготовке подростка к выбору профессии, дает первичные сведения и профессии, а также о рынке трудовых и профессиональных отношений, формируя основу трудовой деятельности. Главным условием готовности подростка к профессиональному выбору своей будущей профессии является его полноценное психологическое развитие, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, высокий уровень развития склонностей и способностей, самосознание. Работа семьи по формированию профориентационных качеств у подростка включает в себя как первичную подачу информации, так и обучение первичным основам профориентационной и трудовой деятельности. Семья в рамках воспитания осуществляет профессиональное становление будущего специалиста, формируя в нем выбор собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах профессионального бытия. Таким образом, основная роль семьи в процессе воспитания подростка сводится к созданию условий для самореализации, самовыражению, формированию самоопределения у подростка, который в своей дальнейшей профессиональной деятельности будет конкурентоспособен в профессиональной среде, и, следовательно, будет обладать безболезненной для своего внутреннего мира профессиональной мобильностью, обладая достаточной стрессоустойчивостью. Семья, рассматриваемая как социальный институт, применяет комплексный подход в воспитательном процессе и в формировании профессиональной мобильности у подростка, который, в свою очередь, осваивает основные аспекты всех интересующих его профессиональных областей, овладевает комплексом определенных знаний и умений в профессиональной ориентации. В результате этого формируется определенный уровень готовности подростка к перемещению в профессиональном пространстве, адаптации к изменяющимся условиям, взаимодействию с различными учреждениями образования, обеспечивается становление профессиональной мобильности подростка в современном мире. Говоря о профессиональной мобильности как факторе профессиональной успешности, следует отметить ряд важных, на наш взгляд, моментов. Во-первых, профессиональная мобильность есть качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; во-вторых, деятельность человека, обусловленная постоянно меняющимися тенденциями в развитии общества и производства; в-третьих, процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды. Многие ученые, изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменения. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны, профессиональная мобильность специалиста выступает, как результат полученного образования, а с другой, как фактор, определяющий это образование. Отсюда следует, что формирование типа личности есть одно из условий проявления мобильности молодого специалиста, обеспечивающее ему профессиональную успешность. В русле такого подхода отечественными и зарубежными специалистами в области социологии были проведены исследования, в которых выявлено влияние различных факторов социальной среды, окружающей ребенка с момента его рождения. В одних исследованиях постулируется решающая роль общения между родителями и детьми на развитие интеллекта последних, в других описана зависимость интеллекта от числа детей в семье и т.д. Несомненным остается только тот факт, что существует зависимость успешности формирования и развития личности подростка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи.
Вопрос профессионального самоопределения и, как следствие, профессиональной мобильности, во многом зависит от атмосферы, складывающейся в семье, степени ее благополучия или неблагополучия. Так, психологическая атмосфера неблагополучной семьи формирует негативные предпосылки для профессионального самоопределения подростков в объективном и субъективном плане. А именно: неадекватная самооценка и самосознание, чувство выученной беспомощности подростка формирует низкое стремление к достижениям, блокирует стремление к самореализации, приводит к тому, что сферой самореализации становится асоциальная деятельность; низкий познавательный интерес, интеллектуальная неразвитость подростка сужает сферу его профессиональной пригодности; эмоциональная неразвитость формирует индифферентное отношение подростка к профессиональному самоопределению. Объективная ситуация профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей характеризуется материальной несостоятельностью родителей, и это сужает возможности выбора образовательного учреждения, приводит к компромиссному выбору профессии, без учета своих индивидуально-психологических особенностей. Кроме того, несогласованность потребности экономики в специалистах с объемом их выпуска в образовательных учреждениях приводит к безработице, трудоустройству не по специальности. Таким образом, взаимоотношения в семье формируют подростка (будущего специалиста), его взгляды, нравственную ориентацию, раскрывают перспективы развития общества и культуры. В семье появляются определенные ценности и антиценности, которые непосредственно и постоянно влияют на состояние и уровень культурного комфорта, а, следовательно, и на устойчивость человека в окружающей социокультурной среде. Семейное и общественное воспитание тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Однако, семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что здесь огромную роль играет родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Социальная активность семьи, ее структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живѐт и функционирует. Среди этих обстоятельств - уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, а также место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений и, следовательно, профессиональную ориентацию и профессиональную мобильность подростка. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, формирования жизненных планов, социальной направленности личности.